От выразительного чтения к осознанному чтению художественных произведений.
материал по русскому языку (5, 6 класс)
Книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного. Уровень начитанности, умение читать-показатель интеллектуального и чувственного развития всех способностей.
Исходя из этого вытекает первоочередная задача учителя-словесника - воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке, и в первую очередь выразительное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sivtseva_s.d.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Сивцева Саргылана Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №17 г.Якутска
От выразительного чтения к осознанному чтению художественных произведений.
Книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного. Уровень начитанности, умение читать-показатель интеллектуального и чувственного развития всех способностей.
Исходя из этого вытекает первоочередная задача учителя-словесника - воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке, и в первую очередь выразительное чтение.
Некоторые учителя и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, не требующим никаких усилий. Однако процесс подготовки выразительного чтения очень сложен. Выразительное чтение создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.
Конечная цель выразительного чтения заключается в осознанности чтения, которая трактуется как понимание текста, что является неотъемлемым качеством чтения, ибо без понимания процесс чтения не имеет смысла. Процесс понимания сложен, потому что построен на работе памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления, эмоций, воли и других психических особенностей читателей (возраста и общего развития читателя, его потребностей, жизненного опыта, запаса наблюдений и впечатлений).
Поэтому на уроке литературы (особенно в среднем звене) следует уделять огромное внимание на организацию выразительного чтения учащихся при изучении прозаических и поэтических произведений.
Лингвисты выделяют в тексте три вида информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Фактуальная информация — описание событий, героев, места и времени действия. Подтекстовая информация напрямую в словах не выражена, она содержится в смысловых скважинах (пропусках), которые читатель заполняет, опираясь на свой ресурс знания, имеющийся житейский и читательский опыт. Концептуальная информация в тексте нередко не выражена напрямую; это система взглядов, мыслей, чувств писателя, та основная мысль, которую автор хотел донести до читателя.
Используя три вида информации, можно понять текст на трех уровнях (по работам психологов И. А. Зимней, В. П. Зинченко, Н. И. Жинкина, Н. Г. Морозовой и др.):
Первый уровень понимания характеризуется поверхностным "схватыванием" фабулы и сюжета произведения. Если читатель младшего школьного возраста отвечает на конкретные вопросы по содержанию текста, начинающиеся вопросительными словами ("Кто?", "Что?", "Где?", Когда?"), то можно утверждать, что он демонстрирует первый уровень понимания.
Второй уровень понимания называют когнитивным, или уровнем освоения подтекста. Этот уровень характеризуется тем, что читатель способен осознать информацию, выраженную автором косвенно. С помощью ассоциативного мышления читатель связывает имеющиеся у него представления и впечатления с описываемыми в тексте событиями, тем самым обогащая собственный опыт. Следует учить школьников отвечать на вопросы, которые начинаются со слов "Почему?", "Зачем?", а также самостоятельно ставить подобные вопросы к тексту.
Третьим уровнем понимания является постижение идейно-образного содержания произведения (героев, событий), раскрытие мотивов и отношений, т.е. освоение концептуальной информации текста. Н. Г. Морозова указывает, что па этой ступени освоения текста "чтение художественного текста требует проникновения в сферу человеческих отношений и мотивов, требует понимания того, чем побуждается описываемая речь или поступок, ради чего этот поступок совершается, на что направляется, какую роль играет он в описываемой жизни. Все это требует от читателя своего, личного отношения к читаемому... Подлинное понимание произведения и есть проникновение в его смысл, который принимается или не принимается читателем".
Как же сформировать в учениках эти уровни понимания текста? Начиная с 5 класса системно работать над выразительным чтением текстов.
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Выразительным чтением можно назвать такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:
раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Работа над выразительным чтением включает в себя:
1. анализ художественного произведения, понимание фактического содержания текста, осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
2. демонстрация образца выразительного чтения произведения. Это или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи (фонохрестоматии к учебникам).
3. словесное иллюстрирование, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям, драматизация.
4. Работа над средствами выразительности.
Работу над техникой выразительного чтения можно производить по следующим этапам:
1.Соблюдение знаков препинания.
2. Паузы логические и психологические.
3. Ударение.
4. Темп и ритм чтения.
5. Интонация.
Также на уроках по выразительному чтению используются следующие виды чтения: выразительное чтение учителем, выразительное чтение автора и мастеров звучащего слова в записи, чтение в лицах, чтение по ролям, хоровое чтение, выразительное чтение отдельных учащихся.
Предлагаю прием «Составление партитуры текста», использованный на уроке « М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Парус» в 6 а классе (ноябрь 2020г).
Партитура – это своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения.
1. Отметить логические центры текста знаками:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
«Парус» - главное слово в этих строках стихотворения. Он – действующее лицо. В нем заключено наибольшее количество информации. И так надо пройтись по всему стихотворению.
2. Определить мелодику ударных слов, мелодию фразы.
Поставим знаки мелодического выделения в стихотворении:
/ \
Белеет парус одинокий
\
В тумане моря голубом!
/ \
Что ищет он в стране далекой?
/ \
Что кинул он в краю родном?..
В мелодических рисунках – смысл текста.
3. Обозначить различный объем звучания слов.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
4.Наметить места пауз в тексте.
