Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Евдокимова Евгения Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе М.М. Разумовской 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_8_2021.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1 к ООП ООО

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Моисеенко В.Н.

«___» ____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                            Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко»                                                                                                                                              ________ Ю.В.Бохан

«___» ________ 20__ г.                                                                    

Рабочая программа

по русскому языку для 8 класса

                                                                                                                                     Составила:

                                                                                                                                                                              Евдокимова Евгения Владимировна,

                                                                                                                                                                                 учитель русского языка и литературы

Программа: М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова. Русский язык. 8 класс. – М.: Дрофа, 2017.

Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2017.

Хорошки, 2020 - 2021

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «Русский язык».

Личностные результаты

        Обучающийся научится:

В рамках когнитивного компонента:

• знать свою этническую принадлежность, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знать о народах и этнических группах России;

• освоить  общекультурное наследие России и общемировое культурное  наследие;

•признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

•проявлять  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• эмоционально положительно принимать  свою  этническую идентичность;

•иметь позитивную  моральную самооценку и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

• уважать  историю, культурные и исторические памятники;

• проявлять уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

                      В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

• уметь  вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• проявлять устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Обучающийся  получит возможность научиться:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и   обеспечение благополучия.

Метапредметные  результаты     

Коммуникативные  (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения)

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью;
  • строить монологическое контекстное высказывание;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
  • планировать общие способы работы;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  основам коммуникативной рефлексии.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • основам коммуникативной рефлексии;

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)

         Обучающийся научится:

•адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  •  планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  •  построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

Познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

Обучающийся научится:

•проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Формирование  ИКТ-компетентности

Создание письменных сообщений

Обучающийся научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

Коммуникация и социальное взаимодействие 

Обучающийся научится:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Поиск и организация хранения информации

Обучающийся научится:

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать и заполнять различные определители;

 • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся научится:

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

        Обучающийся получит возможность научиться:        

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, проект;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

•  целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск  информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

•прогнозировать последовательность изложения идей текста;

 •сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

•выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

•формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст:
  • делать выводы из сформулированных посылок;
  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.

        Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

• откликаться на содержание текста;

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

Обучающийся получит возможность научиться:

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Предметные результаты

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

• создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

• уметь различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь;

• участвовать в диалоге и полилоге;

 • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознано использовать речевые средства для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей, и коммуникативных потребностей;

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся  научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

        Чтение

Обучающийся научится:

• различным видам чтения на русском языке (изучающему, ознакомительному, просмотровому) и содержательной переработке прочитанного материала, в том числе умению выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

 •  осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

        Говорение

Обучающийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

        Письмо

Обучающийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающийся получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

        Текст

Обучающийся  научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты, различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии, аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств;

определять виды связи, смысловые, грамматические и лексические средства связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи, соблюдая нормы их построения (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Обучающийся  научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• навыкам  проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: фонетическому, морфемному и словообразовательному (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексическому, морфологическому анализу слова, анализу словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

•нормативному изменению форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

• соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

• проводить фонетический анализ слова (определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, характеризовать звуки слова);

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные  выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся  научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования, словообразовательные и формообразующие морфемы;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

        Лексикология и фразеология

Обучающийся  научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;   

• выявлять смысловое, стилистическое различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

• опознавать фразеологические обороты;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• использовать в речи синонимичные имена прилагательные в роли эпитетов;

• пользоваться словарями (в том числе мультимедийными) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

• пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного)слова, принадлежности его к группе однозначных и многозначных слов, определения прямого и переносного значения слова, особенностей употребления;

• пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

• использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

• использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;

• пользоваться словарями  для подбора к словам синонимов, антонимов;

Обучающийся получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявлять смысловые, стилистические различия синонимов, употребление их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

уместно использовать фразеологические обороты в речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

        Морфология

Обучающийся  научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) и служебные  части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;

• распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;

• распознавать глаголы, причастия и деепричастия и их морфологические признаки;

• распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц;

• распознавать междометия разных разрядов, определять их грамматические особенности;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи:

проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи, давать характеристику общего грамматического  значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• корректно и оправдано употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные  выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст) и их виды;

• уметь выделять и анализировать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании, определять его вид;

• анализировать предложения с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности (определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, определять  грамматическую  основу предложения и распознавать второстепенные члены предложения, распознавать распространенные и нераспространенные предложения, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные);

• распознавать однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции;

• опознавать сложное предложение, его типы, , выделять средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• находить  орфограммы и применять  правила  написания слов с орфограммами; освоить правила  правописания  служебных частей речи  и умения применять их на письме; применять  правильный перенос слов;

• применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Рабочая программа составлена учетом авторской программы М.М. Разумовской, С.И. Львова по русскому языку: учебно-методическое пособие. Рабочие программы «Русский язык. 5-9 класс». М.: Дрофа, 2017г. Программа рассчитана на учащихся 8 класса с изучением предмета 3 часа в неделю (105 часов в год).

О языке

        Русский язык в кругу других славянских языков.

Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся лингвисты: И.И.Срезневский.

Речь

        Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

            Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

        Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).

        Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

        Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?»    

Язык. Правописание. Культура речи

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

        Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.  

        Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая эмоциональные различные оттенки значения.

        Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.

Риторический  вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.

         СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

        Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.

        Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.

        Синонимика составных сказуемых. Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.         Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

        Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных  текстах; их синонимика.

        Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.

        Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.

        Культура речи.  Наблюдение за использованием в художественном  тексте односоставных предложений

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.

        Культура  речи.  Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

        Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.

        Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф.Фортунатов.

        Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... .

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.    

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ  

(СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ

        Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.

         Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

        Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики  адресата и передачи авторского отношения к нему.

        Синонимика вводных слов, стилистические  различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

        Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.

        Культура речи.  Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

        Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.  

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

        Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

         Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

        Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.

         Культура речи. Замена прямой речи косвенной.

         Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Годовой график распределения форм текущей  и промежуточной аттестации в 8 классе

Предмет

Текущая (кол-во)

Промежуточная

русский язык

КР – 10

ИКР

Итоговая комплексная работа

КР - контрольная работа

ИКР – итоговая контрольная работа

В течение года предусмотрено выполнение проектов. Всего за год  2  проекта:                                                                                                                       Темы проектов:

  1. Репортаж-повествование
  2. «Мы делаем газету»

Перечень контрольных работ для осуществления текущей аттестации

Контрольная работа №1. Изложение без концовки.

Контрольная  работа №2 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Диктант 

Контрольная работа №3  по теме «Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения». Диктант

Контрольная работа №4. Сочинение в жанре репортажа

Контрольная работа № 5. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод 

Контрольная работа №6 по теме «Предложения с однородными членами предложения». Диктант 

Контрольная работа №7 по теме  «Предложения с обращениями и вводными конструкциями». Диктант

Контрольная работа №8 по теме  «Обособленные определения  и приложения». Диктант

Контрольная работа №9  по теме  «Уточняющие члены предложения». Диктант

 Контрольная работа №10. Сочинение в жанре портретного очерка                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

Тематическое  планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

О языке (1 ч)

1

Русский язык в семье славянских языков.

1

  Повторение изученного в 5-7 классах (12ч)

Язык и речь (3 ч)

2

РР  Разновидности речи

1

3

Контрольная работа №1. Изложение без концовки.

1

4

Анализ и коррекция контрольной работы

1

Орфография и морфология (повторение)  (7ч)

5

Буквы Н и НН в суффиксах  имен прилагательных, причастий и наречий

1

6

Слитное и раздельное написание НЕ с  разными частями речи.

1

7

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ  с  местоимениями и наречиями

1

8

Употребление частицы  НИ в тексте

1

9

Употребление дефиса

1

10

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

11

Контрольная  работа №2 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Диктант

1

Речь (повторение) (2ч)

12

Анализ и коррекция контрольной работы.

РР  Типы речи.

1

13

РР   Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Синтаксис и пунктуация (36 ч)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5ч)

14-16

Словосочетание

3

17,18

Предложение

2

Простое предложение. Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения (12ч)

19,20

Интонация простого предложения

2

21,22

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения

2

23

Тире между подлежащим и сказуемым

1

24

 Правильное  согласование главных членов предложения

1

25,26

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение

2

27

Дополнение

1

28

Обстоятельство

1

29

Порядок слов в предложении

1

30

Контрольная работа №3  по теме «Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения». Диктант

1

Речь.  Жанры публицистики. Репортаж (4ч)

31

Анализ и коррекция контрольной работы.  Репортаж

32

Репортаж-повествование. Проект

33

Контрольная работа №4. Сочинение в жанре репортажа

34

Анализ и коррекция контрольной работы.  Репортаж-описание

Односоставное простое предложение (9ч)

35

Виды односоставных предложений

1

36,37

Определенно-личное предложение

2

38-40

Неопределенно-личное предложение

3

41,42

Безличное предложение

2

43

Назывное предложение

1

Неполное предложение (3ч)

44,45

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме

2

46

РР Изложение (или сочинение  по картине) с использованием в речи односоставных предложений

1

Речь. Жанры публицистики (продолжение) (3ч)

47

Статья.  Понятие о жанре  

1

48

Статья. Строение текста

1

49

Контрольная работа № 5. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод

1

Простое осложненное предложение (51ч)

Предложения с однородными членами(12ч)

50-52

Анализ и коррекция контрольной работы.

Понятие однородности членов предложения

3

53-55

Средства связи между однородными членами предложения

3

56,57

Однородные и неоднородные определения

2

58

РР  Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница»

1

59,60

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2

61

Контрольная работа №6 по теме «Предложения с однородными членами предложения». Диктант

1

Предложения с обращениями и вводными конструкциями (11ч)

62,63

Анализ и коррекция контрольной работы.  Обращение

2

64-66

Предложения с вводными конструкциями

3

67,68

Группы  вводных конструкций по значению

2

69,70

Вставные конструкции

2

71

Контрольная работа №7 по теме  «Предложения с обращениями и вводными конструкциями». Диктант

1

72

Анализ и коррекция контрольной работы

1

Предложения с обособленными членами (16ч)

73,74

Понятие обособления второстепенных членов предложения

2

75-77

Обособленные определения

3

78,79

Обособленные приложения

2

80

Контрольная работа №8 по теме  «Обособленные определения  и приложения». Диктант

1

81

Анализ и коррекция контрольной работы

1

82-84

Обособленные обстоятельства

3

85,86

Уточняющие члены предложения

2

87

Контрольная работа №9  по теме  «Уточняющие члены предложения». Диктант

1

88

Анализ и коррекция контрольной работы

1

Речь. Жанры публицистики (продолжение) (5ч)

89,90

Портретный очерк

2

91

Контрольная работа №10. Сочинение в жанре портретного очерка

1

92.93

Анализ и коррекция контрольной работы.

Проект «Мы делаем газету»

2

Прямая и косвенная речь (7ч)

94-96

Прямая речь и ее оформление

3

97

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

2

98

Цитаты  и их оформление

1

99

Комплексная работа с текстом

1

100

Итоговая контрольная работа

1

Повторение  и обощение (5ч)

101,102

Повторение  и обощение по теме «Синтаксис и пунктуация»

2

103-105

Повторение  и обощение по теме «Простое осложненное предложение»

3

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...