конспекты уроков по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект уроков по русскому языку по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты уроков по русскому языку "Имя существительное" | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное (6 класс)
Урок 1. Актуализация знаний и умений.
Тема: Повторение изученного об имени существительном в 5 классе
Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»; развивать навыки работы с текстом, повторить орфографические и орфоэпические правила
Планируемые результаты: предметные - знание морфологических признаков имени существительного, умение определять падеж имени существительного, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления, метапредметные - развить умение анализировать, личностные – уметь обсуждать проблемный вопрос
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Постановка цели урока
- Начинаем изучение самой большой темы русского языка в 6 классе – «Морфология и орфография».
- Что изучает морфология?
- Какие самостоятельные части речи вы знаете?
-о какой части речи идет речь: называет предметы и явления, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
- что вы уже знаете об имени существительном?
- какие задачи поставим сегодня на уроке?
3. Актуализация знаний с целью освоения новой темы
1.) Беседа
-Что называется именем существительным
-Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?
-Как изменяется имя существительное?
-Какова синтаксическая роль имени существительного?
4. Работа с учебником упр.242 чтение, обсуждение вопросов, коллективное выполнение заданий.
Выяснить: одушевленные существительные (ученик, дети, Анна Васильевна), неодушевленные существительные (именем, часть, речи, книга и т.д.)
Существительные, обозначающие действие как предмет (бег, труд, умывание)
Существительные, обозначающие признак как предмет (белизна, красота,доброта)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
1.) работа по учебнику упр. 243,245,246
2.) словарно-орфоэпическая работа: прочитать слова в рамке, записать в словарик, составить словосочетания с этими словами
3.) занимательная лингвистика ( рассказ учителя)
Интересна история сова СЛАНЦЫ (в значении шлёпанцы). Сланец – это горная порода, отличающаяся слоистым строением, способностью расслаиваться. В Ленинградской области открыли месторождение сланца, построили там город, который так и назвали Сланцы. В этом городе был завод, который выпускал резиновые шлёпанцы, а на их подошве писали место производства – Сланцы. Так и вошло это слово в словарь людей как сланцы – шлёпанцы.
6. Обобщение и систематизация знаний:
- Что изучает морфология?
- Что вы можете сказать о переходе собственных имен существительных в нарицательные?
7. Домашнее задание
Учебник &44 упр.247
8. Рефлексия, подведение итогов.
Урок 2 Актуализация знаний и умений
Тема: Повторение изученного об имени существительном в 5 классе
Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»развивать навыки работы с текстом, повторить орфографические и орфоэпические правила, повторить морфологические признаки имени существительного
Планируемые результаты: предметные - знание морфологических признаков имени существительного, умение определять падеж имени существительного, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления, метапредметные - развить умение анализировать, личностные – уметь обсуждать проблемный вопрос
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания (упражнение проверить по цепочке, разборы – на доске)
- Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим говорить про имя существительное. Как вы думаете, какие задачи нам надо будет сегодня решить? На доске таблица с падежами, склонениями и другими морфологическими признаками имени существительного.
- Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.
1.)Работа по учебнику упр.248-коллективное выполнение с комментированием
2.)Упр.249 самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3.)Упр.250 комментированное заполнение таблицы
4.)упр.252 устное выполнение
5. Объяснительный диктант с грамматическим заданием (обозначить главные и зависимые слова в словосочетаниях)
Ночная тишь, запечатать сургучом, с первым лучом, пробили полночь, помощь товарища, волшебный меч, решение задач, посеяли рожь, с тучных пастбищ, с экипажем корабля, уколоться спицей, с черной курицей, налог на роскошь.
- Словарно-орфоэпическая работа
Прочитать слова в рамках, записать в словарик, поставить ударения. Составить словосочетания с этими словами. Записать слово троллейбус. Составить с этим словом предложение
- Обобщение и систематизация знаний
- в чем особенность склонения имен существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ?
- от чего зависит написание мягкого знака после шипящих на конце существительных?
-от чего зависит выбор О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных?
