Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы.
статья на тему
выразительное чтение играет существенную роль в методике преподавания русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 20.48 КБ |
statya_1.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы.
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, её творческого компонента.
Т. П. Сальникова утверждает, что «...выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также, собственное отношение учащихся к событиям о которых рассказывается».
Динамика понимания ребёнком смысла чужой речи рассматривается в широком смысле как фактор социализации личности, а динамика понимания смысла художественного текста - как показатель роста читательской самостоятельности. Благодаря их реализации происходит самосознание и самоопределение младшего школьника как личности. В идеале полнота, глубина, цельность и эстетичность понимания характеризуется как сам процесс освоения произведения искусства слова, так и его результат.
Понимание чужой мысли, высказанной в поэтической форме, «протекает» в условиях особого, «деятельного» состояния. «Чувство оценивающей активности», которое, по М. М. Бактину, владеет автором, порождающим, к примеру, метафору или сравнение, может передаваться читателю. Опираясь на научные исследования лингвистов, литературоведов, психологов, психолингвистов, психофизиологов, в активности читателя можно отметить следующие действия.
Ритмомелодическая и звуковая сторона речи воздействует на чувственное восприятие и вызывает отклик на физиологическом уровне. Элементы, находящиеся в определённых позициях (например, в повторяющихся отрезках речи; выделение логическим ударением или паузами; прочитанные тише или громче, быстрее или медленнее; рифмующиеся слова и др.) вызывают ассоциации. Внимающий поэту школьник должен находиться во власти художественной стихии, придающей мысли смыслотворческий характер. Рассмотрим некоторые виды, приемы и методы выразительного чтения на уроках литературы. Во-первых, показ. На первоначальной стадии обучения показ - наиболее эффективный метод работы. Его смысл сформулирован в народной пословице: «Что надо - укажи, как надо - покажи». Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие:
- Образцовое чтение учителя.
- Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.
- Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.
- Показательные чтения лучших учеников.
Прибегая к показу, учитель не должен стремится навязывать образцы. Он должен заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его. Во-вторых, прием сопоставления. Данный прием побуждает к обсуждению, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства. Б. А. Буяльский выделяет следующие его разновидности:
1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, когда после показа учителя читает ученик.
2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.
3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя.
В-третьих, хоровое чтение. Данный вид чтения вошел в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным. М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение - до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным». Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.
В-четвертых, чтение в лицах. Этому приему М.А. Рыбникова придавала большое значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.
Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом, когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.
Используя все вышеперечисленные виды, методы и приемы, учителю следует учитывать возрастные особенности учащихся, уровень сформированности необходимых умений и навыков, а также свои возможности и требования программы.
Таким образом, выразительное чтение играет существенную роль в методике преподавания русской литературы. Так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение учащихся. Эти умения формируются с помощью такого приема, как развития у учеников определенного отношения к прочитанному.
Примечание:
Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
2 Романовская З. И. Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
3 Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка. – М.: 2000.
Предварительный просмотр:
Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы.
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, её творческого компонента.
Т. П. Сальникова утверждает, что «...выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также, собственное отношение учащихся к событиям о которых рассказывается».
Динамика понимания ребёнком смысла чужой речи рассматривается в широком смысле как фактор социализации личности, а динамика понимания смысла художественного текста - как показатель роста читательской самостоятельности. Благодаря их реализации происходит самосознание и самоопределение младшего школьника как личности. В идеале полнота, глубина, цельность и эстетичность понимания характеризуется как сам процесс освоения произведения искусства слова, так и его результат.
Понимание чужой мысли, высказанной в поэтической форме, «протекает» в условиях особого, «деятельного» состояния. «Чувство оценивающей активности», которое, по М. М. Бактину, владеет автором, порождающим, к примеру, метафору или сравнение, может передаваться читателю. Опираясь на научные исследования лингвистов, литературоведов, психологов, психолингвистов, психофизиологов, в активности читателя можно отметить следующие действия.
Ритмомелодическая и звуковая сторона речи воздействует на чувственное восприятие и вызывает отклик на физиологическом уровне. Элементы, находящиеся в определённых позициях (например, в повторяющихся отрезках речи; выделение логическим ударением или паузами; прочитанные тише или громче, быстрее или медленнее; рифмующиеся слова и др.) вызывают ассоциации. Внимающий поэту школьник должен находиться во власти художественной стихии, придающей мысли смыслотворческий характер. Рассмотрим некоторые виды, приемы и методы выразительного чтения на уроках литературы. Во-первых, показ. На первоначальной стадии обучения показ - наиболее эффективный метод работы. Его смысл сформулирован в народной пословице: «Что надо - укажи, как надо - покажи». Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие:
- Образцовое чтение учителя.
- Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.
- Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.
- Показательные чтения лучших учеников.
Прибегая к показу, учитель не должен стремится навязывать образцы. Он должен заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его. Во-вторых, прием сопоставления. Данный прием побуждает к обсуждению, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства. Б. А. Буяльский выделяет следующие его разновидности:
1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, когда после показа учителя читает ученик.
2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.
3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя.
В-третьих, хоровое чтение. Данный вид чтения вошел в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным. М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение - до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным». Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.
В-четвертых, чтение в лицах. Этому приему М.А. Рыбникова придавала большое значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.
Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом, когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.
Используя все вышеперечисленные виды, методы и приемы, учителю следует учитывать возрастные особенности учащихся, уровень сформированности необходимых умений и навыков, а также свои возможности и требования программы.
Таким образом, выразительное чтение играет существенную роль в методике преподавания русской литературы. Так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение учащихся. Эти умения формируются с помощью такого приема, как развития у учеников определенного отношения к прочитанному.
Примечание:
Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
2 Романовская З. И. Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
3 Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка. – М.: 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста на уроке литературы
Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...
Анализ художественного текста на уроках литературы
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...
Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы
В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...
Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....
Статья "Смысловое чтение при работе с художественным текстом на уроках литературы."
Любой практикующий учитель сталкивался с тем, что при работе с ЕГЭшным сочинением возникают трудности с определением проблемы текста. Особенно, если это текст художественный и проблема и позиция автор...