Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Санникова Антонина Ивановна

Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология " 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika._frazeologiya._6_kl.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие по стране Лексика и Фразеология

  - Что является объектом изучения предмета русский язык? (Слово)

   -Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)

   -Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова?  (Орфография).

   -Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).

   - Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).

   - Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? ( Фразеология).

3. Повторение. Орфографическая и синтаксическая пятиминутка.

    Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

   А) Музыка об...рвалась когда в окнах заполыхал б…гровый закат.

   Б) Скрипнула дверь и Чайковский вышел на крыльцо.

    В) З..л..неет цв..тет поет бл..стит и в..с..ли(т, ть)ся все ж..вое.

    Г)  Ра..бегайтесь руч..и ра..текайтесь лужи!

      Проверка (слайд)

1 задание.

Вспомните, что такое синонимы? В каждом ряду синонимов выделить слово, где признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный

Храбрый, мужественный, смелый

Яркий, блистательный, ослепительный

Огромный, значительный, исполинский

Работа с Толковым словарем.  Давайте попробуем определить значение слова « исполинский».

Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова  « исполинский».

1.  Необычайно большой.

2.  Необычайный по своему значению, размаху, гигантский.

 Многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова  « исполинский», что вы заметили? Сколько значений имеет это  слово?   (два значения)

1. Как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначные)

 2. Найдите в словаре и запишите 5-7 многозначных  слов.

 3. Как вы понимаете значение выделенных в предложении слов?

         Я больно прикусила язык.

         Так вкусно, что язык проглотишь. 

         Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.

  4. В  каком предложении слово «язык» употреблено в прямом значении, а в каких - в переносном? ( в первом - прямое значение, во втором и третьем - переносное)

Карточка 1 (для детей высоких учебных возможностей ВУЗ)

 Какое слово повторяется и как называются в лексике такие слова?

Он купил ириску,

Решил ее не есть.

Но как не съесть ириску,

Когда ириска есть.

(Эти слова называются Омонимы.)

Карточка 2. (для детей ВУВ)

В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы назовем его….. (антракт)

На время что-то  прекратив,

 Мы объявляем  ….. (перерыв)

 В борьбе, в труде устали слишком,

 Дают уставшим …… (передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам ….. (перемена)

(Эти слова называются Синонимы.)

Карточка 3. (для детей  средних учебных возможностей) 

Как называются слова с противоположным лексическим значением? Приведите примеры антонимов.(антонимы)

 Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Да и в школе я нужна!

Называюсь  …….(тишина)

Физкультурная минутка.  

Итоги раздела «Лексика».

Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.

Что мы  вспомнили об этой стране?

   ( слова могут быть многозначными,  они могут иметь прямое и переносное значение, повторили  синонимы, антонимы  и омонимы.)

Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика  встречаемся со  словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?( в разделе языка Фразеология).

Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

Вам необходимо переписать данные выражения, объяснить значение.

1. Дать по рукам

2.  Зуб на зуб не попадает

3. Медвежья услуга  

4. Волчий взгляд  

5. Черные мысли

6. Сесть в калошу

7. Бить баклуши  

 8. Попасть впросак-

 9.Заклятый враг-

10. Сломя голову-

11. Точить лясы-

12. Закадычный друг-

13. Кромешная тьма-

14. С гулькин нос ( можно смотреть в фразеологический словарь)

       Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.

1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. ( ни с того ни с сего).

2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло). 

 Проверка (слайд)

Итоги раздела Фразеология.

Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

5. Итоги всего урока, рефлексия.

По каким странам мы сегодня путешествовали?

Какая страна вам особенно понравилась и запомнилась, почему?

Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (изучает словарный состав языка). 

Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (изучает устойчивые выражения и сочетания)

Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

6. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Для чего  нам нужны фразеологизмы?» или «Судьба фразеологизма»  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по немецкому языку "Путешествие"

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока по теме "Reisen". Урок может быть проведён в 8-9 классах....

Урок по русскому языку "Путешествие в НИИ имени Глагола"

Конспект урока по русскому языку "Путешествие в НИИ имени Глагола" 6 класс...

Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...