План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazuemoe_i_osnovnye_ego_tipy.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.
Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое; повторить порядок морфологического разбора глагола.
Оборудование: карточки с цифрами.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня вы продолжите изучение темы «Главные члены предложения».
II. Подготовка к изучению нового материала.
1. Проверка домашнего задания.
— Как определили окончания сказуемых в упражнении 108? От чего зависел их выбор?
2. Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках.
— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.
- Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
- Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)
- Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)
- Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)
- Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)
Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)
Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?
Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?
Сформулируйте теперь тему нашего урока.
III. Объяснение нового материала.
Запишитее предложния, с которыми вы работали.
— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )
— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число)? (наст. вр.,ед. ч.)
— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым.
— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)
— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)
— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым.
Запишите это предложение.
— Определите сказуемое в 3-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).
— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «эхо»).
— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. Запишем и это предложение.
--- Что вы можете сказать о сказуемом во втором предложении? (составное глагольное). В 4-м? (простое) В 5-ом? (составное глагольное)
— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.
— Перед вами на каждой парте лежат учебники «Теория». Выясните в § 170 и § 171 на с. 217, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить схему типов сказуемых.
IV. Закрепление нового материала.
- Работа по учебнику.
От теории перейдём к практике.
Выполнение упражнения 118 на с. 55 учебника «Практика».
Задания после упражнения можно выполнить устно.
— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?
2. Творческое задание.
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Д. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.
б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.
— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?
— Составьте с каждым вспомогательным глаголем предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?
В это время учитель пишет на доске предложения для следующего задания.
3. Работа с карточками:
Д.1) Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.
2) Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
3) Туман начинает понемногу рассеиваться. (К. Симонов.)
4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят сладким душистым огнем. (Л. Рейснер.)
5) Ну меня есть своя заветная мечта.
6) Сегодня Курочкин знал назубок весь параграф.
— Прочитайте шесть предложений, записанных на доске.
— У каждого из вас на столах шесть карточек с номерами предложений. Я буду характеризовать главные члены этих предложений, а вы должны поднять карточку с номером того предложения, в котором имеет место то, о чем я говорю. Номер может быть не один.
Учитель читает предложения:
1) В этом предложении есть составное глагольное сказуемое.(1, 3.)
2) В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4.)
3) В этом предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием. (1, 4.)
4) В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6.)
5) В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6 + 4 — в них они однородные.)
6) В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глаголь сказуемым? (5.)
4. Самостоятельная работа.
Задание:
На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.
Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так трях головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.
- Ваше величество, - сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, - вы прорубили окно в Европу.
(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)
5. Подведение итога урока.
--- Что нового вы узнали на уроке?
— Почему составные сказуемы так называются?
— Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного сказуемого? А основная?
Домашнее задание: упражнения 115 и 116, по § 170—171 подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, читать § 172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План-конспект урока по теме: "Типы развития насекомых."
План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Типы развития насекомых"....
План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"
План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План-конспект урока по теме "Типы домов" УМК Starlight 6 класс
План-конспект урока по теме "Типы домов" УМК Starlight 6 класс...