Люфт – пауза (короткая) обозначается одной вертикальной чертой - | , более длительная – двумя || , еще более длительная – тремя ||| .
Белеет|| парус|| одинокий|||
В тумане | моря| голубом!.. |||
Что | ищет он в стране далекой? ||
Что | кинул он в краю родном? ||
5.Обозначить характер произнесения текста.
Произносится текст слитно, мягко, или отрывисто, с короткими энергичными остановками между словами.
Плавное, слитное произнесение обозначается знаком легато – , который ставится под словами, соединяя их стыки:
Что ищет он …
Отрывистое, энергичное произнесение отмечается знаком стаккато – ∙∙ , который также ставится под словами, разделяя их:
И мачта.. гнется и..скрипит…
6.Отметить развитие мысли в диапазоне.
Обозначаются звуковые изменения голоса стрелками перед каждой строчкой с указанием движения голоса относительно звучания предыдущей строки.
Белеет парус одинокий
↓ В тумане моря голубом!..
↑ Что ищет он в стране далекой?
↑ Что кинул он в краю родном?
↓ Играют волны, ветер свищет,
↓ И мачта гнется и скрипит…
↑ Увы! он счастия не ищет,
↑ И не от счастия бежит!..
После составления партитуры стихотворения, вместе с учениками прослушиваем чтение учителем стихотворения, слушаем чтение актера по данной ссылке : https://youtu.be/rHrnc44BmXQ стихотворение «Парус» в исполнении Павла Севостьянова, читаем хором стихотворение «Парус». Обсуждаем варианты чтения.
В конце урока ученики приходят к выводу о том, что автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. Одиночество главного героя передается с помощью интонации данного стихотворения.
Для учащихся, много сидящих за компьютером, не читающих читать художественные произведения, такие уроки дают возможность приобщиться к частичке русской классики, оказывают мощное эстетическое и эмоциональное воздействие, развивают интеллектуальные и чувственные способности учащихся.
Системная работа по выразительному чтению будет иметь результаты, которые можно будет увидеть в сочинениях, творческих работах учащихся, в их устном выступлении, в потребности читать , созерцать прекрасное.
Свои первые результаты работы по выразительному чтению мои ученики 5-6 классов показывают на различных конкурсах и фестивалях.
-В школьной декаде ««Есенин: диалог с XXI веком», в конкурсе чтецов среди 5-6 классов "Капели звонкие стихов" ученики 5 а и 6 а классов заняли призовые места. Выступления учащихся можно посмотреть по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/TKHN/MAweXPH14 , https://cloud.mail.ru/public/6g9m/RPs9C3rqu
-В школьном конкурсе «Живая классика», посвященном юбилею якутского писателя Амма Аччыгыйа, учащиеся 5а и 6 а классов приняли успешное участие. Выступления учащихся можно посмотреть по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/egNH/1cs513Fvg
-Во 2 республиканском творческом конкурсе-фестивале «Таланты Земли Олонхо» ученик 6 а класса Дьяконов Айсен занял 2 место в номинации «Художественное слово».
-В межрегиональном видеоконкурсе чтецов, посвященный 11 –летию Мусы Джалиля приняли участие ученики 6 а класса Тарский Айсен, Шеломова Саша. Чтение можно посмотреть по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/7LaK/9WEqeCXFG
-Лучшие работы учащихся по выразительному чтению оформляются в видеокопилку, которую можно посмотреть по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/BGCq/d1U4apb7L
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках литературы, в частности работа по анализу читаемых текстов и работа по выразительному чтению.
Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно выразительное чтение прививает и пробуждает любовь к чтению. Моя основная задача— воспитание у детей любви к книге, воспитание талантливых людей, интеллектуально и эмоционально развитых личностей.
Использованная литература:
1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / отв. ред. Г. В. Степанов. 7-е изд. М.: Либроком, 2009.
2.Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981
3.Кубасова, О.В. Выразительное чтение / О.В. Кубасова – М.: Академия, 1997
4.Морозова И. Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками // Основы методики начального обучения русскому языку / под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1965. С. 164—182.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Работа по формированиюнавыков выразительного, осознанного чтения у воспитанников"
Формирование навыков выразительного, осознанного чтения у детей с ОВЗ...
Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы.
выразительное чтение играет существенную роль в методике преподавания русской литературы....
Сценарий конкурса юных чтецов"Живая классика" среди 5-6 классов по выразительному чтению вслух отрывков из художественной прозы русских и зарубежных классиков
Школьный этап конкурса юных чтецов "Живая классика" среди 5-6 классов...
Доклад "Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ (задержкой психического развития)»
В своем докладе кратко остановлюсь на особенностях развития детей с ЗПР, методических формах и приемах, применяемых для формирования учебно-познавательного интереса к изучению литературы с назва...
Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ, сентябрь, 2017
Презентация "Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ" (выступление в рамках городской декады для молодых специалистов), сентябрь, 2017...
План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр" с детьми средней группы
Цель: создание социальной ситуации в процессе ознакомления детей с произведением К.И.Чуковского «Мойдодыр».Задачи: Образовательные:- Формировать представления детей о предметах личн...
План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» с детьми средней группы
Цель: создание социальной ситуации в процессе ознакомления детей с произведением К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».Задачи: Образовательные:- Формировать представления детей о насекомых...