К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Это урок-закрепление сказки «Тёплый хлеб».  Пятиклассники закрепляют знание текста, учатся отвечать на проблемные вопросы,  давать оценку действиям героев, определять жанр произведения, составлять синквейны по алгоритму.  В ходе урока  прослеживается  познавательная,  коммуникативная  и  регулятивная  деятельность  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС.                                                                                                                                                                                                                                    

Зарицкая Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №2 Щёлковский район Московская область.

        Урок литературы

5 класс

       Тема урока: К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Цели урока: Совершенствовать навыки анализа текста, развивать творческие особенности обучающихся, прививать любовь к чтению произведений К.Г. Паустовского, развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.

 

Подготовиться к уроку литературы. Познакомиться с листами оценки своей деятельности по сбору информации о героях сказки.

Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с листами оценки своей деятельности.

Регулятивные:                         самоконтроль

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.

 

-Сейчас, мы  вспомним сюжет сказки и поиграем в игру «Рассыпанные открытки».

1.Раненый конь, хлеб.

2.Сорока на  дереве.

3.Деревня зимой.

- Итак, тема нашего урока…

-Определите, к какому жанру относится это произведение?

-Дайте определение этому понятию.

-Для чего человеку во все времена нужна была сказка?

- Найдите примеры сказа в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

-Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?

Обучающиеся собирают сюжет и показывают, что изображено на открытках.

Герои сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

К жанру сказа.

Сказ- это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

 Наш век – век техники, компьютеров, новых технологий. Но никто не  может запретить человеку мечтать. В сказках люди выражали свои лучшие устремления, веру в добро, справедливость, в счастье, в любовь. Сказки необходимы, потому что они дают надежду.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Логические: подведение под понятие.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Анализ текста.

Проблемные вопросы.

-Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

-Найдите в тексте описание человека, который вылечил коня?

- Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться?

-Как Филька встретил раненого коня?

-Прочитайте отрывок, как Филька закинул хлеб в снег?

-Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?

-Когда Филька понял сою вину перед конем и перед всей деревней?

-Опишите сцену, как произошло примирение Фильки с конем?

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

 Участвуют в обсуждении проблемных вопросах, формулируют собственное мнение, анализируют.

   Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда.

  Ученик зачитывает со слов «Панкрат был скорый на работу…» до конца абзаца.

  Мельнику было трудно его прокормить, поэтому он  пустил коня по деревне.

 Филька встретил коня недружелюбно, обидел его.

 Обучающиеся зачитывают со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…» до когда рассерженный конь бьет им себя по бокам…».

 Бабушка рассказала о том, что замерзли колодцы, воды нет, а значит, не будет муки, ни хлеба. Все это приведет к голоду.

Ночью Филька пошел на мельницу к Панкрату.

Дежурный проводит физкультминутку.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..

Чтение по ролям, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.

IV. Первичное закрепление Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия.

Ответы на вопросы.                              - Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в  «Теплом хлебе»?

- Назовите реалистичных героев?

- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. - Что заставило его измениться? Стали бы вы дружить с таким Филькой, каким он был в начале?

-Как вы понимаете название сказки «Теплый хлеб»?

-Найдите общее  в сказке К.Г.Паустовского с русскими народными сказками?

Самостоятельная работа.

Групповая работа. Составление синквейнов (задание по группам).                                       Проверка синквейнов.

Подберите эпитеты к слову «теплый»

Творческое задание.                                   Конкурс рисунков. 

Задание: Нарисуйте любимого героя сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

  Строят речевые высказывания в устной форме, находят информацию.

 Говорящие сорока, описание природы – возникновение метели.

 Это Филька, его бабка, Панкратий и т.д.

 В начале сказки Филька обидел коня, но осознал свою ошибку и они стали друзьями.

«Теплый»- значит данный рукой, от души.

 Погода «отреагировала», метель появилась, птица говорит.

Обучающиеся составляют                   синквейны по алгоритму.

1.Душа.

2. Холодная, отрешенная.

3.Согревает, понимает, сочувствует.

4.Осознал и понял ошибки.

5.Филька.

Вкусный, ароматный, душистый

Обучающиеся по одному выходят к доске, демонстрируют свой рисунок и рассказывают о герое.

Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

 Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Познавательные: сравнение, оценивание.

Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.

V.Итог урока Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Рефлексия

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке:                                                1. На уроке я работал…активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Домашнее задание (по выбору): придумать свою небольшую сказку или написать мини – сочинение «Как рождаются сказки».

Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили его,  что получилось, и чего не получилось, почему?

Выбирают домашнее задание.

Познавательные: сравнение, оценивание.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ , 5 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. ГЕРОИ И ИХ ПОСТУПКИ В СКАЗКЕ «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ».

ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Деятельность              учителя

                   Деятельность обучающихся

                                  1 этап урока Организационный  момент

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Настроить  обучающихся на работу. Познакомить с листами оценки по сбору информации.

Осуществлять самоконтроль готовности;

принимать и сохранять учебную цель

                                             2 этап урока Актуализация знаний

Выявить уровень знаний через организацию игры «Рассыпанные открытки».

Создать условия для осознания темы.

-Определить жанр произведения.

-Нахождение примеров из текста К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Организовать дискуссию по вопросу «Нужна ли сказка современному человеку».

Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности; подвести под понятие темы.

Выделять и извлекать нужную информацию.

Определять жанр произведения.

Обосновать и оценить собственную деятельность.

Взаимодействовать с учителем во время игры.

Слушать собеседника, строить для собеседника высказывания

Выражать свои мысли  полно и точно.                          

Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Контролировать правильность ответов.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;   дополнять, уточнять высказанные мнения.   Контроль.

Заполнение листка оценки

                                3 этап урока Проблемное объяснение нового знания

Организует обсуждение по содержанию текста.

Осуществляет работу по проблемным вопросам.

Организует беседу по содержанию произведения. Подводит к выводу, обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Применять новые знания на практике.

Уметь осуществлять анализ объектов произведения, рассуждать, доказывать.

Основные виды речевой деятельности.

Слушание и  чтение по ролям, говорение.

Осуществлять самоконтроль понимания текста.

Принимать и сохранять учебную цель; осуществлять самоконтроль.

                                       4 этап урока Первичное закрепление

Включает в систему знаний и повторения.

1.Организует беседу по вопросам.

Подводит итог беседы

2. Самостоятельная работа.            Организует групповую работу. Составление синквейнов.

3.Организует творческое задание.

-Нарисовать любимого героя из сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

4.Организует         физминутку.

Участвовать в беседе.

Выполнять действия по алгоритму.

Работать с творческим заданием.

Понимание текста, извлечение информации; осознанно строить речевое высказывание.

Осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Участвовать в обсуждении содержания текста

Осуществлять самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Аргументировать свое мнение.

Уметь использовать текст для регуляции своего действия.

Формировать выводы, строить понятные высказывания.

Коррекция, оценка

Самоконтроль понимания текста.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Самоконтроль выполнения задания

Контроль.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

                                                5 этап Итог урока и рефлексия

1.Организует рефлексию нового материала, изученного на уроке. 2.Организует  рефлексивный анализ учебной деятельности.

3.Организует оценивание учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4.Организует фиксацию неразрешенных затруднений на уроке.

Структурировать знания.

Обосновывать и оценивать собственную деятельность

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты.

Строить высказывания.

Контроль, коррекция

Обосновывать и оценивать правильность общения в соответствии с поставленной задачей.

Заполнения листка оценки.

Литература:                                                                                                                                                    

 1.Якунина Н.Н.,К.Г. Паустовский - «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке Н.Н.Якунина        //Литература в школе.-  2010.- №5, с.38-40

2. Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки» - Л. Издательство ЛГУ, 1986 - 364с.  

3.Паустовский К.Г. Теплый хлеб и другие рассказы/ К.Г. Паустовский.- М.: Стрекоза – Пресс, 2007. – 61 с.

4.Паустовский К.Г.Повесть о жизни.Т.1.-М.:Современный писатель,1993.

5.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2009.

6. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...

Конспект урока по литературе в 5 классе К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»

Конспект урока по литературе в 5 классеК.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»...

Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - книга о силе человеческого духа. Характер главного героя и его поступки. 5 класс

Материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения. Определен объем необходимой информации для обзорного или углубленного знакомства с романом....

Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»

Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»...