Глагол.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Глагол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.pptx86.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Слайд 2

Брал (что?) книгу (винительный падеж). Встречать (кого?) его (винительный падеж). В некоторых случаях дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: при отрицании: не выпить (чего?) молока (родительный падеж) ; при указании на часть предмета: отрезал (чего?) хлеба (родительный падеж).

Слайд 3

Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами: - ся , - сь (торопиться, готовиться, познакомиться, бояться, надеяться, гордиться, очнуться, смеяться, стараться, оперилась, унеслось); -е- (краснеть, обессилеть, висеть) ; - нича -(- ича ) (сотрудничать, капризничать, жадничать ).

Слайд 4

Непереходные глаголы могут обозначать : 1) психическое, физическое состояние, положение в пространстве ( мечтать, заболеть, прилечь ); 2) движение ( летать, бежать ); 3) профессиональные либо непрофессиональные занятия ( слесарничать, рукодельничать ); 4) становление и выявление качеств ( подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Слайд 5

Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях . Я всегда говорю правду. Наш ребёнок уже разговаривает. Вечером буду учить уроки. Я выращиваю цветы. Я попросила его поторопиться. Дедушка принёс воду из колодца. Я иду.

Слайд 6

Распределите словосочетания по принципу: глагол + сущ. в Р. п. и глагол + сущ. в В . п . Собрать грибов, выпить чаю, угостить друзей, любить сына, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася, купить конфет.

Слайд 7

Правильный ответ. Глагол + сущ. в Р. п.: выпить чаю, купить конфет, собрать грибов. Глагол + сущ. в В . п: любить сына, угостить друзей, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася.

Слайд 8

Установление соответствий между элементами двух множеств Определите, что обозначают глаголы в словосочетаниях и распределите их по группам. Действие , которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него. Действие , не переходящее на прямой объект. Покупать игрушки, дует ветер, накрывать стол, летит птица, приглашать родственников, идёт дождь .

Слайд 9

Правильный ответ: Действие , которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него: покупать игрушки, накрывать стол, приглашать родственников. Действие , не переходящее на прямой объект: идёт дождь, дует ветер, летит птица.

Слайд 10

Наклонение глагола Изъявительное наклонение Условное (сослагательное) наклонение Повелительное наклонение Обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт на самом деле. Обозначает действия, желаемые или возможные при определённых условиях. Они не изменяются по лицам. Используется только форма прошедшего времени. Обозначает такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить; употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа; не изменяются по временам. На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь. Мягкий знак сохраняется перед - ся и -те. Познакомь, познакомьте, познакомься. Ребёнок ел кашу; ребёнок ест кашу; ребёнок будет есть кашу. Спел бы, спела бы, спели бы. Спой, спойте. Обозначает реальное, уже совершаемое кем-то действие. Обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло. Обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло.

Слайд 11

Условное наклонение: купила бы, помог бы. Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Частица бы (б) всегда пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться другими словами. Я почитал бы книгу. Мы бы побегали. Я бы с удовольствием сходил в театр. При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы , например: Мы купались бы и загорали . Мы бы купались, но заболели.

Слайд 12

Глагол в форме условного наклонения изменяется по числам и в единственном числе – по родам. Он предпочёл бы остаться дома. Она предпочла бы поездку на море. Они предпочли бы вечернюю прогулку.

Слайд 13

Глаголы в условном наклонении в предложении выполняют функцию сказуемого, частица при этом также входит в состав сказуемого. Тут и мама перестала б Говорить, что я лентяй. Сказуемое перестала б говорить.

Слайд 14

Обратите внимание, что в разговорной речи повелительное наклонение может употребляться вместо условного: Знай (вместо знал бы) я ремесло – жил бы в городе (Максим Горький). И наоборот, форма условного наклонения употребляется вместо повелительного для смягченного выражения пожелания, совета, например: Ты бы ложилась (вместо ложись), нянечка (Антон Павлович Чехов).

Слайд 15

Установите соответствия между названиями наклонений и их значениями . 1. Изъявительное наклонение. 2. Условное наклонение. 3. Повелительное наклонение. а ) О действии говорится как о желаемом, возможном. б) Действие происходит на самом деле. в) Обозначает совет, просьбу, приказ.

Слайд 16

Найдите ряд, в котором все глаголы стоят в изъявительном наклонении. 1 ряд: нарисовал, нарисуй, нарисую, спрашиваешь, спрашивали, спросим, люблю, любил, буду любить, приготовлю, приготовили, приготовим. 2 ряд: нарисовал бы, спросила б, любили бы, приготовил бы. 3 ряд: нарисуй, нарисуйте, спроси, спросите, люби, любите, приготовь, приготовьте.

Слайд 17

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить. Повелительное наклонение включает: приказ (повеление, отсюда и название); просьбу, вежливое поручение, совет и так далее. Иди ! ( побуждение к действию).

Слайд 18

Смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Всё зависит от интонации, мотива, а также от наличия или отсутствия слов-сигналов вежливости в предложении: будьте добры, пожалуйста и других. Будьте добры, напишите, пожалуйста, отзыв об экскурсии. Принесите мой портфель. Давайте сходим в театр. Немедленно покиньте помещение! Пусть покажет билет.

Слайд 19

Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам, но обычно употребляются в форме 2 лица. Они не изменяются по временам. Рассмотрим примеры. Повелительное наклонение (единственное число, второе лицо): молчи, рисуй, шей, заморозь, лечи, лечись. Повелительное наклонение (множественное число, второе лицо): молчите, рисуйте, шейте, заморозьте, лечите, лечитесь.

