Урок русского языка "Предложения с обращением"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Предложения с обращением", составленный в ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_fgos.docx | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение ?
Урок русского языка в 5 классе
Данные об учителе: Рочева Татьяна Александровна, высшая категория. МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска Республики Коми.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник (УМК): Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2013.
Тема урока: Предложения с обращениями
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: проектор, доска, учебник, задания для выполнения на уроке, сигнальные карточки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы;
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Научиться выделять обращение на письме знаками препинания | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи. |
Регулятивные | Самостоятельно ставить новые учебные задачи путем вопросов о неизвестном. | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму. |
Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними. | |
Познавательные | Систематизировать, обобщать и углублять знания; закреплять навыки и умения выбора знаков для правильного пунктуационного оформления предложения. | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
Коммуникативные | Умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля. |
Личностные | Формировать внимательность и аккуратность при выполнении заданий; требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей - на экране приветствие учителя к ученикам; | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (принцип психологической комфортности). Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Повторяем главные и второстепенные члены предложения, тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 4 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: умение ставить цель, планровать свою работу. Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение работать в коллективе. |
4. Изучение нового материала | Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач | Создать условия для того, чтобы учащиеся научились выделять обращения на письме и в устной речи, научились отличать обращение от подлежащего | Анализируют предложенный материал, делают выводы об изучаемых пунктограммах, об условиях их выбора. | 10 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
5. Физминутка | Смена деятельности | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Этап закрепления нового материала. | Помочь составить алгоритм рассуждения при решении учебной задачи. | Организация и контроль за процессом решения учебной задачи. | Работают в парах над поставленными задачами. | 13 | Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие тезис. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь работать в парах, в группах. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7.Контроль усвоения знаний | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | В течение урока учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий. Оценивают на полях тетради по критериям: З, Ж, К. | 5 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
8. Домашнее задание (3мин.) | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в тетради задание. | 3 | |
9. Подведение итогов (3мин.) | Дать количествен - ную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы в парах и класса в целом. | Учащиеся оценива- ют свою работу за урок: З, Ж, К. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап (1мин). | Учитель приветствует учащихся, обращаясь ко всем: «Здравствуйте, ребята!» Проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат учебники, тетради, листочки с заданиями. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждого задания вы должны оценить свою работу: "З" - справился с заданием без затруднений, "Ж" - справился с заданием, но возникали сложности, "К" - не справился с заданием. | Учащиеся слушают приветствие учителя и соседа по парте с произнесением имени На экране проецируются строки: Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. (А. Косоговский) |
2. Актуализация знаний (4мин.) | Задание №1 Пунктуационный разбор предложения: Тигры львы слоны живут в городском зоопарке. Прибежал он на перрон влез в оцепленный вагон. Звезды тускнеют затем они тают в синем небе. Задание №2 Постройте схемы предложений с однородными членами предложения Задани №3 Проверка домашнего задания (упр.209, 210) по цепочке. | Учащиеся выполняют предложенное задание в парах, проверяют правильность выполнения (0-1ошибка -плюс; 2 и более -минус). Строят схемы (проверка в парах) Проверяют выполненное дома упражнение. |
3. Постановка целей и задач урока (4мин.) | В начале урока мы приветствовали друг друга по имени. Теперь внимательно прочитаем строки на экране. - На какое слово вы обратили свое внимание? (Обращение, оно выделено) - А ставит ли автор строк нам задачу? Записываем тему урока: «Предложения с обращениями». Вопрос учителя: - Что такое обращение? Вопрос учителя: - Какой будет задача урока? | Смотрят на экран. Читают стихотворение. Говорят об обращении. Рассуждают о знаках препинания Записывают тему урока. Формулируют цели урока : - Познакомиться с понятием ОБРАЩЕНИЕ, научиться выделять обращение знаками препинания. - Уметь слушать других. рассуждать; - отстаивать свою точку зрения и т д. |
