Технологическая карта занятия в рамках курса «Практикум по русскому языку в 9 классе»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Заняти направлено на подготовку к написанию сочинения в рамках итоговой аттестации за курс 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в рамках курса

«Практикум по русскому языку в 9 классе»

Учитель: Адашан Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хиславичская СШ»

Класс: 9

Предметная область: русский язык

Тема занятия Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3 КИМ)

Тип: занятие общеметодической направленности.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 9 класса в предметной области «Русский язык».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых при подготовке к написанию сочинения;

- формирование умения извлекать информацию из предложенного текста;

- обобщение и классификация языковых явлений по признакам.

 Регулятивные:

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

- формирование умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развитие умения работать в группе;

- развитие умения слушать и понимать других;

- оформление своих мыслей в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- повторение средств выразительности русского языка;

- орфографический анализ слов;

- синтаксический анализ словосочетаний и предложений;

- пунктуационный анализ предложений с прямой речью, сложных предложений (СП);

- отработка способов сжатия текста;

- отработка алгоритма работы над сочинение-рассуждением.

Планируемый результат: уметь использовать алгоритм написания сочинения – рассуждения (С-9.3) при сдаче ОГЭ по русскому языку.

Основные понятия: «изложение», «способы сжатия текста», «сочинение-рассуждение», «сложное предложение», «знаки препинания в СП», «обособленные члены предложения», «прямая речь».

Межпредметные связи: литература, музыка.

Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.

  1. Организационный момент.

Аудиозапись «Тех в рай не пускают, кто предал своих» (приложение № 1)

Ваша задача – определить тему нашего занятия.

О чём же пойдёт речь? Тема предательства, тема важная во все времена.

- Дадим определение этой категории:

Предательство – вероломная выдача кого-либо кому-то или чему-то другому, либо нарушение верности (синоним – измена). Предательством чаще всего называют оставление друга в беде и государственную измену.

Один из текстов для изложений в КИМах связан с данной темой.

  1. Работа с текстом:
  1. Прослушать текст, определить тему, основную мысль (приложение № 2).

 Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. (3) Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. (4) Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  (5) В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга". 

   Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. (8) Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но, для того чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности. 

   Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

Вывод: тема текста – предательство, основная мысль – заключена в последнем предложении:  

- жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной

Работа с текстом (раздаточный материал):

1. Укажите средство выразительности в предложении (анализ средств выразительности – задание № 7 КИМ)

(3) Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. (фразеологизм) 

Во Фразеологическом словаре русского литературного языка читаем: отдавать душу. 

Устар. То же, что Отдавать богу душуМавра всё ни гу-гу, а на третий-то день, глядь, и душу отдала, померла, родимая; знать уж так суждено ей было (Григорович. Деревня). Уж ты лучше признайся: ты меня не любишь? — Лопни мои глаза, ежели не люблю. Кажись, душу за тебя готов отдать… 

во как! (Н. Успенский. Любовное объяснение).

Каково значение фразеологизма в данном контексте?

Отдаваться чему - либо целиком, полностью, делать что - либо увлеченно, с любовью

2. Орфографический анализ (задание № 5 КИМ):

1) Из 2 абзаца выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного (бесконечности), в 3-ем найти слова с данной орфограммой: разрушает, размышлениями, бессмысленной

  1. Из последнего абзаца выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН»:

бессмысленной

  1. Объяснить постановку дефиса в словах по-разному, кто-то (привести пример раздельного написания по разному (пути).
  1. Синтаксический анализ (задание № 4 КИМ):
  1. Выпишите грамматическую основу последнего предложения, охарактеризуйте её: жизнь становится пустой, никчёмной и бессмысленной (составное именное сказуемое)
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8.

Совесть - функция души, а у предателя ее нет. (2 основы: совесть – функция, нет)

  1. Замените словосочетание «функция души», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
  1. Пунктуационный анализ (задание № 3 КИМ): объяснить постановку двоеточия в 4-ом и 5-ом предложениях.

- 4 предложение - сложное бессоюзное, вторая часть раскрывает содержание первой части.

- 5 предложение – это предложение с прямой речью, которая стоит после слов автора.

Перестроить пятое предложение в СПП предложение.

[В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго], (который говорил), (что он безразлично относится к ножевым ударам врага), но (ему мучителен булавочный укол друга). 

- записать, выделить грамматические основы, составить схему, о сложных предложениях с несколькими придаточными более подробно мы будем говорить на последующих уроках.

  1. Работа в группах

 1 группа - Среди предложений 1 абзаца найдите предложение, осложнённое вводной конструкцией 

Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто.

2 группа - Среди предложений 2 абзаца найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть.

3 группа - Среди предложений 3 абзаца найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями.

Найдём сложные предложения, определим их вид.

 1 группа: Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  

   2 группа: Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет.

  3 группа: Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями.

III.  Подготовительная работа для написания изложения (повторение, т.к. подобная работа проводится регулярно, то на уроке не занимает много времени. У каждого ученика есть исходный текст, на данном этапе работа проводится устно)

  1. Работа над сжатием исходного текста:

- Вспомним способы сжатия (Памятка имеется у каждого ученика и используется при проведении подобной работы):

исключение, 

обобщение, 

упрощение. 

1. Исключение: 

исключение повторов;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение: 

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение: 

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Возможный вариант

 Меня предал родной человек, лучший друг. Такие высказывания мы слышим часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. Виктора Гюго говорил, что он безразлично относится к ножевым ударам врага, но ему мучителен булавочный укол друга. 

 Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет.

   Предательство разрушает достоинство человека. Предатели ведут себя по-разному: пытаются оправдать содеянное, стараются все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

3. Работа в группах. С 9.3 сочинение- рассуждение (подготовка)

1. В русской литературе много произведений, в которых поднимается тема предательства. Прежде, чем мы приступим к творческой работе, послушайте 2 стихотворения (читают подготовленные ученики):

ВО ВСЕ ВЕКА...

Во все века,

Всегда, везде и всюду

Он повторяется,

Жестокий сон, —

Необъяснимый поцелуй Иуды

И тех проклятых сребреников звон.

Сие понять —

Напрасная задача.

Гадает человечество опять:

Пусть предал бы (Когда не мог иначе!),

Но для чего же

В губы целовать?..              

                                              Ю. Друнина

Какой к добру ты ни горел бы жаждой

Какой к добру ты ни горел бы жаждой,

Не торопись предателя прощать.

Ведь тот, кто изменил хотя б однажды,

Навряд ли сможет вновь не изменять.

                                                 Э. Асадов

- Случалось ли вам встречаться с предательством и предателями?

- Предавали ли сами?

- Можно ли простить предательство?

Всё это очень сложные нравственные вопросы, на которые трудно дать ответ даже самому себе. Но давать надо.

- В каких художественных произведениях эта тема поднимается? – примеры приводят дети, при необходимости – дополняет учитель:

В пьесе А. Островского «Гроза» раскрывается трагедия Катерины, которая дважды была предана близкими. Первое предательство – со стороны мужа, который, зная, в каком бедственном положении она находится, покидает ее. Второе – от Бориса, с которым Катерина надеялась обрести любовь и поддержку. Предательство в дружбе затрагивается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».  Онегин, решив проучить своего друга, проявляет внимание к Ольге, в которую влюблен Ленский. Расценив такой поступок, как предательство, Ленский вызывает Онегина на дуэль и погибает. Евгений, будучи старше и опытнее, мог бы не допустить такого развития событий, но, опасаясь обвинения в трусости, предает дружбу.

Примером первого жизненного опыта, проверки чувств и становления характера является ситуация, описанная в повести В. Железникова «Чучело». Лена – добрый и преданный человек, который верит в искренность и честность, сталкивается с первым в жизни предательством. Дима, вину которого девочка взяла на себя, оказался трусливым и малодушным человеком. Он позволяет одноклассникам издеваться над Леной из страха осуждения и потери авторитета. Героиня повести проходит через унижение и моральное уничтожение, но все равно не предает своего друга, который оказался неспособным оценить истинные человеческие качества.

У писателей, прошедших Великую Отечественную войну, -  совсем иной подход к этой теме. Например, у Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» мы не встретим описания боев, как у Твардовского или Бондарева. Здесь затрагивается иная тем — тема предательства. Предательство во время войны не требует ни объяснений, ни оправданий, потому что человек, ступивший на эту дорогу, будет идти по ней до конца, не беспокоясь о жизни друзей, о судьбе Родины, заботясь лишь о своем обесцененном и обессмысленном существовании.

IV. Работа над сочинением «Что такое предательство».

1 группа – дать определение предательству

2 группа –   примеры из литературы

3 группа – пример из жизни

  1. Родители бросают своих детей.
  2. Оставить друга в трудной жизненной ситуации.
  3. Измена Родине.
  4. Отступничество в религии.

4 группа – вывод:

Предательство — самый низкий поступок человечества. Он бьет больнее всего, поэтому никогда не смейте нарушать клятву верности, данную близким людям, чего бы это Вам не стоило. Ведь слава, богатства, успех не принесут Вам истинного счастья, которое Вы можете испытать вместе со своим родным человеком…

Пока живут люди, будет жить такое качество, как предательство. Каждый человек сам для себя решает: сохранить свое достоинство или же стать предателем ради своей выгоды…

V. Зачитывание группами микротем сочинения. В итоге получается сочинение С 9.3.

VI. Вывод.

Л.Н. Толстой сказал: «Когда тебя предали - это всё равно, что руки сломали. Простить можно, но обнять уже не получается».

VII. Д/З к следующему занятию написать сочинение «Что такое предательство»

Источники

  1. https://rus-ege.sdamgia.ru/
  2. https://phraseology.academic.ru/8009/Отдавать_душу
  3. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-1
  4. https://stihi.ru/avtor/ustinlalin
  5. https://heaclub.ru/kakoe-predatelstvo-samoe-strashnoe-argumenty-dlya-sochineniya-primery-iz-literatury-dlya-ege


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке

«Технологическая карта урока»         Тема урока:  Способы словообразования в русском языке ...

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"

Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов....

Технологическая карта урока "Закрепление изученного по теме "Союз", русский язык 7 класс

Технологичекая карта урока русского языка в 7 классе в соответствии с  требованиями ФГОС....

Сценарий занятия в рамках курса «Практикум по русскому языку»

Материалы занятия могут быть использованы в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3 КИМ) в 9 классе...

Технологическая карта занятия в рамках курса ВУД на английском языке "Part-tme jobs for teenages"

Технологическая карта занятия в рамках курса ВУД на английском языке "Part-tme jobs for teenages" для обучающихся школ с углебленным изучением английского языка создана в соответствии с тема...