Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный этап (1 минута) | - Добрый день. Начнём урок русского языка с эпиграфа: Пусть кипит работа, сильней соревнование! Успех играет не судьба, а ваши знания! - Как вы понимаете эти слова? - Желаю вам продуктивно поработать, получить новые знания, применить их в практической деятельности. | Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (2 минуты) | Создание проблемной ситуации - Решите лингвистическую задачу: отгадайте загадки. (Слайд) Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.) Когда слова блестели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.) - Что мы можете рассказать о знаках препинания, стоящих в конце предложений? | Отгадывают загадки. Отвечают на вопрос, точно и полно выражая свои мысли. |
Определение учебной задачи. Итак, у нас есть цель? И есть проблема! Скажите мне скорей, Какой же будет тема? - Определите тему урока. (Виды предложений по цели высказывания) | Формулируют тему урока, записывают её. |
- Поставьте цель работы на уроке по ключевым словам: узнать …; использовать …; применить… - На каждом этапе вы будете оценивать свою деятельность. Работайте активно. Сосредоточьтесь на практической деятельности. От вашей активности зависит итоговая отметка за урок. | Формулируют цель по ключевым словам. |
- Составьте план работы на уроке. Что нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? Составьте алгоритм (устно) - на доске появляется запись: 1. Изучение теоретических сведений о видах предложений по цели высказывания. 2. Практическая деятельность по закреплению: особенности интонации предложений по цели высказывания, особенности постановки знаков препинания. | Работают в паре: составляют алгоритм в парах. Отвечают на вопросы учителя. |
III. Актуализация знаний (8 минут) | - Какие трудности могут возникнуть при изучении темы «Виды предложений по цели высказывания»? (Особенности интонации предложений.) | Актуализируют алгоритм работы. |
Индивидуальная работа по карточкам. 1. Найди в предложении грамматическую основу, произведи синтаксический разбор. Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. 2. Произведи синтаксический разбор предложения. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком. - Из каких сказок взяты отрывки? («Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о золотом петушке».) - Какими правилами пользовались, вставляя пропущенные буквы? - Выделите грамматические основы в предложениях из карточек. - Что составляет грамматическую основу предложения? - Какую цель достигли, выполнив задание? | Анализируют приведённые примеры самостоятельно, выявляют особенности предложений. Выполняют синтаксический разбор предложений. Строят высказывания. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обсуждают результаты работы по карточкам. |
IV. Первичное усвоение новых знаний Поиск решения проблемы (7 минут) Разрешение проблемной ситуации (8 минут) | 1. Изучение теоретической информации в учебнике. - Ребята, обратитесь к плану урока. 1 этап работы - изучение теоретических сведений о видах предложений по цели высказывания. - Обратитесь к учебнику на странице 70 и прочитайте определения этих видов предложений. - Составьте кластер «Предложения по цели высказывания», опираясь на рубрику «Материал для самостоятельных наблюдений», «Теоретические сведения» и расскажите об особенностях предложений, правильности постановки логического ударения. Работайте в парах. Под руководством учителя учащиеся анализируют теоретический материал учебника стр. 59 и формулируют правило, составляют кластер «Предложения по цели высказывания». Учитель организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы. - Ребята, обратившись к учебнику и прочитав определения видов предложений на странице 59, расскажите об особенностях интонации этих предложений. (Организует наблюдение) - Какую цель достигли? - Обратитесь к плану урока. К какому этапу необходимо перейти? (Практическая деятельность по закреплению) Индивидуальное выполнение упр. 145. У доски работает обучающийся. - Какую цель вы достигли? (Повторили особенности интонации предложений по цели высказывания, особенности постановки знаков препинания) Работа в парах: упр. 146 (устно), упр. 147 (письменно) - Прочитайте задание. Назовите глаголы-действия. Какова цель заданий? - Какую цель вы достигли? (Повторили особенности интонации побудительных предложений, постановку знаков препинания в побудительных предложениях) - Почему так важно уметь читать предложения с правильной интонацией? (Потому что интонация помогает определить вид предложения). - Сформулируйте вывод. (Знак препинания зависит от цели высказывания, а не цель высказывания зависит от знака препинания в конце предложения.) - Итоговое собеседование, которые вы будете выполнять в 9 классе, предполагает выразительное чтение текста. Это одно из условий успешного выполнения задания 1. (Учитель сопоставляют задания с заданиями итогового собеседования.) