Открытый урок по теме "Виды сказуемых"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Данный урок был разработан и проведен в рамках городского конкурса "Учитель года".
Класс: 8 класс
Предмет: Русский язык
Тема урока: Повторение по теме «Главные члены предложения. Типы сказуемых»
Тип урока: Урок повторения
Цели урока:
Познавательная: Обобщение знаний о простом предложении, грамматической основе предложения, формирование умений находить сказуемое, закрепление умения определять типы сказуемых.
Развивающая: Развитие устной речи учащихся.
Воспитывающая: Воспитание чувства патриотизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vidy_skazuemyh.docx | 22.6 КБ |
vidy_skazuemyh.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Меньшикова Дарья Алексеевна
Дата проведения: 3 декабря 2019 года
Класс: 8 класс
Предмет: Русский язык
Тема урока: Повторение по теме «Главные члены предложения. Типы сказуемых»
Тип урока: Урок повторения
Цели урока:
Познавательная: Обобщение знаний о простом предложении, грамматической основе предложения, формирование умений находить сказуемое, закрепление умения определять типы сказуемых.
Развивающая: Развитие устной речи учащихся.
Воспитывающая: Воспитание чувства патриотизма
Краткое описание урока
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.
3. Постановка целей урока.
4. Фронтальный опрос-повторение, закрепление пройденного, составление кластера.
5. Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала.
6. Творческая работа на развитие связной речи.
7. Итог урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята и члены жюри! Я рада видеть вас! Меня зовут Меньшикова Дарья Алексеевна, я учитель русского языка и литературы школы № 18. Сегодня мы вместе будем работать.
Учитель: Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?
Ученики: Настроение должно быть хорошим, деловым.
Учитель: Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.
Я приготовила для вас рабочие листы. Подпишите их. Запишите число, классная работа.
Третье декабря. Классная работа. ДОСКА
Чтобы самостоятельно сформулировать тему урока и цели, ответьте на следующие вопросы.
Правильный ответ прошу записывать в тетрадь, каждое слово в отдельную строчку.
1. Человек, любящий свою родину. ПАТРИОТ
2. Родная страна, родственное слову «отец». ОТЕЧЕСТВО
3. Неизменность в чувствах, отношениях, преданность, созвучное слову «вера». ВЕРНОСТЬ
4. Друг, союзник. ТОВАРИЩ
5. Храбрость, бесстрашие, доблесть. ОТВАГА
6. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является. РОДИНА
7. Взаимосвязь определенных явлений, процессов, родственное слову «единица». ЕДИНСТВО
8. Историческая общность людей, проживающих на территории одной страны. Синоним слову «нация». НАРОД
9. Система взглядов и идей. Схожее со слово «идеал». ИДЕОЛОГИЯ
10. Часть территории нашей страны находится в Азии, а другая часть? ЕВРОПА
Эти слова нам помогут при выполнении творческого задания в конце урока.
А теперь прочитайте первые буквы слов. Что получилось?
Ученики: Повторение
Учитель: Правильно! А теперь вспомните, что вы изучали на прошлых уроках?
Сформулируйте тему урока.
Ученики: Изучали виды сказуемых
Учитель: Догадайтесь, какова тема нашего урока (обратитесь к записанным словам)
Ученики: Повторение видов сказуемых.
Учитель: Молодцы!
Запишем тему урока «Виды сказуемых. Повторение» ДОСКА
Учитель: Напомните, что называют «Сказуемым»?
Ученики: Сказуемое – самостоятельный член предложения, может быть выражен разными частями речи: глаголом, существительным, прилагательным, словом категории состояния, числительным.
Учитель: Что вы знаете о видах сказуемых? Ответим на этот вопрос, собрав кластер. Перед вами яркие детали: ствол дерева и листья. Догадались, что мы будем делать?
Ученики: Украшать дерево листочками.
Учитель: Обратите внимание, что ствол дерева – сказуемое, ветви – виды сказуемого, а листочки – состав каждого вида сказуемого.
Это называется кластер. Положите ствол дерева на средину стола, помогайте друг другу, работая в паре. Пару, которая справится быстрее всех, я попрошу выйти продемонстрировать результат своей работы.
