Конспект урока русского языка в 6 классе "Морфемика. Словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Александра Николаевна Антоненко

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемика. Словообразование". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антоненко А.Н.

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка по теме: «Морфемика. Словообразование»

Урок русского языка в 6 «А» классе

Тип урока: повторение.

Методы урока – беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа, групповая работа,

Средства обучения – индивидуальные карточки, учебник (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015),  

Цель урока: повторить и обобщить ранее изученное по морфемике и словообразованию; развивать умение различать однокоренные слова и формы слова, совершенствовать умение определять зависимость правописания слова от его строения, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока: 

  1. Образовательные:
  • Закрепить знания о морфемах;
  • закрепить навыки словообразования;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • совершенствовать орфографические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно - деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся.
  1. Воспитательные:
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Самоопределение к деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Повторение ранее изученного материала.
  5. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику (чтение определений, обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений»).

  1. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 157

  1. Физкультминутка.
  2. «Пять минут на ответ».
  3. Заполните таблицу примерами (повторение изученных орфограмм).
  4.  Работа в парах (карточки).
  5.  Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  6.  Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этапы урока.

Цель (для учителя, для учащихся)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Форма организации учебной деятельности

УУД (Л- личностные,

Р-регулятивные, К-коммуникативные, П- познавательные)

Время мин.

Организацион-ный  момент.

Задача: Создание доброжелатель-ной атмосферы, мотивация на учёбу.

С добрым утром! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся.

Метод стимулирова-ния и мотивации учебной деятельности.

К - коммуникативные,

Л - личностные.

1 мин.

Самоопреде-ление к деятельности. Задача:  Подвести учащихся к  постановке темы и цели урока, подготовить к восприятию нового материала.

Постановка учебной задачи.

Задача: Сообщение  и запись темы урока.

Повторение ранее изученного материала.

Задача: Повторить с учащимися основные сведения по морфемике и словообразованию, полученные в V классе.

Игра «Составь слово».

- Вы должны составить слова, взяв определенные значимые части слова (морфемы) из других слов. Полученные слова записываем в строчку через запятую. Будьте внимательны.

1. От глагола понес взять

     приставку,

    От глагола дарить

    корень,

    От существительного

    кружок суффикс.

Какое слово получилось?

 

(ПОДАРОК)

2. От глагола побелел взять

     корень,

    От прилагательного

    маленький взять

    суффикс,

    От прилагательного

    синий окончание.

Какое слово получилось?

(БЕЛЕНЬКИЙ)

3. От глагола пришел

    нужно взять приставку,

    От существительного  

    летчик взять корень,

    От глагола бежит

    окончание.

Какое слово получилось?

(ПРИЛЕТИТ)

4. Корень тот же, что в

    слове заводить,

    Приставка та же, что и в

    слове переменный,

    Суффикс тот же, что и в

    слове летчик,

    Окончание то же, что и в

    слове цветок.

Какое слово получилось?

(ПЕРЕВОДЧИК)

5. Корень тот же, что в

    слове рассказ,

    Приставка та же, что в

    слове подскочить,

    Суффикс и окончание те

    же, что в слове ножка.

Какое слово получилось?

(ПОДСКАЗКА)

- Молодцы, ребята. А теперь скажите, что помогло Вам догадаться, какие слова я вам загадала? Р.: (знание морфемного состава слова).

- Хорошо, а теперь, исходя из этого, скажите, какую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?

Р.: (Морфемику и словообразование).

- Значит, какие задачи мы должны поставить перед собой?

Р.: (Повторить все ранее изученное по теме: «Морфемика и словообразование).

Запишем тему урока.

Морфемика . Словообразование.

- А сейчас повторим все то, что вам уже известно о морфемике и словообразовании. Часть детей сейчас будут над повторением работать самостоятельно, будут выполнять задания на карточке, остальные работают со мной устно.

Беседа по вопросам:

- Что такое морфемика?

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое морфема?

Разгадаем кроссворд.

(не выкрикиваем, кто догадался, тот поднимает руку)

По горизонтали:

1. Часть слова, которая

    находится после корня и

    обычно служит для

   образования новых слов.

