Практикум по русскому языку (10 класс)
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Занятия направлены на подготовку к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._praktikum_10_klass.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хиславичская СШ»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей русского языка и литературы

«  » августа 2018 г.

Рук. ММО____Т.В. Сафонова

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол №1

от « 29 » августа 2018 г.

Утверждаю

Приказ №

от «29»    августа 2018 г.

 Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

___________ Е.И.Адашан

Рабочая программа по предмету по курсу «Практикум по русскому языку»

Автор-составитель программы

учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории Адашан Е.И.



  1. Результаты освоения  предмета по выбору  «Практикум по русскому языку»

личностные:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

метапредметные:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

предметные:

Выпускник научится:

– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и

неизвестную информацию в приведённом  тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,

отбирать и анализировать полученную информацию;

– оценивать стилистические ресурсы языка;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

Выпускник получит возможность научиться:

– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

– использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы.

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы 

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы 

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы 

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Работа с текстом

Проблема текста. Комментарии к проблеме. Авторская позиция. Аргументация собственной позиции. Композиция сочинения. Речевое оформление сочинения.



Тематическое планирование

Введение

2

Языковые нормы.

1

Орфоэпические нормы 

2

Лексические нормы

5

Грамматические нормы

5

Словообразовательные нормы

6

Морфологические нормы 

15

Синтаксические нормы 

20

Работа с текстом

12

Итого

68 часов

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

№ п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата

1.

Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

2.

 Входной тест.

1

3

 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

1

4.

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

2

5.

Лексическое и грамматическое значение слова.

1

6.

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

2

7.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

2

8.

Грамматические нормы.

1

9.

Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические.

2

10.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

2

11.

Словообразовательные нормы. Способы словообразования.

2

12.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

4

13.

Морфологические нормы.

1

14.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1

15.

.Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка.

2

16.

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

3

17.

Служебные части речи.

1

18.

Междометия. Звукоподражательные слова.

1

19.

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

3

20.

Грамматические средства связи.

1

21.

 Речевые ошибки на морфологическом уровне.

2

22.

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.

2

23.

 Предложение. Порядок слов в предложении.

1

24.

Простые и сложные предложения.

1

25.

Односоставные предложения. Неполные предложения.

3

26.

Нормы согласования

1

27.

Нормы управления.

1

28.

Нормы примыкания.

1

29.

Синтаксическая синонимия.

1

30.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

2

31.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

2

32.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

2

33.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

2

34.

Итоговое тестирование.

2

35.

Проблема текста.

2

36

Комментарии к проблеме.

2

37

Авторская позиция.

2

38

Аргументация собственной позиции.

2

39

Композиция сочинения.

2

40

Речевое оформление сочинения.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по русскому языку (8 класс)

Файл содержит планирование материала факультативных занятий по русскому языку в 8 классе (34 часа). Практикум используется для коррекции знаний обучающихся по основным темам курса русского языка в 8 к...

Рабочая программа Практикум по русскому языку 12 класс

1 час в неделю. Заочная форма обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...

Рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» 8 класс

Рабочая программа разработана в объёме 34 часов, может быть реализована на любом УМК, направлена на подготовку обучающихся 8 класса к государственной итоговой аттестации....

Практикум по русскому языку (11 класс)

Рабочая программа электива...

Практикум по русскому языку. 9 класс.Рабочая программа

Поодготовка к ОГЭ по русскому языку (практикум -два часа в неделю, начало-октябрь)...