8. Домашнее задание: &44 упр.251,253
9. Рефлексия, подведение итогов
Урок 3. Урок усвоения новых знаний
Тема: Разносклоняемые имена существительные
Цели: узнать особенности разносклоняемых имен существительных; развивать орфографические навыки
Планируемые результаты: предметные – знание особенностей разносклоняемых существительных; умение правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, объяснять языковые явления; метапредметные - развитие мотивации к аналитической деятельности; личностные: стремиться к грамотной речи
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашней работы: фронтальный опрос по выполнению домашнего упражнения
- Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности:
- Известно три склонения имени существительного. Как изменяются существительные каждого склонения?
- Какие существительные склоняются особо? Назовите.
- Давайте просклоняем существительные время, знамя, имя. Что заметили?
- Чем похожи эти существительные?
- Итак, какие же задачи у нас сегодня на уроке?
- Первичное усвоение новых знаний
В русском языке есть 11 существительных, которые склоняются особым образом. Это 10 существительных женского рода, оканчивающиеся на - МЯ и существительное мужского рода ПУТЬ. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание И, как существительные 3 склонения. А в творительном падеже – окончание ЕМ – ЁМ как существительные 2 склонения. В родительном, детальном, творительном, предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа у существительных на -мя появляется суффикс –ен (-ён) имени – именем – имён – именами – (в) именах.
- Работа по учебнику. Чтение правила и теоретического материала.
- Предупреждение речевых ошибок
Попробуем образовать форму множественного числа слов БРЕМЯ, ВЫМЯ, ПЛАМЯ, ТЕМЯ. Такой формы нет.
Правильно ли сказать «Сколько время?»
Как правильно сказать?
- Первичная проверка понимания материала. Работа по учебнику упр. 254 – комментированное заполнение таблицы, 255 – самостоятельное выполнение, 256 - устное выполнение, упр. 257 – самостоятельное выполнение.
- Первичное закрепление. Объяснительный диктант. 1) «Сказку о потерянном времени» написал Евгений Шварц. 2) Послушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду и племени. А.С.Пушкин 3) От худого семени не жди хорошего племени. (пословица) 4) Ответственность за судьбы других людей лежала тяжким бременем на плечах командира. 5) Именем Тарабарского короля – арестуйте вора и негодяя (А.Н.Толстой) 6) В ноябрьской темени тускло светили фонари.
- Словарная работа. Запишите в словарики слово ВЕСТИБЮЛЬ, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, найдите в словаре значение слова, составьте предложение с этим словом.
- Обобщение и систематизация знаний. Какие существительные называются разносклоняемыми? Почему они так называются?
- Домашнее задание: упр.258 &45. Для сильных учащихся: придумать стихотворение или небольшой рассказ, куда вошли бы все 11 разносклоняемых существительных.
- Рефлексия. Итоги
Урок 4. Урок усвоения новых знаний
Тема: Буква Е в суффиксе –ЕН - существительных на –МЯ
Цели: закрепить правило написания буквы Е в суффиксе –ЕН- разносклоняемых существительных; развивать творческие способности, орфографические навыки.
Планируемые результаты: предметные - владение навыками монологической речи; умения делать сообщения на заданную тему, объяснять языковые явления, метапредметные - развитие мотивации и исследовательской деятельности, личные – умение работать самостоятельно.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Чтение и анализ творческих работ учащихся.
Вывести на экран стихотворение Н.Егорова:
Тучи вымя набухло грозой.
Катится красное колесо.
Трудное время – тяжкое бремя.
Как твое имя, новое племя?
Помни его, не забудь.
В землю – семя, шапку на темя,
Ногу в стремя, выше знамя!
Сквозь пламя – в путь!
- Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности
- какие существительные называются разносклоняемыми?
-как склоняются такие существительные?
-какой суффикс появляется при склонении разносклоняемых существительных?
-над чем нам сегодня надо поработать?
