Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку по теме
Статья и презентация об особенностях работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.ppt | 2.8 МБ |
odaryonnye_deti.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренные дети, как хрупкие цветы, требуют бережного отношения к себе, понимания и свободы творчества Г.Я.Кудрина
Одаренный ребенок Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.
Характерные черты одаренных детей оригинальность мышления гибкость мышления продуктивность мышления легкость ассоциирования способность к прогнозированию способность к самооценке специфические интересы и склонности большой словарный запас отличная память высокая концентрация внимания склонность к задачам дивергентного типа типа сверх- чувствительность к проблемам любопытство, любознательность, познавательная потребность Характерные черты одаренных детей
Модель одаренности Ж. Рензулли Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность); настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность). Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
«Поле» взаимодействия одаренного ребенка «Одаренность определяется врожденными задатками, но сможет ли она развиваться- зависит от окружения.» Э.Ландау Психолог Учителя Родители Сверстники
Работа с одаренными детьми Цель : выявление доминирующих способностей у детей, оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации. Предупреждение развития одаренности по скрытому типу.
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей Система психологических и педагогических мер, способствующих конструктивному развитию личности ребенка, развитию у него конструктивного и гибкого подхода к главным формам и условиям современного и будущего мира. Иными словами, дети должны быть способными гибко и адекватно приспосабливаться к самым различным социально – экономическим условиям, уметь быть успешными в деятельности и строить взаимовыгодные отношения
Формы работы с одаренными детьми Расширение знаний по отдельным предметам Разноуровневый подход в обучении Профильные классы Курсы по выбору и элективные курсы Отслеживание результатов
Формы работы с одаренными детьми Использование тестов, выявляющих общие и доминирующие способности, творчество детей Совместная работа по выявлению высоких способностей по результатам краевых, городских олимпиад, соревнований, конкурсов, выставок Подключение педагогов и преподавателей вузов для индивидуальной работы с учащимися Оказание помощи советом, рекомендациями Отслеживание результатов
Категории одаренных в умственном отношении детей: Дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях; Дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность); Дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценки; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Цель: Организовать такую работу с ребенком, которая не тормозит и не сдерживает, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей, раскрытия и реализации скрытых возможностей. Помочь ребенку в дальнейшем развитии и закреплении склонностей и поддержке самостоятельности, смелости в отступлении от общепринятого шаблона, а также поиске нового способа решения.
Учимся видеть прекрасное
Творческая деятельность
Внеклассная работа по предмету
Наши достижения
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению. С другой стороны, не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабо успевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую педагог вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Поэтому одним из приоритетных направлений должно стать совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности его. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Также одаренные дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для него не существует стандартных требований (все как у всех), ему сложно быть конформистом, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с его интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение: «так принято» - не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем. Социальная нетерпимость одаренных детей влияет на их социальный статус, когда они оказываются в положении «белых ворон». Необходимо помнить, что одарённые дети часто очень ранимы, обладают неустойчивой психикой, им конфликтуют с одноклассниками. В этой связи необходимо добиваться изменения социального статуса одаренных детей и готовить педагогов для работы с такими детьми.
Прежде всего педагог должен уметь видеть одарённых учащихся. Современной психологией и педагогикой «одаренность» трактуется как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности.
Признаки одаренности:
1) новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать новые приемы и закономерности;
2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции (развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество);
3) рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий);
4) особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.
Вот задачи, которые учитель должен ставить пред собой перед собой:
создать условия для индивидуального развития личности учащихся , соответствующие их способностям и дарованиям, через систему воспитательной работы;
проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности;
создать условия для осуществления исследовательской деятельности учащихся и педагога в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования.
Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от стандартных приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» надо перейти к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.
Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
Некоторые педагогические технологии могут на уроках способствовать развитию одарённых детей, их логического и ассоциативного мышления. Хочется поделиться своим опытом в решении данного вопроса.
При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда учитель не говорит учащимся готовые сведения, а предоставляет учащимся необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы.
Проблемными можно считать и задания типа: являются ли родственными слова «облако» и «Волоколамск», «немец» и «немой»? Не все учащиеся возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ (практикую подобные вопросы в качестве дополнительного домашнего задания). Затем учащиеся выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.
Как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы домашнее задание было дифференцированным, включало в себя как обязательную часть, так и исследовательскую и творческую. Примеры исследовательских заданий были приведены выше. А в качестве творческого вида работы учащимся предлагается создавать лингвистические сказки, готовить сценки типа «Говорите по-русски правильно», составлять кроссворды, делать иллюстрации. Были случаи, что ребята даже приносили стихи собственного сочинения после изучения такой темы, как «Имя числительное как часть речи».
Как правило, большой интерес у учащихся вызывает изучение лексики и фразеологии. Изучение фразеологии позволяет осуществлять межпредметные связи, развивает кругозор учащихся. Учащиеся получают задания объяснить значение и происхождение устойчивых сочетаний типа «танталовы муки», «сизифов труд», «погибоше, яко обры». Для этого им необходимо обратиться к мифологии, истории, справочной литературе.
Интересен и проектный метод. В прошлом учебном году учащиеся 8-ых классов готовили лингвистические проекты в группах на темы «Особенности топонимов Егорьевского района», «Гидронимы Егорьевского района», «Их имена носят улицы нашего города», «Народная топонимика в Егорьевске». Данная работа была направлена на развитие не только лингвистических и коммуникативных умений и навыков, но и на повышения интереса к истории и культуре родного края. Защита этих проектов прошла очень успешно.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки), уже традиционной стала в школе игра-путешествие для пятиклассников «В стране выученных уроков», которая проводится по аналогии с известной игрой «Форт Боярт». Команды перемещаются по кабинетам школы согласно своим путевым листам, где их ожидают старшеклассники с различными заданиями из всех разделов лингвистики. Данное мероприятие всегда вызывает интерес как у учащихся пятых классов, так и у старшеклассников, даёт возможность проявить себя первым в решении сложных задач, вторым в роли организаторов и эрудитов, которые всё знают.
Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-проекты по предметам. Так учащиеся нашей школы в прошлом учебном году довольно успешно выступили в Интернет-олимпиаде по русскому языку, в проекте «Русский медвежонок».
Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.
Литература :
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
Журнал « Завуч школы» № 3,1997г.
Е. Тропп. «Я воспитываю одарённого ребёнка».
С. Лупан. «Поверь в своё дитя».
Г. Доман. «Гармоничное развитие ребёнка».
О. Боброва. «Эффективность работы с одарёнными детьми».
В. Лизинский. «Приёмы и формы в воспитании».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Выступление на районном семинаре по данной теме....
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...
работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не тольк...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)
Статья об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой - творческое и интеллектуальное развитие ребе...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...