4. Изучение нового материала (10мин.) | Работа с карточками. Я люблю тебя, моя Россия! Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее. Ветер, ветер, ты могуч… - Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? И только ли шрифтом? - А если бы эти слова не были выделены, как бы звучали предложения? - Какое значение имеют выделенные слова? (автор строк обращается к стране, царице, ветру). - Выпишите основу в 1 предложении (я люблю) - В каком падеже стоят слова РОССИЯ, ЦАРИЦА, ВЕТЕР? (им.п.) - Каким членом предложения они являются? (???) - Как подчеркиваются? (???) - Какие знаки препинания вы наблюдаете в предложениях? - Обращения бывают одиночными или рапространенными? Работа с учебником. Знакомство с ситуацией на с.98. Чтение определения. Чтение правила для заучивания наизусть №3 (с.99) | Учащиеся определяют, какие слова выделены в предложениях. Рассуждают о том, что это предметы, к которым обращено внимание говорящего. Учащиеся читают заново предложения, которые звучат невыразительно, предлагают варианты решения проблемы с интонацией текста. Учащиеся высказываются: чему должны научиться, что предстоит выяснить(отличие подлежащего от обращения, произносить обращение с особой интонацией, как на письме выделить обращение) Учащиеся определяют проблему Ани и находят в тексте решение данной проблемы. Проговаривают правила друг другу в парах. |
5. Физминутка (2мин.) | Предлагает смену деятельности Учитель: Все встали. У реки росла рябина, У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх). А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук). Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые). Там гуляла ры-би-на (приседы). Эта рыба – рыбий царь (прыжки). Называется – пескарь (ходьба на месте). | Выполняют упражнения. |
6. Этап закрепления нового материала (13мин.) | Предлагает вспомнить цель урока. 1.Исследовательская работа. На экране предложение: Друзья я радуюсь вашим успехам. Задание: правильно ли выполнена запись предложения с точки зрения пунктуации? Как изменится графическая схема предложения, если обращение ДРУЗЬЯ употребить в середине предложения и в конце? Работа с учебником. Упр.216 Творческое задание: из упр.56 выбрать 5-6 слов на определенную тему и составить рассказ. | Называют цели урока. Пользуются схемами на с.99 (работа в парах, обсуждают, выбирают нужную схему).Работают с сигнальными карточками. Выполняют задание (задание выполняется в 4 группах). Каждая группа составляет 3 предложения по указанной схеме. |
7.Контроль усвоения знаний (5мин.) | Контроль-тест (подготовка к ГИА) на листочках. Определите предложения с обращениями (знаки не расставлены): А. Лес пахнет мокрой травой и грибами. Б. Ф.И.Тютчев великий певец русской природы. В. Здравствуйте мои верные друзья. Г. Вылезайте муравьи после зимней стужи. Д. Не оставь меня кум милый. | Озвучивают свои ответы. Работают сигнальными карточками. На полях оценивают себя ( З, Ж ,К) ()-1ош.-З; 2-3ош.-Ж; больше- К. (З,Ж- плюс; К- минус). |
8. Домашнее задание (3мин.) | Предлагает выбрать задание:
2. Составить сказку на изученную тему (повышенный уровень). | Выбирают задание, задают вопросы по выбранным заданиям. |
9. Подведение итогов (3мин.) | Предлагает ответить на вопросы:
Оценить свою работу за урок. | Отвечают на вопросы, выставляют отметки за работу на уроке. |
Самоанализ | |||
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные действия - Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно - Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные действия - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Выделение наиболее важной информации - Построение логической цепочки вопросов Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия -Воспроизведение (актуализация) знаний. -Определение основных направлений в изучении темы. |
| 1. Учитель помогает вспомнить, как определить окончание, корень, приставку. 2. Учитель помогает увидеть эту связь через дополнительные примеры.
3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, выделить, прочитать, сравнить и т.д. |
Стадия Содержания | Регулятивные действия - Определение того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные действия - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно применять полученные знания на практике Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог - Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания о произношении обращений (звательная интонация) и выделении на письме. - Анализ информации по теме « Предложения с обращениями» |
| 1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности
2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать 3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь. 4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров. |
Стадия Рефлексии | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные действия Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - Выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов - Умение аргументировать свою точку зрения Личностные действия - Оценка действий человека -Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Способность использовать полученные знания на практике. |
2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы. | 1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально, так и для всего класса. 2. Дать возможность послушать других учащихся либо оценить работу вместе с учеником, еще раз обратив внимание на критерии оценивания.
3. Обратить внимание учеников на параграф учебника, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...
Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".
Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...
Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".
Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....
Методическая разработка урока русского языка "Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения"
Данная методическая разработка объединяет две темы : "Обращения" и "Письмо", так как целесообразно, объясняя , что такое обращения, показать детям пример употребления обращений в п...