(над правописанием суффиксов в разносклоняемых существительных)
- Актуализация знаний
Работа по учебнику. Чтение правил стр.138
- Первичная проверка понимания. Объяснительный диктант
1)Изобретение стремени в IVвеке новой эры кочевниками получило быстрое распространение по всему миру. 2)В Бремене открылся фестиваль «Бременские музыканты». 3)Компьютерная игра «Под знаменем короля-чародея» пользуется популярностью. 4)В пути не смолкает, вдаль увлекает; сам не шагает, шагать помогает (пословица) 5)Новость оглушила его как обухом по темени. 6)Уголь жаром горит, без пламени.
Грамматические задание: подчеркнуть и объяснить орфограммы.
- Первичное закрепление
Работа по учебнику упр.260 – выполнение коллективное
Упр.259 – комментированное письмо
Словарная работа. Прочитать выражения в рамке на стр.138, занести в словарик, запомнить. Работа по учебнику упр.261 – чтение текста, подготовка к уроку развития речи, комментированное письмо.
- какую орфограмму мы сегодня изучили?
- каких ошибок нельзя допускать с этой орфограммой?
7. Домашнее задание
&46 упр.262,263 Опережающее задание сильным ученикам: приготовить сообщение о своем имени.
- Рефлексия. Итоги
Урок 5. Урок усвоения новых знаний
Тема: Русские имена
Цели: развивать исследовательские навыки, прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: предметные - владение навыками монологической речи, объяснять языковые явления; метапредметные – уметь делать сообщения на заданные цели, развивать мотивацию к исследовательской деятельности; личностные – доводить работу до конца
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- расскажите о разносклоняемых существительных
3. Постановка целей:
Мы редко задумываемся, что означают наши имена. Они идут с нами по жизни. Но имя –это не просто набор звуков, каждое имя имеет свое значение, каждое имя имеет свою историю. Так о чем мы с вами на уроке будем говорить?
4. Актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний
Слово учителя:
- Есть ли среди вас те, кого назвали в честь кого-либо?
- Послушаем ребят, которые приготовили сообщения о своем имени (реализация опережающего задания)
Истории некоторых имен, особенности современных имен.(презентация)
- Первичное закрепление. Обобщение
- интересно ли вам было узнать о значении имен?
- узнайте о значении имен ваших близких и расскажите им об этом.
6. Домашнее задание:
& 45, 46, упр.264 (подготовка к свободному диктанту)
- Подведение итогов. Рефлексия
Урок 6. Урок усвоения новых знаний
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цели: познакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.
Планируемые результаты: предметные – знание групп несклоняемых существительных; уметь правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; метапредметные – развитие мотивации к аналитической деятельности; личностные – способность к саморазвитию
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- свободный диктант упр.264
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- прочитайте словосочетания: купили пальто, пот цвет пальто, пришить к пальто, подходим к метро, ехать в метро, гордимся московским метро (на доске)
- что вы заметили?
- как можно назвать такие существительные?
- приведите свои примеры несклоняемых существительных.
- какие задачи поставим сегодня на уроке?
4. Актуализация знаний.
- мы с вами уже знакомились с группой несклоняемых слов – это аббревиатуры, сложносокращенные слова.
- вспомните, что такое аббревиатуры. Приведите примеры
5. Первичное усвоение новых знаний.
- не все сложносокращенные слова не изменяются. Некоторые, оканчивающиеся на согласный, изменяются.
- есть еще группы слов, которые не склоняются. Это иена собственные. Опять же не все, а только фамилии, оканчивающиеся на –О, -ЫХ(ИХ), -АГО(ЯГО), -ОВО. (Саенко, Быстрых, Хитрово) и женские фамилии, оканчивающиеся на согласный (книги Александры Бруштейн);
- не склоняются иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола (мадам, мисс, фрау, пани и др.);
- основная группа несклоняемых существительных составляют слова иноязычного происхождения - собственные и нарицательные имена существительные на –О -Е –У –Ю –И –А ( Сочи, Миссури, какао, кофе, какаду, колибри, Барто, Кеннеди,)
6. Первичное закрепление
Работа по учебнику: упр.266 – письменное выполнение на доске и в тетрадях упр.267 – комментированное письмо
- Обобщение
- какие имена существительные относятся к несклоняемым?