Слайд 20

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются с помощью суффикса -и или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе – оканчиваются на -те. Напиши , слепи, отнеси. Напишите слепите, отнесите. На конце глаголов в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак. Слезь , отрежь, повесь. Мягкий знак сохраняется перед - ся и -те. Слезьте , отрежьте, повесьте.

Слайд 21

Форма повелительного наклонения может образовываться при помощи частиц: пусть, пускай, да, давай . Однако в этом случае глагол будет стоять в форме изъявительного наклонения настоящего времени. Пусть всегда будет солнце! Будет – глагол в изъявительном наклонении будущего времени.

Слайд 22

Глаголы могут обозначать резкое требование. В этом случае используется инфинитив. Слушать мою команду! Слушать – инфинитив. Глаголы повелительного наклонения используются в приказах, инструкциях. Выполните , создайте, прочитайте.

Слайд 23

В некоторых конструкциях глаголы повелительного наклонения являются частью фразеологизмов: хоть шаром покати, того и гляди, то и знай, хоть глаз выколи, и поминай как звали.

Слайд 24

Следует различать формы повелительного и изъявительного наклонения. Во втором лице во множественном числе пишется: -ите в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения; -ете только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения. Когда Вы выберете новую машину ? (выберешь) Выберите эту машину! (выбери) Вы помните это событие? (помнишь) Помните это событие! (помни)

Слайд 25

Нужно запомнить такие формы повелительного наклонения, как: ляг (лягте), положи, клади, поезжай, маши и так далее. В значении глаголов повелительного наклонения могут выступать глаголы других наклонени .

Слайд 26

Вставьте в текст рецепта подходящие по смыслу глаголы в форме повелительного наклонения. Пирог с яблоками . ________ три яблока. ______ их и нарежьте дольками. _______ тесто для пирога. Для этого три яйца ______ венчиком, ______ стакан муки и всё ________. Яблоки смешайте с тестом и полученную массу ____________ в форму для выпекания. ___________ пирог в разогретой духовке до 180 градусов в течение 30 минут. Приятного аппетита! приготовьте запекайте возьмите взбейте добавьте почистите перемешайте залейте

Слайд 27

Распределите глаголы по группам: инфинитив, глаголы в изъявительном наклонении, глаголы в условном наклонении, глаголы в повелительном наклонении. Придёшь , отнеси, прийти, сделало, смотреть, написать, сделать, увлечь, приготовит, получи, смотрит, увидит, поешь, взяли, подойди, прочитал бы, действовать, заслушал бы, станут, начнут, сбегай, собрала бы, достал, сберёг бы.

Слайд 28

Употребление наклонений Мы знаем, что глаголы изменяются по наклонениям. Вспомним , что в изъявительном наклонении обозначаются действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле; в условном – действия, которые могли бы произойти при каких-то условиях; в повелительном – действия, которые кто-то просит или требует выполнить.

Слайд 29

Прочитайте предложения . Укажите наклонение. Маша говорит: «Я смотрю мультфильм». Наташа говорит: «Я только что смотрела мультфильм». Ваня говорит: «Я буду смотреть мультфильм». Обратите внимание на формы глагола: смотрю, смотрела, буду смотреть . Они обозначают реальные действия. Это изъявительное наклонение .

Слайд 30

Продолжим рассматривать примеры. Миша сказал: «Я смотрел бы мультфильмы, если бы их показывали». Форма глагола смотрел бы показывает, что действие могло бы произойти при каких-то условиях. Это условное наклонение.

Слайд 31

Предположим, что Саша и Костя смотрят мультфильм. Костя постоянно отвлекается, и Саша говорит ему: « Смотри мультфильм и не отвлекайся!» Форма глагола «смотри» выражает приказ или просьбу. Это повелительное наклонение.

Слайд 32

Прочитаем предложения. Немедленно прекратили разговоры ! В первом предложении глагол прекратили изъявительного наклонения употребляется в значении повелительного наклонения. Изъявительное наклонение употребляется для усиления категоричности просьбы. Слушать мою команду ! В предложении «Слушать мою команду!» инфинитив « слушать » выступает в роли повелительного наклонения, обозначает резкое требование. Нечего долго об этом думать, сел да и написал ей письмо . В предложении «Нечего долго об этом думать, сел да и написал ей письмо» глаголы сел и написал изъявительного наклонения употребляются в значении условного наклонения.

Слайд 33

Прочитаем предложения. Ты бы сходил к нему . В предложении «Ты бы сходил к нему» глагол сходил бы условного наклонения выступает в значении повелительного наклонения, когда употребляются для смягчения приказа или в значении осторожного, учтивого пожелания. Приди ты раньше, мы бы успели на поезд. В предложении «Приди ты раньше, мы бы успели на поезд» глагол приди повелительного наклонения выступает в значении условного наклонения для выражения условия или долженствования.

Слайд 34

Глаголы повелительного наклонения можно смягчить, используя слово пожалуйста. Из этимологического словаря можно узнать, что это слово произошло от частицы пожалуй и старинного уважительного обращения ста. На вежливую просьбу со словом пожалуйста часто используют ответную со словом спасибо. Спасибо образовано от словосочетания «Спаси Бог».

Слайд 35

Выберите правильный ответ. Глаголы в изъявительном наклонении: а) изменяются по временам; б) не изменяются по временам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...