конспект внеклассного мероприятия и презентация ко Дню словаря
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Куликова Оксана Викторовна

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

 

Воспитание культуры работа со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются. Формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинах филологического цикла.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

                       Средняя общеобразовательная школа №8

Куликова О.В. учитель русского языка и литературы

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

  • Воспитание культуры работа со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются. Формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинах филологического цикла.
  • Практика систематического использования словарей в проектной и внеурочной деятельности призвана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию показаний.

  • Работа со словарями позволяет учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы разрабатывать и проводить современные интерактивные уроки, в том числе и в игровой форме.
  • Помогает учителю наглядно продемонстрировать и раскрыть наиболее сложные темы для ученика темы, сделать их изучение более увлекательным, решить потребность и умение самостоятельно поиска, анализа и интерпретации информации.
  • Развивают у ученика системное языковое мышление и языковую культуру.

Роль словарей в реализации положений ФГОС.

  • Формирование ответственного отношения к обучению, готовности  и способности обучающихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию предполагают выработку навыков работы со словарями.
  • Формирование основ экологической культуры. Для их определения рекомендуются обращаться к экологическим словарям разного типа: энциклопедическим, терминологическим, популярным.
  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
  • Формирование умений смыслового чтения невозможно без выработки потребности точно понимать значения употреблённых в тексте слов и выражений.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
  • В целях достижения более высоких результатов по различным предметам.

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно,

 в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля,

создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

КВЕСТ  «Найди нужные слова»

Игра-путешествие  по станциям разделов русского языка.

Цель: формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, а также развития умения извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным разделам русского языка.

Задачи:

дидактическая – познакомиться с различными словарями, научиться применять их для выполнения заданий;

развивающая – развивать внимание, повышать уровень учебной мотивации и познавательный интерес, развивать коммуникативную компетентность обучающихся,

воспитывающая – воспитывать самостоятельность, взаимоуважение, воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Предметные: овладение информацией о словарях русского языка, формирование умения пользоваться различными словарями.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  групповая работа.

Ход занятия:

1. Попробуйте отгадать загадку:

Я очень даже много знаю

И на вопросы отвечаю –

Что есть, что было встарь.

Ну а зовут меня …….. СЛОВАРЬ

 О чём же мы с вами сегодня будем говорить? (о словарях)

 Одни слова «умирают», другие «рождаются», третьи «стареют».

Помочь во всём разобраться нам  помогут ОСОБЫЕ книги Словари.

 Какую цель мы можем для себя определить? (научиться пользоваться словарем и извлекать из него информацию)

2. Какие можно встретить Словари.

- словарь антонимов

- словарь синонимов

- словарь иностранных слов

- орфографический словарь

- толковый словарь

- профессиональные словари

- этимологический словарь  и другие.

3. Квест «Найди нужные слова».

Сегодня мы отправляемся в путешествие по разделам русского языка и возьмем с собой словари. Они сделают наше путешествие более увлекательным и помогут справиться с заданиями, которые вызовут трудности.

1 станция «Орфография» ( слайд 2)

2 станция «Морфемика» (слайд 3)

3 станция «Орфоэпия» (слайд 4)

4 станция «Лексика» (слайд 5)

5 станция  «Орфография» (слайд 6)

6 станция «Фразеология» (слайд 7)

7 станция «Орфография» (слайд 8)

8 станция «Пунктуация» (слайд 9)

Итоговое задание: у вас получилась последовательность  чисел.  Это дата.

Какое отношение она имеет к сегодняшнему празднику? (У вас получилось число

22111801 . Это дата 22.11.1801 –день рождения В. И. Даля)

4. Выступление подготовленного ученика. Сообщение о В.И.Дале.

Владимир Иванович Даль

и его «Толковый словарь живого великорусского языка»

                           «Он открыл рудник словесный».

«Толковый словарь живого великорусского языка» собрал и написал Владимир Иванович Даль. Если многие статьи словаря - увлекательный рассказ, то жизнь писателя - захватывающий роман путешественника.

Всегда Даль помнил слова матери: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится в пути».

Он был морским офицером, чиновником, натуралистом, воевал, строил мосты, написал учебники «Ботаника» и «Зоология». Владимир Иванович умел сколотить табурет, выточить шахматы, сделать тончайшие украшения из стекла.

С Петербургом связаны многие страницы жизни писателя. В Морском кадетском корпусе он учился, в Кронштадте служил, в военном госпитале работал врачом. Даль дружил с Пушкиным. У смертного ложа великого поэта на Мойке 12 был до последнего часа, стараясь облегчить страдания другу. Учёные подсчитали, что в течение полувека писатель каждый час записывал и объяснял одно слово. «Человек рождён на труд», - говорил Даль.  

        «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля до сегодняшнего дня остаётся одним из наиболее активно используемых изданий.

Сам термин «толковый» в применении к словарю введён именно Далем. Даль придавал этому слову новое значение, исходя из старинного, но забытого его употребления. Каждый том словаря открывается примечанием автора: «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно значение другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых. Слова живого великорусского языка указывают на объём и направление всего труда».

       Материалы для словаря В.И.Даль собирал 53 года (с 1819  по 1872 г.) то есть всю свою сознательную жизнь. Первые записи народной речи были сделаны девятнадцатилетним мичманом, выпускником Морского кадетского корпуса, последние дополнения в новое издание словаря внесены автором за неделю до смерти.

Составление словаря непосредственно связывалось с задачами обогащения литературного языка, с попыткой преодолеть разрыв между письменным языком и речью народа.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Для многих сегодня этот словарь – настольная книга.

5. Заканчивая наше путешествие, каждая группа составит мини-доклад «Чем помог наш словарь». Можно воспользоваться инструкцией.

Группа самостоятельно выбирает название словаря, о котором будет составлять доклад-выступление.

IV. Рефлексия. Итог игры.

  1. 1. - Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшний урок.
  2. - Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили? 
  3. - Как вы считаете, словарь – это полезное изобретение человечества?
  4. - Предлагаю составить синквейн о словаре.
  5. (Учащиеся составляют синквейн и представляют свои работы)

Приложение 1.

Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»

Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:

  1. Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
  2. Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
  3. Работать со словарем было ______________________________________ .
  4. Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .

Приложение 2. Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"

Из истории чаепитий и русского гостеприимства «За чашкой чая»....

Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"

Из истории чаепитий и русского гостеприимства «За чашкой чая»....

Конспект внеклассного мероприятия с презентацией "Колесо истории"

Внеклассное мероприятие«Колесо истории».(игра для учащихся старших классов)  «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию» ...

План-конспект внеклассного мероприятия "Рыцарский турнир" по теме "Лондон" (+презентация, музыка)

Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 7-9 классов. К конспекту прилагается презентация....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященному Всероссийскому Дню словаря

Конспект мероприятия для учителей русского языка при подготовке внеклассного мероприятия...

Беседа на тему "Труд человека кормит, а лень портит" (Конспект внеклассного мероприятия с презентацией)

Цель: воспитание положительных качеств личности.Задачи: раскрыть значение и ценность труда в жизни человека.Корригировать и развивать у них процессы памяти, зрительное и слуховое внимание, воображение...

Внеклассное мероприятие по русскому языку " Праздник Словаря"

  Урок- игра представляет собой путешествие "По морям- по волнам". Посвящён празднику Словаря,  разработан для обучающихся 7 класса....