                          (суффикс)

4. Часть слова, которая

    находится перед корнем

    и обычно служит для

   образования новых слов.

                        (приставка)

По вертикали:

5. Главная значимая часть

    слова, в которой

    заключено общее

    значение всех

    однокоренных слов.

                              (корень)

2. Часть слова без

    окончания.

                               (основа)

3. Изменяемая значимая

    часть слова, которая  

    образует форму слова и

    служит для связи слов в

    словосочетании и

    предложении.

                        (окончание)

(Проверка работы по карточкам)

Ученики составляют слова, записывают их в тетрадь.

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Индивидуальная работа над карточками.

Ответы на вопросы, отгадывание кроссворда.

Программи-рованный.

Коллектив-ная.

Индиви-дуальная.

Коллектив-ная.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные-

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5 мин.

1 мин.

5 мин.

Работа по теме урока.

Задача: закрепить полученные ранее знания по морфемике и словообразова-нию.

- Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте эпиграф к уроку. Это слова известного русского писателя Г.Р. Державина.

- Как Вы понимаете эти слова?

-Прочитайте правило.

- Прочитайте материал для самостоятельных наблюдений.

Работа с учебником.

Коллектив-ная.

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5 мин.

Закрепление изученного материала.

Задача:

Совершенство-вать орфогра-фические и  умения;

развить умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

 

Выполним упр. 157.

(Осуществляет контроль за выполнением задания и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь).

Назвать с помощью чего образованы однокоренные слова.

а) однокоренные слова:

мебель-мебельный-мебельщик;

подмету-мести;

паркет-паркетный;

шкаф-шкафчик;

натирает-натирка;

окно-подоконник;

уборка-убирает-уборщица

б) формы одного и того же

    слова:

мебель-мебели;

метет-мести;

паркетный-паркетного;

шкафчик-шкафчика;

натирает – натирал;

окно-окна;

убирала-убирает

Ученики письменно выполняют это упражнение в тетради, комментируют выполнение.

 

Метод контроля знаний.

Коллектив-ная.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8 мин.

Физкультми-нутка.

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты)

Метод

мотивации учебной деятельности.

Коллектив-ная.

Личностные: смыслообразование.

2 мин.

«Пять минут на ответ».

Задача : развивать умение применять новые знания.

Беседа по вопросам.

- Можно ли по морфеме определить, какая перед нами часть речи?

- ешь

- ит

- ого

- л –

- ие

- ии

- Можно ли, не определяя части речи, разобрать правильно по составу слова стекло, красиво?

1. Лицо девушки красиво.

 

   Чтобы выложить  

   красиво мозаику из

   камешек, следует

   подобрать их по форме и

   цвету.

2.

Заполните таблицу.

Орфограмма

в корне

в прис-тавке

в

суф-фиксе

 Сдать, стелить, строит, отрасль, пашет, блестеть, вязкий, узнавать, бесцельный, предложение, вырос, прикасаешься, предлагать.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

(Работают у доски;  вызванный ученик, записывает одно слово, объясняет его написание, называет вид орфограммы).

Метод контроля.

Коллектив-ная.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

10 мин.

Работа в парах.

Задача: Закрепление полученных знаний.

- А сейчас выполним  

  задание на карточках.

Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценки (если нет ошибок – «5», за 1-2 ошибки –«4», за 3 ошибки – «3», больше 3-х ошибок – «2».

Работают с карточками.

Метод контроля.

Работа в парах.

4 мин.

Итог урока.

Рефлексия.

Задача: развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Подвести итог проделанной работы.

Обобщить  и закрепить изученные знания.

- Все задания, подготовленные сегодня к уроку, мы выполнили.

- Достигли ли мы поставленных перед собой целей? Что помогло нам в их достижении?

- Каковы результаты сегодняшнего урока?

Я  УЗНАЛ О …

Я НАУЧИЛСЯ …

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ …

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Коммуникативные  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

3 мин.

Домашнее задание.

Задача: закрепить изученный материал.

П. 31, упр. 150

Методы самостоя-тельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником.

1 мин.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Словообразование.Орфография".

Конспект  урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" предлагаю для учителей русского языка....

План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения,  игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении....