Урок русского языка "Виды предложений".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Цель данного урока - повторить, обобщить и расширить знания учащихся, используя опережающее обучение; в игровой форме прививать навыки работы с предложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка. | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Предложение. Виды предложений».
Цель урока: повторить, обобщить и расширить знания учащихся по теме, используя опережающее обучение в зависимости от подготовки учащихся; в игровой форме прививать навыки работы с предложением; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: схема-изображение станций; РМ для станции «Дешифровщики-лингвисты»; таблица «Виды предложений».
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения урока: урок – игра.
Ход урока.
- Опрос по домашнему заданию.
- Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое словосочетание?
- Что можно составить из словосочетаний?
- Чем предложение отличается от словосочетания?
- Что является основой предложения?
- Что это, словосочетание или предложение: «Началась учёба»? Докажите.
- Мотивация учебной деятельности.
Учитель. У каждого серьёзного путешественника есть маршрут движения. Как истинные путешественники по стране русского языка, мы тоже нарисуем свой сегодняшний маршрут движения.
Станция Станция Станция Станция
«Дешифровщики- теоретическая «Twix» «Ниточка»
лингвисты» «Виды
предложений»
Теперь нам только остаётся отмечать пройденные этапы-станции.
- Постановка целей и задач урока.
- Работа над темой урока.
- Станция «Дешифровщики-лингвисты».
Учитель. Вы помните, что в старославянских текстах было тяжело выделить слова, словосочетания и даже предложения. Представьте себя дешифровщиками-лингвистами.
- Найдите начало и конец каждого предложения.
- Отделите предложения друг от друга в тексте нужными знаками и начала предложений большой буквой.
- Спишите текст. (Раздаточный материал).
Текст.
Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка.
(По М. Пришвину)
Бедный, бедный мой Грашка. Грашка – это грач с отломанным крылом. Он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов. Почему же престал подходить ко мне? Его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка.
- Станция теоретическая.
- Какие предложения бывают?
Раздаточный материал.
Выделить грамматические основы во всех предложениях.
Опережающее обучение.
Предложения | Примеры |
Простые | Дружба людей гору богатств создаёт. |
Сложные | Собака лает – ветер носит. |
Повествовательные | На воре шапка горит. |
Побудительные | Береги честь смолоду. |
Вопросительные | Какие пословицы вы знаете? |
Восклицательные | Хлеб – всему голова! |
Невосклицательные | Чужим умом век не прживёшь. |
Односоставные | Смотри в оба. |
Двусоставные | На ловца и зверь бежит. |
Полные | Нашла коса на камень. |
Неполные | Тебе понравились пословицы. Да, понравились. (Пропущено подлежащее и дополнение). |
Распространённые | Иголка всем шьёт, а сама голая. |
Нераспространённые | Здравствуйте, проходите да хвастайте. |
- Какие пословицы и поговорки вам понравились?
- Почему они так долго живут?
- Станция «Twix» (работа в парах).
- Запишите предложения по вариантам на слух. Найдите грамматическую основу.
- По ранее приведённой таблице дайте характеристику предложению. (Через пять минут нужно поменяться работами и сделать взаимопроверку).
1 вариант. Беда на голову с языка валится.
2 вариант. Ты всё пела?
- Станция «Ниточка».
Учитель. Вы знаете, что разматывая клубок с нитками, бывает очень трудно не порвать эту нитку. Сегодня мы сплетём ниточку как можно длиннее. Задача каждого играющего – повторив слово, сказанное предыдущим игроком, добавить своё слово, которое продолжит предложение. У какой команды будет длиннее предложение, та команда и выиграла. Например, я называю слово лес, следующий игрок повторяет моё слово и добавляет своё – «грустно», следующий – «шумит», потом – «листвой»…
- Рефлексия.
Беседа.
- Какие станции мы сегодня посетили?
- На какой станции вам понравилось больше всего и почему?
- На какую станцию, вам кажется, нужно ещё вернуться? Почему?
- Домашнее задание.
Повторить виды предложений.
Выполнить упражнение по учебнику.
Приложение 1
«Дешифровщики-лингвисты»
Текст. Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка. (По М. Пришвину) |
«Дешифровщики-лингвисты»
Текст. Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка. (По М. Пришвину) |
«Дешифровщики-лингвисты»
Текст. Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка. (По М. Пришвину) |
Приложение 2
Предложения | Примеры |
Простые | Дружба людей гору богатств создаёт. |
Сложные | Собака лает – ветер носит. |
Повествовательные | На воре шапка горит. |
Побудительные | Береги честь смолоду. |
Вопросительные | Какие пословицы вы знаете? |
Восклицательные | Хлеб – всему голова! |
Невосклицательные | Чужим умом век не прживёшь. |
Односоставные | Смотри в оба. |
Двусоставные | На ловца и зверь бежит. |
Полные | Нашла коса на камень. |
Неполные | Тебе понравились пословицы. Да, понравились. |
Распространённые | Иголка всем шьёт, а сама голая. |
Нераспространённые | Здравствуйте, проходите да хвастайте. |
Предложения | Примеры |
Простые | Дружба людей гору богатств создаёт. |
Сложные | Собака лает – ветер носит. |
Повествовательные | На воре шапка горит. |
Побудительные | Береги честь смолоду. |
Вопросительные | Какие пословицы вы знаете? |
Восклицательные | Хлеб – всему голова! |
Невосклицательные | Чужим умом век не прживёшь. |
Односоставные | Смотри в оба. |
Двусоставные | На ловца и зверь бежит. |
Полные | Нашла коса на камень. |
Неполные | Тебе понравились пословицы. Да, понравились. |
Распространённые | Иголка всем шьёт, а сама голая. |
Нераспространённые | Здравствуйте, проходите да хвастайте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Урок русского языка "Предложения с обращением"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Предложения с обращением", составленный в ФГОС...
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...
Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".
Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...
Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".
Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....