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы. Работают индивидуально (читают правило в рубрике) и в парах (составляют кластер). В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Практическая работа в учебнике в парах. Соотносят собственные результаты с поставленными целями. Повторяют особенности интонации побудительных предложений. |
V. Первичная проверка понимания, закрепление знаний (16 минут) Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция | 1. Мини-исследование в мини-группах - Объединитесь в мини-группы по 4 человека и выполните задания: исследовать текст стихотворения М. Цветаевой - выписать по 3 предложения из упр. 150, обозначить грамматические основы: - 1 группа – 3 восклицательных предложения, - 2 группа – 3 вопросительных предложения, - 3 группа – 3 повествовательных предложения. (Учитель контролирует выполнение работы в мини-группах. Деятельность каждого участниками группы определена командиром.) - Представьте результат работы. - Какую цель достигли, выполнив упражнение? (находить различные виды предложений по цели высказывания в письменной речи) - Оцените свою работу в мини-группе. 1. Самостоятельная работа в мини-группах по карточкам (группы уже сформированы) Составьте и запишите повествовательные предложения (4) на тему «Осень». | Составьте вопросительные предложения (4) на тему «Школа». |
Составьте побудительные предложения (4) на тему «Домашнее задание». |
- Какую цель достигли, выполнив упражнение? - Оцените работу в мини-группе? Достигли целей? - Итоговое собеседование в 9 классе содержит задание – составление монологического задания (описание по фотографии, повествование, рассуждение). (Учитель сопоставляют задания с заданиями итогового собеседования.) | Работают с художественным текстом: сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают и обосновывают свою точку зрения (мнение группы). Выразительно читают выбранные предложения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Закрепляют знания о видах предложений по цели высказывания в ходе работы с предложениями/текстами. Осуществляют самооценку деятельности. |
| - Какой этап планирования следующий? (Обобщение знаний.) 3. Мини-диктант. - Запишите предложения, определите вид предложений по цели высказывания: Наступила осень. Жёлтые листья усыпали дорожки. Давайте погуляем по золотистому ковру! (У доски работает обучающийся.) - Объясните написание слов. Исправьте ошибки. Сделайте вывод: как вы определили вид предложения? - Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту? - Какую цель достигли, выполнив упражнение? (Определение видов предложений по цели высказывания, выявление особенностей интонации.) | Определяют вид предложений по цели высказывания. Осуществляют самопроверку. Составляют устный текст (словесное рисование). |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута) | 1. Повторить теоретическую информацию на странице 70 учебника, выполнить упражнение 149 с. 72 учебника устно. 2. Выполнить задание по выбору: а) написать мини-сочинение (7-8 предложений, используя разные виды предложений по цели высказывания; б) выписать из произведений художественной литературы (из учебника литературы 5 класса) 6 предложений, различных по цели высказывания, обозначить грамматические основы. | Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап (2 минуты) | - Над какой темой вы работали? - Вспомните план урока, какие задачи решали на уроке, выполнили ли их? - Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? - Из каждой строки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение. Каким оно является по цели высказывания? Выделенная буква в каждой строке - первая буква. Работайте в парах. АОБООУАДАЬ – БУДЬ ИПРТПЕИР – ТЕ ЭПВФЭСФПЕ – ВСЕ ВЮЛГДВЛАЮ – ГДА ЖЗСУУЧЖАЗ – СЧА ОАСАОТАЛИО – СТЛИ ГЦДВГЦЫД ! – ВЫ БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ! – побудительное. - Оцените свою деятельность на уроке. (Оценка результатов собственной деятельности) Выставление отметок, комментирование результатов работы. | Оценивают собственные результаты работы. Соотносят результаты работы с целями; осмысливают связь темы урока с жизнью. |