Время 2 минуты
2 ученика выходят к доске, прикрепляют листочки, комментируют.
Простое глагольное сказуемое
1 листок: Лексическое значение и грамматическое в одном глаголе
2 листок: Форма настоящего и прошедшего времени глагола изъявительного наклонения, также форма будущего времени с частицами буду, будем, будут
3 листок: Форма условного наклонения с частицей бы, повелительное наклонение с частицами пусть, пускай, давай (те), да.
Составное глагольное сказуемое:
1 листок: Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола.
2 листок: Вспомогательные глаголы: хотеть, мочь, начать, закончить, прекратить, продолжить, стать и др. + Н.Ф. глагола
3 листок: Сказуемое выражено краткими прил., наречиями и словами категории состояния: должен, рад, обязан, готов, надо, можно, нельзя + Н.Ф. глагола.
Составное именное сказуемое:
1 листок: Глаголы-связки: стать, становиться, являться, считаться, называться + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное.
2 листок: Быть (глагол-связка) + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное.
3 листок: Отсутствие нулевой связки + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное.
Учитель: Молодцы! Проходите на свои места. Продолжаем работу. Перед вами текст. Прочитаем его.
Ученик: Патриотизм – это служение своей Родине. К патриотизму нельзя призывать, его можно только воспитывать. Любовь к Родине зарождается в семье. Сменяющие друг друга поколения должны быть воспитаны искренне любящими свою Отчизну.
Учитель: Назовите тему текста.
Ученик: Патриотизм.
Учитель: Какова идея текста?
Ученики: Патриотизм передаются из поколения в поколение.
Учитель: Найдите грамматические основы, выпишите, определите тип сказуемого. Это умение вам поможет выполнить задание номер 2 на ОГЭ.
5 минут на выполнение.
Итак, проверим. Называем грамматическую основу, вид сказуемого и его состав.
Учитель спрашивает одного учащегося: Патриотизм служение (СИС, состоит из имени существительного и нулевой связки). Нельзя призывать (Составное глагольное сказуемое, состоит из слова категории состояния и глагола в неопределенной форме). Можно воспитывать (Составное глагольное сказуемое, состоит из слова категории состояния и глагола в неопределенной форме). Любовь зарождается (простое глагольное сказуемое, состоит из глагола настоящего времени изъявительного наклонения).
Поколения должны быть воспитаны (Составное именное сказуемое, состоит из краткого прилагательного, глагольной связки и краткого причастия).
Учитель: Молодцы! Оцените себя по следующим критериям.
Критерии оценивания:
1 ошибка – 4
2-4 ошибки – 3
5 и более –
Учитель: Запишем высказывания великих людей и определим тип сказуемых.
1 ученик у доски: Неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности (А.С. Пушкин)
Комментарий: Неуважение – слитно, существительное, можно подобрать синоним – грубость.
Безнравственности – корень нравствен.
Подлежащее – НЕУВАЖЕНИЕ
Сказуемое – есть признак дикости и безнравственности. Выражено глагольной связкой ЕСТЬ + именная часть, выраженная словосочетанием.
ОЦЕНКА
2 ученик: Рану, нанесенную Родине, каждый из нас будет ощущать в глубине своего сердца. (Виктор Гюго)
Чем осложнено предложение? Осложнено причастным оборотом. Подлежащее КАЖДЫЙ ИЗ НАС – выражено словосочетанием.
Сказуемое БУДЕТ ОЩУЩАТЬ – простое глагольное, выражено глаголом изъявительного наклонения будущего времени с частицей БУДЕТ
ОЦЕНКА
- Учитель: Молодцы! Мы продолжаем готовиться к экзамену, а именно развиваем умение размышлять. Выполним творческое задание
Прошу вас поработать в группе.
Задание: воспользуйтесь разными видами сказуемых и составьте 3 связных предложения на определенную тему со словами, которые мы записали в начале урока.
Формируем группы по рядам.
1 группа 1 ряд: Кого можно считать патриотом?
2 группа 2 ряд: Что такое родина для вас?
3 группа 3 ряд: Должен ли человек быть верен своей родине?
Учитель: Проверим творческую работу. А как вы употребили в своих текстах разные виды сказуемых, я проверю сама.
Лидеры групп читают по 1 тексту.
