Работа с одаренными детьми на уроках русского языка
статья

Смольянинова Элла Петровна

Методические находки по использованию интеллектуального потенциала обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Смольянинова Элла Петровна

АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

         Работа с одаренными детьми – одна из составляющих учебно-воспитательного процесса. Всепоглощающее любопытство, высокий уровень интеллекта, стремление к самостоятельности, способность к творчеству – вот главные отличительные черты одаренных детей. Эти черты не только могут являться факторами, значительно усложняющими для преподавателя учебный процесс, поскольку необходима колоссальная дополнительная подготовка и умение дифференцировать каждое задание, но и создают возможность разнообразить уроки, сделать их более насыщенными.

          Не отрицая важности и целесообразности всего комплекса мероприятий в работе с одаренными детьми, в который непременно входят и индивидуальные занятия, и факультативы, и метод проектов, особое внимание следует уделить все-таки уроку: ведь именно урокам отводится наибольшее количество часов по учебному плану. Именно на уроке необходимо поддерживать и стимулировать интерес одаренных детей, который может угасать из-за простоты некоторых тем.

И именно на уроке всегда есть место для самых разных сфер проявления одаренности: интеллектуальной, сферы академических достижений, творчества.

           Каким образом можно использовать интеллектуальный потенциал   учеников с целью их развития и в то же время внести разнообразие в урок?

          Работа ведется в двух направлениях. Одно заключается в усложнении заданий, которые предлагаются в качестве домашних. Эти задания призваны не просто занять ученика, но и пробудить в нем интерес к открытиям, развить высокие формы мышления и познавательные способности, дать возможность выхода творческой энергии. Можно предложить, например, следующее: составить интересное с точки зрения синтаксиса предложение, содержащее факты по этимологии; подготовить набор предложений, как можно более полно иллюстрирующих определенное правило пунктуации, а также содержащее одно из лексических явлений (фразеологизм, синонимы, антонимы…); составить «досье» на какое-либо слово, используя наибольшее количество словарей.

         Смысл такой работы заключается в толковании лексического значения, указании норм правописания и произношения, нахождении сведений по этимологии, составлении полной парадигмы слова, воспроизведении словообразовательного гнезда. «Досье» может быть бесконечным. Дети сами предлагают все новые и новые его аспекты. Так, например, полезными оказались иллюстрация употребления заданного слова в пословицах, поговорках, крылатых выражениях; подбор к заданному слову синонимов, антонимов; составление предложения, а которых заданное слово играло бы роль разных членов предложения.

         Второе направление в работе не касается программного материала, но напрямую связано с современной языковой ситуацией, что тоже является предметом заботы учителя. По словам Э.Неизвестного, литературный язык сегодня – это иностранный язык, нормальный же язык – это смесь жаргона с канцелярскими клише. Действительно, особая тенденция развития русского языка на современном этапе заключается в жаргонизации, появлении нового компьютерного сленга, языка рекламы, особой речи политиков, финансистов. Невозможно закрывать на это глаза. Именно поэтому по несколько минут можно выделять для занятий «полусерьезными» вещами на материале современного русского языка. В подборе вопросов активно участвуют ученики. Вот примеры некоторых заданий: перевести на литературный язык современные «кемпер», «нуб»; проанализировать этимологию слов «видюха», «демка»; определить значение современных канцеляризмов; найти новые фразеологизмы; охарактеризовать и прокомментировать способ языковой игры в рекламных слоганах или заголовках СМИ. Такая работа способствует необыкновенной популяризации предмета, вызывает неподдельный интерес и внимание к слову и нейтрализует эффект «запретного плода»: сленг и жаргон, которые препарированы на уроке перестают быть столь привлекательными и часто употребляемыми.

           Одаренные ученики – мощнейшие генераторы идей, и работа, проведенная с ними и с их помощью, во многом помогает учителю решать важнейшие образовательные задачи.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.

Статья и презентация об особенностях работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не тольк...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)

  Статья  об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой  -  творческое и интеллектуальное  развитие  ребе...