Урок русского языка в 5 классе по теме " Части речи. Морфология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме " Части речи. Морфология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме «Части речи. Морфология»
Цель: формировать умение различать части речи, эффективно использовать их в собственном речевом высказывании в соответствии с ситуацией.
Планируемые результаты урока:
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи»; закрепить умение верно определять части речи, отработать умение уместного использования в собственном тексте слов разных частей речи.
Метапредметные: уметь объяснять лингвистические явления, процессы в ходе наблюдения за разными частями речи, анализировать лингвистическое явление, самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: формировать навыки работы в паре, контроля и самооценки, развивать умение устного речевого высказывания.
Регулятивные: планировать собственную деятельность на разных этапах урока, преодолевать затруднения в обучении через новые виды деятельности и формы сотрудничества, проверять и корректировать результаты своей работы.
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету.
Содержание урока
1.Учитель: предлагаю сегодня погрузиться в таинственный мир сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и разгадать тайну одного странного текста. Перед вами рабочий лист с заданиями. Прочитайте текст№1 ( первичное чтение про себя, затем чтение вслух учеником).
Задание №1
Бармаглот
Варкалось.Хливкие шорьки О, войся Бармаглота, вын!
Пырялись по наве. Он так свирлеп и мик,
И хрюпали зелюки, А в нуще рымит истувин –
Как мюмзики в мове. Злопастый Брандышмыг!
- В чем странность этого текста?
- Можем ли мы предположить, о чем этот текст?
- Можем ли мы определить части речи? Как это сделать? ( определить морфологические признаки разных частей речи)
- Лингвистический эксперимент по определению частей речи: учащиеся определяют части речи из текста, доказывая конкретные признаки слов.
2.Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока «Части речи».
- Для чего мы будем повторять части речи? ( Для того чтобы не путать их; зная часть речи, применяем то или иное правило написания слова; верное определение части речи помогает при морфемном разборе слов).
3.Учитель:
- Все части речи и их признаки изучаются в разделе «Морфология». Название произошло из греческого языка: «морфе»- форма, «логос»-наука, слово.
- Исходя из данной информации составьте определение морфологии ( раздел науки о языке, изучающий слова как части речи).
4. Учитель:
- Но в стране Морфология не всегда был строгий порядок. Об этом нам расскажет сказка. Текст сказки на карточках перед учениками, но читает учитель (или хорошо читающий ученик).
Сказка
Приезжающие в Морфологию удивляются: все части речи точно знают своё место и никогда не спорят. Но не всегда так было.
Не так уж и давно в Морфологии никто не сидел на месте, а все перескакивали из княжества в княжество: утром перо – глагол, в обед – существительное. Старожилы говорят, что властвовал в Морфологии Хаос.
А в это время на берегу реки Междометий жил неизвестный тогда старик Русский язык. Послушал он новости и решил: «Так дело не пойдёт!» Сказал, да и пошёл в Морфологию.
Добрался Русский язык до страны, начал со всеми беседовать, рассказывать, кто для чего нужен. Говорил он ни тихо, ни громко, ни быстро, ни медленно, а убедительно.
Послушались его части речи, вернулись на свои места, а потом собрались услышать прощальную речь старца. А сказал он им следующее: «Вы, существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия будете самостоятельными , а вы, предлоги, союзы, частицы, - служебными. Да, и наловите в реке междометий, они вам ещё пригодятся». Закричали тут предлоги вместе с союзами и частицами: «Почему ты нас служебными обзываешь?! Мы что должны служить кому-то?» А старичок ответил: «Нет. Это просто название такое, а кто сомневается, пусть попробует без вас обойтись».
После этого мудрец ушёл, но его наказы и сейчас выполняются. А почему – никто не знает.
Вопросы после чтения сказки:
- На какие две группы можно разделить части речи?
- Работа в паре: составьте схему, распределяя все части речи по группам. Проверка.
- Почему обиделись предлоги, союзы и частицы? ( Их назвали служебными)
- Можно ли обойтись без предлогов, союзов и частиц в речи? Докажите (предложение может потерять смысл, не сможем связать слова в словосочетания).
- Кто из класса самый внимательный и ответит на вопрос: о какой части речи шла речь в сказке, но в нашей схеме её нет? ( междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Эта часть речи живёт сама по себе).
5.Физкультминутка.
6.Работа с таблицей. Обратимся к рабочему листу и выполним задание №2. Проанализируйте таблицу и сформулируйте задание к ней. Восстановите информацию, работая в парах.
Задание №2
Часть речи | Что обозначает | Вопрос | Пример |
Имя существительное | предмет | ||
Имя прилагательное | какой? чей? | ||
что делать? что сделать? | |||
признак действия | где? когда? когда? откуда? почему? зачем? и как? | ||
указывают на предмет, но не называют его | я, мы ты, вы он, она, оно, они |
Проверка задания. Учитель просит поднять руки тех учащихся, у кого не было ошибок, затем тех, у кого 1-2 ошибки и больше двух ошибок.
-Что было наиболее сложным в заполнении таблицы? (ответы учащихся).
7. Задание №3 на рабочих листах. Проверка умения определять части речи в предложении.
Прочитайте стихотворение. Подпишите над каждым словом часть речи.
Осень в городе шагает:
Будто пламень, парк горит,
Ясень листья осыпает,
Дуб нахмуренный стоит.
Вопросы после чтения:
- Почему парк горит?
- В каком значении употреблено слово «горит», в прямом или переносном?
-Почему дуб стоит нахмуренный?
-Определите все части речи.
Проверка задания осуществляется по цепочке.
-Все ли слова определили легко? Какие из этих слов вызывают трудности ( будто- союз, нахмуренный- причастие, эти части речи еще будут изучаться, учитель помогает ученикам определить данные части речи).
8. Осень не просто пришла в город, она еще и пошалила, ветерком разнесла и перемешала слова в тексте. Редактирование текста в паре.
Задание №4. Отредактируйте текст, вставляя подходящие по смыслу слова.
Осень в городе
Осень в этом году выдалась______________(прилаг.).
Дни стояли______________(прил.) и ______________(прил).
Деревья постепенно приобретали разнообразные _______________(сущ).
Клены, осины и дубы играли яркими красками в лучах солнца:_____________(прил.), _______________(прил.) и _________________(прил.).
Хорошо прогуляться по ________________(сущ.), засыпанным осенними листьями. Такую осень часто называют_________________(прилаг.)
Проверка: несколько пар читают вариант текстов. Ученики обсуждают, все ли слова умесны в данных вариантах.
9. Итог урока:
- С какой темой мы работали на уроке?
- Как называется раздел науки о языке, изучающий слова как части речи?
- На какие две группы можно разделить все слова?
- Назовите части речи, которые относятся к самостоятельным частям речи.
-Назовите части речи, которые относятся к служебным.
-Какая часть речи живёт сама по себе?
- Для чего мы изучаем части речи?
10. Домашнее задание: составить текст ( 10-14 предложений) «Что стало бы с нашей речью, если бы исчезли части речи?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"
Данная разработка поможет учителю в организации первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...
урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»
Тип урока : открытие новых знаний...
урок русского языка 6 класс «Имя существительное - часть речи удивительная»
Урок-повторение на тему «Имя существительное - часть речи удивительная»...