Урок русского языка в 5 классе по теме " Части речи. Морфология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме " Части речи. Морфология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Части речи. Морфология»

Цель: формировать умение различать части речи, эффективно использовать их в собственном речевом высказывании в соответствии с ситуацией.

Планируемые результаты урока:

Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи»; закрепить умение верно определять части речи, отработать умение уместного использования в собственном тексте слов разных частей речи.

Метапредметные: уметь объяснять лингвистические явления, процессы в ходе наблюдения за разными частями речи, анализировать лингвистическое явление, самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: формировать навыки работы в паре, контроля и самооценки, развивать умение устного речевого высказывания.

Регулятивные: планировать собственную деятельность на разных этапах урока, преодолевать затруднения в обучении через новые виды деятельности и формы сотрудничества, проверять и корректировать результаты своей работы.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету.

Содержание урока

1.Учитель: предлагаю сегодня погрузиться в таинственный мир сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и разгадать тайну одного странного текста. Перед вами рабочий лист с заданиями. Прочитайте текст№1 ( первичное чтение про себя, затем чтение вслух учеником).

Задание №1

Бармаглот

Варкалось.Хливкие шорьки О, войся Бармаглота, вын!

Пырялись по наве. Он так свирлеп и мик,

И хрюпали зелюки, А в нуще рымит истувин –

Как мюмзики в мове. Злопастый Брандышмыг!

- В чем странность этого текста?

- Можем ли мы предположить, о чем этот текст?

- Можем ли мы определить части речи? Как это сделать? ( определить морфологические признаки  разных частей речи)

- Лингвистический эксперимент по определению частей речи: учащиеся определяют части речи из текста, доказывая конкретные признаки слов.

2.Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока «Части речи».

- Для чего мы будем повторять части речи? ( Для того чтобы не путать их; зная часть речи, применяем то или иное правило написания слова;  верное определение части речи помогает при морфемном разборе слов).

3.Учитель:

- Все части речи и их признаки изучаются в разделе «Морфология». Название произошло из греческого языка: «морфе»- форма, «логос»-наука, слово.

- Исходя из данной информации составьте определение морфологии ( раздел науки о языке, изучающий слова как части речи).

4. Учитель:

- Но в стране Морфология не всегда был строгий порядок. Об этом нам расскажет сказка. Текст сказки на карточках перед учениками, но читает учитель (или хорошо читающий ученик).

Сказка

Приезжающие в Морфологию удивляются: все части речи точно знают своё место и  никогда не спорят. Но не всегда так было.

Не так уж и давно в Морфологии никто не сидел на месте, а все перескакивали из княжества в княжество: утром перо – глагол, в обед – существительное. Старожилы говорят, что  властвовал  в Морфологии  Хаос.

А в это время на берегу реки Междометий жил  неизвестный тогда старик Русский язык. Послушал он новости и решил: «Так дело не пойдёт!» Сказал, да и пошёл в Морфологию.

Добрался Русский язык до страны, начал со всеми беседовать, рассказывать, кто для чего нужен. Говорил он ни тихо, ни громко, ни быстро, ни медленно, а убедительно.

Послушались его части речи, вернулись на свои места, а потом собрались услышать  прощальную речь старца. А сказал он им следующее: «Вы, существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия  будете самостоятельными , а вы,  предлоги, союзы, частицы, - служебными. Да, и наловите в реке междометий, они вам ещё пригодятся». Закричали тут предлоги вместе с союзами и частицами: «Почему ты нас служебными обзываешь?! Мы что должны служить кому-то?» А старичок ответил: «Нет. Это просто название такое, а кто сомневается, пусть попробует без вас обойтись».

После этого мудрец ушёл, но его наказы и сейчас выполняются. А почему – никто не знает.

Вопросы после чтения сказки:

- На какие две группы можно разделить части речи?

- Работа в паре: составьте схему, распределяя все части речи по группам. Проверка.

- Почему обиделись предлоги, союзы и частицы? ( Их назвали служебными)

- Можно ли обойтись без предлогов, союзов и частиц в речи? Докажите (предложение может потерять смысл, не сможем связать слова в словосочетания).

- Кто из класса самый внимательный и ответит на вопрос: о какой части речи шла речь в сказке, но в нашей схеме её нет? ( междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Эта часть речи живёт сама по себе).

5.Физкультминутка.

6.Работа с таблицей. Обратимся к рабочему листу и выполним задание №2. Проанализируйте таблицу и сформулируйте задание к ней. Восстановите информацию, работая в парах.

Задание №2

Часть речи

Что обозначает

Вопрос

Пример

Имя существительное

предмет

Имя прилагательное

какой? чей?

что делать?

что сделать?

признак действия

где? когда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

указывают на предмет, но не называют его

  я, мы

  ты, вы

он, она, оно, они

Проверка задания. Учитель просит поднять руки тех учащихся, у кого не было ошибок, затем тех, у кого 1-2 ошибки и больше двух ошибок.

-Что было наиболее сложным в заполнении таблицы? (ответы учащихся).

7. Задание №3 на рабочих листах. Проверка умения определять части речи в предложении.

Прочитайте стихотворение. Подпишите над каждым словом  часть речи.

Осень в городе шагает:

Будто пламень, парк горит,

Ясень листья осыпает,

Дуб нахмуренный стоит.

Вопросы после чтения:

- Почему парк горит?

- В каком значении употреблено слово «горит», в прямом или переносном?

-Почему дуб стоит нахмуренный?

-Определите все части речи.

Проверка задания осуществляется по цепочке.

-Все ли слова определили легко? Какие из этих слов вызывают трудности ( будто- союз, нахмуренный- причастие, эти части речи еще будут изучаться, учитель помогает ученикам определить данные части речи).

8. Осень не просто пришла в город, она еще и пошалила, ветерком разнесла и перемешала слова в тексте. Редактирование текста в паре.

 Задание №4.   Отредактируйте текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

Осень в городе

Осень в этом году выдалась______________(прилаг.).  

Дни стояли______________(прил.) и ______________(прил).

Деревья постепенно приобретали разнообразные _______________(сущ).

Клены, осины и дубы играли яркими красками в лучах солнца:_____________(прил.), _______________(прил.)  и _________________(прил.).

Хорошо прогуляться по ________________(сущ.), засыпанным осенними листьями. Такую осень часто называют_________________(прилаг.)

Проверка: несколько пар читают вариант текстов. Ученики обсуждают, все ли слова умесны в данных вариантах.

9. Итог урока:

- С какой темой мы работали на уроке?

- Как называется раздел науки о языке, изучающий слова как части речи?

- На какие две группы можно разделить все слова?

- Назовите части речи, которые относятся к самостоятельным частям речи.

-Назовите части речи, которые относятся к служебным.

-Какая часть речи живёт сама по себе?

- Для чего мы изучаем части речи?

10. Домашнее задание: составить текст ( 10-14 предложений) «Что стало бы с нашей речью, если бы исчезли части речи?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...

урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»

Тип урока : открытие новых знаний...

урок русского языка 6 класс «Имя существительное - часть речи удивительная»

Урок-повторение на тему «Имя существительное - часть речи удивительная»...