- в чем особенность несклоняемых существительных?
- Домашнее задание
&47 упр.271
- Итоги урока
Урок 7. Комплексное применение знаний и умений
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цели: закрепить знания о группах несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.
Планируемые результаты: предметные – знание групп несклоняемых существительных; уметь правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; метапредметные – развитие мотивации к аналитической деятельности; личностные – способность к саморазвитию
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
- упр. 271 – проверка по цепочке, запись словосочетаний с несклоняемыми существительными на доске.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- на доске вы видите группы существительных. По какому признаку они сгруппированы?
- как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься и какие задачи решать?
4. Первичное закрепление.
Практическое задание.
- составьте словосочетания с зависимыми словами, выраженными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных. (проверка)
Работа по учебнику
- упр.268 – самостоятельное выполнение, краткая беседа по тексту.
- упр.269 – комментированное письмо.
Анализ свободного диктанта, применение знаний ,исправление ошибок.
Словарно-орфоэпическая работа
- прочитайте слова в рамке, запишите их в словарик, поставьте ударение, запомните произношение, составьте словосочетания.
5. Обобщение.
- как можно определить падеж несклоняемых имен существительных
- в чем различие в склонении мужских и женских иноязычных имен и фамилий, оканчивающихся на согласный.
6. Домашнее задание: &47, упр.270
7. Рефлексия
Урок 8 Урок усвоения новых знаний
Тема: Род несклоняемых имен существительных
Цели: учить определять род несклоняемых имен существительных, ; познакомить с грамматическими особенностями несклоняемых существительных; развивать навыки грамотной речи.
Планируемые результаты: предметные – умение определять род несклоняемых имен существительных, правильно произносить несклоняемые существительные метапредметные – развивать навыки грамотной речи; личностные – способность к саморазвитию
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
Упр.270 – чтение по цепочке
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- поставьте собственные имена существительные в нужную форму.
Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак), в пьесах (Евгений Шварц), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве, о (Юлий Ким) и его песнях, сказка французской писательницы (Жорж Санд), рассказы (Луиджи Пиранделло), повести (Джанни Родари), роли (Алиса Фрейндлих), песни в исполнении (София Ротару), группа (Петр Налич).
- определите род собственных имен существительных.
- а как определить род слов ЭСКИМО, ЖЮРИ, ПОНИ?
- что мы сегодня должны выяснить на уроке?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Эти существительные иноязычного происхождения. Определить их род можно, только зная одушевленные они или нет. Неодушевленные существительные относятся в основном к среднему роду (кино, пальто, кимоно и т.д.). Но есть слова, которые относятся к мужскому роду по видовой принадлежность (доллар, франк, фунт, пенальти, бри, сулугуни, кофе, и т.д.) к женскому роду относятся слова авеню, кольраби, салями, к среднему суши, рагу буше. Род топонимов, т.е. слов, обозначающиех географические понятия, определяются по видовой принадлежности.
Работа по учебнику
- чтение теоретического материала параграфа
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику
Упр.272 – коллективное выполнение с комментированием
Упр.274 – самостоятельное выполнение, работа с географической картой
Упр.275 – коллективное выполнение комментированием
Словарно-орфоэпическая работа
- прочитайте слова в рамке на стр.143, запишите их в словарик, поставьте ударение, запомните произношение. Составьте предложения с этими словами
6. Обобщение.
- как определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения?
- как определить род несклоняемый собственных имен существительных – географических названий?
- каковы особенности определения рода у сложносокращенны слов, образованных из начальных букв?
7. Домашнее задание:
&48, упр.273, 276. Принести географический атлас на урок.
Урок 9. Урок усвоения новых знаний
Тема: Имена существительные общего рода
Цели: дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.
Планируемые результаты: предметные – знание сферы употребления существительного общего рода; умение распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с сущствительными общего рода, объяснять языковые явления метапредметные - развитие мотивации аналитической деятельности; личностные – способность к саморазвитию
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
Упр.273 – чтение по цепочке с показом объектов на географической карте.
Упр.276 – обсуждение, чтение работ
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- вы сегодня хорошо подготовились. Отвечал Артем – он молодец, отвечала Настя – она тоже молодец. Какого рода слово молодец?
- приводите примеры таких слов
- о чем мы сегодня на уроке будем говорить? Сформулируйте цель урока.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Подобные слова, обозначающие качества людей относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода. Чаще такие слова больше употребляются в разговорной речи.
- есть имена существительные, обозначающие лиц по профессии, по должности, по роду занятий (врач, доцент, археолог и т.д.) род таких существительных мы можем указать только глаголом прошедшего времени. (Опытный экскурсовод Светлана провела интересную экскурсию).
Работа по учебнику.
- чтение теоретического материала в параграфе 49.
4. Первоначальное закрепление
Работа по учебнику
- упр. 277 – коллективное выполнение
- упр.279 – комментированное письмо
- упр.280 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой
Словарно-орфоэпическая работа
- запишите в орфоэпический словарик слово ФАНЕРА, поставьте ударение, запомните, как произносится, составьте предложение в этим словом.
5. Занимательная лингвистика
- игра «Кто больше?» работа в группах по 4 человека. За 1-2 минуты придумать как можно больше словосочетаний с несклоняемыми существительными так, чтобы проявлялся их род (Теплый Сочи, красивое танго и т.д.). Побеждает группа, составившая больше словосочетаний, не считая повторяющиеся.
6. Обобщение.
- какие существительные относятся к общему роду?
- каковы их грамматические особенности?
- как они сочетаются с прилагательными?
-почему имена существительные общего рода, обозначающие профессии, род занятии стали общего рода?
7. Домашнее задание
&49, упр.278, 281 (подготовиться к диктанту)
- Итог урока.
Урок 9. Урок усвоения новых знаний
Тема: Морфологический разбор имени существительного
Цели: дать план морфологического разбора имени существительного; обогащать словарный запас.
Планируемые результаты: предметные – владение навыками морфологического разбора, умение объяснять языковые явления; метапредметные - развитие мотивации аналитической деятельности; личностные – формирование мотивации к обучению.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
- упр.278 – обсудить составленные предложения
- упр. 281 – подготовленный диктант
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы узнали много нового про имя существительное, вы уже знаете различные морфологические признаки имени существительного. Как можно рассказать об этой части речи? (морфологический разбор)
- Освоение нового материала.
Работа по учебнику
- чтение теоретического материала стр.147-148
- выполнение упражнения 282
5. Первичное закрепление материала:
Работа по учебнику
- упр. 283, 284
6. Обобщение
- о каких новых грамматических характеристиках вы узнали?
7. Домашнее задание
Упр.284 (сформулировать тему сочинения, составить план)
Урок 10. Урок систематизации и обобщения новых знаний и умений
Тема: Сочинение – описание впечатлений
Цели: развивать навыки письменной речи, умения составлять план текста, писать сочинение
Планируемые результаты: предметные – умение подбирать материалы к сочинению, описывать свои впечатления; метапредметные - уметь составлять план текста; личностные – формирование мотивации к обучению.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
- проверить темы сочинений, составленные планы
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- какова цель нашего урока?
4. Актуализация знаний (Написание сочинения. Обратить внимание на использование существительных, обозначающих состояние, настроение, чувства человека).
5. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Имя существительное».
6. Рефлексия
Урок 11 и 12. Урок контроля знаний, умений и навыков и урок коррекции.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс
Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...
Конспект урока "Словообразование имен существительных"
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"
Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....
Конспект урока "Не с существительными"
Урок "Не с существительными" был проведён в 6 классе. Структура соответствует требованиям организации урока усвоения нового материала. Чётко выделены этапы подготовки и организации урока. На уроке исп...
Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"
Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...