Учитель: Вы все молодцы! Что мы сегодня повторяли на уроке?
Ученики: Виды сказуемых.
Учитель: Где мы применим полученные знания?
Ученики: Эти знания нам нужны при выполнении экзаменационной работы.
Учитель: Какое нравственное чувство мы воспитывали в себе?
Ученики: Чувство патриотизма.
Ребята, спасибо за урок! Вы очень хорошо работали!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1. Определить по значению слова, записать в столбик
П А ТР И ОТ
О ТЕЧ Е СТВ О
ВЕРН О СТЬ
Т О ВАРИ Щ
О ТВАГА
Р О Д И НА
Е ДИНСТВ О
НАРО Д
ИД ЕО ЛОГИЯ
Е ВРАЗИЯ
П АТРИОТ О ТЕЧЕСТВО В ЕРНОСТЬ Т ОВАРИЩ О ТВАГА Р ОДИНА Е ДИНСТВО Н АРОД И ДЕОЛОГИЯ Е ВРАЗИЯ
Тема урока «Виды сказуемых. Повторение ».
Сказуемое – самостоятельный член предложения, обозначает действие или состояние предметов, лиц, действий, которыми выражено подлежащее. Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает, что сделает, что будет делать предмет или лицо, каков он, что он такое и др. Сказуемое может быть выражено разными частями речи: глаголом, существительным, прилагательным, словом категории состояния, числительным.
Простое глагольное сказуемое Лексическое значение и грамматическое в одном глаголе Форма настоящего и прошедшего времени глагола изъявительного наклонения, также форма будущего времени с частицами буду, будем, будут Форма условного наклонения с частицей бы, повелительное наклонение с частицами пусть, пускай, давай (те), да.
Составное глагольное сказуемое: Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола. Вспомогательные глаголы: хотеть, мочь, начать, закончить, прекратить, продолжить, стать и др. + Н.Ф. глагола Сказуемое выражено краткими прил., наречиями и словами категории состояния: должен, рад, обязан, готов, надо, можно, нельзя + Н.Ф. глагола .
Составное именное сказуемое : Глаголы-связки: стать, становиться, являться, считаться, называться + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное. Быть (глагол-связка) + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное. Отсутствие нулевой связки + именная часть: сущ., полное или краткое прил., краткое причастие, числительное.
Задание 3. Определите тему, основную мысль. Выпишите грамматические основы, определите вид сказуемых. № Грамматическая основа Тип сказуемого +/- 1 2 3 4
Образец: Патриотизм - служение (СИС). Н ельзя призывать (СГС), можно воспитывать (СГС). Любовь зарождается (ПГС). П околения должны быть воспитаны (СИС). Критерии оценивания: 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2-3 ошибки – 3 4 и более – 2
Задание 4. Запишите высказывания великих людей, выделите грамматические основы, определите вид сказуемого.
Неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности. Александр Сергеевич Пушкин, русский поэт, писатель, сказочник
Рану , нанесенную Родине, каждый из нас будет ощущать в глубине своего сердца. Виктор Гюго, французский писатель
Задание 5. Воспользуйтесь разными видами сказуемых и составьте 3 связных предложения на определенную тему со словами, которые мы записали в начале урока. ТЕМА__________________________
1 группа: Кого можно считать патриотом? 2 группа: Что такое родина? 3 группа: Должен ли человек быть верен своей родине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Обобщение по теме сказуемое"
Урок по русскому языку 3 класс...
План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"
План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"....
Открытый урок татарского языка в 7 классе на тему" Тире между подлежащим и сказуемым"
В данном материале даётся презентация урока татарского языка с использованием сингапурской структуры. Тип урока- изучение нового материала. Предлагаются также тестовые задания для проверки полученных ...
Открытый урок "Тире между подлежащим и сказуемым 9 класс"
Урок русского языка в 9 классе«Тире между подлежащим и сказуемым»АвторПлохова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературыМОУ Арефинская СОШ(заочная экскурсия в музей «Царскосельский...
Открытый урок по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данная разработка урока поможет углубить знания восьмиклассников о постановке тире в простом предложении...
Тире между подлежащим и сказуемым 8 класс открытый урок
урок с применением технологии АМО...