Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология " 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika._frazeologiya._6_kl.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Путешествие по стране Лексика и Фразеология
- Что является объектом изучения предмета русский язык? (Слово)
-Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
-Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
-Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
- Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
- Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? ( Фразеология).
3. Повторение. Орфографическая и синтаксическая пятиминутка.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
А) Музыка об...рвалась когда в окнах заполыхал б…гровый закат.
Б) Скрипнула дверь и Чайковский вышел на крыльцо.
В) З..л..неет цв..тет поет бл..стит и в..с..ли(т, ть)ся все ж..вое.
Г) Ра..бегайтесь руч..и ра..текайтесь лужи!
Проверка (слайд)
1 задание.
Вспомните, что такое синонимы? В каждом ряду синонимов выделить слово, где признак выражен сильнее:
Большой, громадный, колоссальный
Храбрый, мужественный, смелый
Яркий, блистательный, ослепительный
Огромный, значительный, исполинский
Работа с Толковым словарем. Давайте попробуем определить значение слова « исполинский».
Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова « исполинский».
1. Необычайно большой.
2. Необычайный по своему значению, размаху, гигантский.
Многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова « исполинский», что вы заметили? Сколько значений имеет это слово? (два значения)
1. Как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначные)
2. Найдите в словаре и запишите 5-7 многозначных слов.
3. Как вы понимаете значение выделенных в предложении слов?
Я больно прикусила язык.
Так вкусно, что язык проглотишь.
Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.
4. В каком предложении слово «язык» употреблено в прямом значении, а в каких - в переносном? ( в первом - прямое значение, во втором и третьем - переносное)
Карточка 1 (для детей высоких учебных возможностей ВУЗ)
Какое слово повторяется и как называются в лексике такие слова?
Он купил ириску,
Решил ее не есть.
Но как не съесть ириску,
Когда ириска есть.
(Эти слова называются Омонимы.)
Карточка 2. (для детей ВУВ)
В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы назовем его….. (антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ….. (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим …… (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам ….. (перемена)
(Эти слова называются Синонимы.)
Карточка 3. (для детей средних учебных возможностей)
Как называются слова с противоположным лексическим значением? Приведите примеры антонимов.(антонимы)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Да и в школе я нужна!
Называюсь …….(тишина)
Физкультурная минутка.
Итоги раздела «Лексика».
Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.
Что мы вспомнили об этой стране?
( слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение, повторили синонимы, антонимы и омонимы.)
Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика встречаемся со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?( в разделе языка Фразеология).
Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.
Вам необходимо переписать данные выражения, объяснить значение.
1. Дать по рукам
2. Зуб на зуб не попадает
3. Медвежья услуга
4. Волчий взгляд
5. Черные мысли
6. Сесть в калошу
7. Бить баклуши
8. Попасть впросак-
9.Заклятый враг-
10. Сломя голову-
11. Точить лясы-
12. Закадычный друг-
13. Кромешная тьма-
14. С гулькин нос ( можно смотреть в фразеологический словарь)
Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.
1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. ( ни с того ни с сего).
2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).
3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).
4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).
Проверка (слайд)
Итоги раздела Фразеология.
Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
5. Итоги всего урока, рефлексия.
По каким странам мы сегодня путешествовали?
Какая страна вам особенно понравилась и запомнилась, почему?
Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (изучает словарный состав языка).
Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (изучает устойчивые выражения и сочетания)
Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
6. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Для чего нам нужны фразеологизмы?» или «Судьба фразеологизма»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по немецкому языку "Путешествие"
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока по теме "Reisen". Урок может быть проведён в 8-9 классах....
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" в 6 классе...
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" для 6 класса...
Урок по русскому языку "Путешествие в НИИ имени Глагола"
Конспект урока по русскому языку "Путешествие в НИИ имени Глагола" 6 класс...
Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...