Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе М.М. Разумовской 2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_2021.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________________ Моисеенко В.Н. «___» ____________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ Ю.В.Бохан «___» ________ 20__ г. |
Рабочая программа
по русскому языку для 8 класса
Составила:
Евдокимова Евгения Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Программа: М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова. Русский язык. 8 класс. – М.: Дрофа, 2017.
Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2017.
Хорошки, 2020 - 2021
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «Русский язык».
Личностные результаты
Обучающийся научится:
В рамках когнитивного компонента:
• знать свою этническую принадлежность, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знать о народах и этнических группах России;
• освоить общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие;
•признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов:
•проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность;
•иметь позитивную моральную самооценку и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• уважать историю, культурные и исторические памятники;
• проявлять уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
• уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• проявлять устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Обучающийся получит возможность научиться:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения)
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
- планировать общие способы работы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- основам коммуникативной рефлексии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам коммуникативной рефлексии;
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Обучающийся научится:
•адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- планировать пути достижения целей;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
Познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
Обучающийся научится:
•проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Формирование ИКТ-компетентности
Создание письменных сообщений
Обучающийся научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, проект;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
•прогнозировать последовательность изложения идей текста;
•сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
•выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
•формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста;
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
• создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• уметь различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь;
• участвовать в диалоге и полилоге;
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознано использовать речевые средства для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей, и коммуникативных потребностей;
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
• различным видам чтения на русском языке (изучающему, ознакомительному, просмотровому) и содержательной переработке прочитанного материала, в том числе умению выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Обучающийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты, различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии, аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств;
• определять виды связи, смысловые, грамматические и лексические средства связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи, соблюдая нормы их построения (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• навыкам проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: фонетическому, морфемному и словообразовательному (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексическому, морфологическому анализу слова, анализу словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
•нормативному изменению форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
• соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
• проводить фонетический анализ слова (определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, характеризовать звуки слова);
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования, словообразовательные и формообразующие морфемы;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• выявлять смысловое, стилистическое различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
• опознавать фразеологические обороты;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• использовать в речи синонимичные имена прилагательные в роли эпитетов;
• пользоваться словарями (в том числе мультимедийными) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
• пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного)слова, принадлежности его к группе однозначных и многозначных слов, определения прямого и переносного значения слова, особенностей употребления;
• пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
• использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
• использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;
• пользоваться словарями для подбора к словам синонимов, антонимов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• выявлять смысловые, стилистические различия синонимов, употребление их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• уместно использовать фразеологические обороты в речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
• распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
• распознавать глаголы, причастия и деепричастия и их морфологические признаки;
• распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц;
• распознавать междометия разных разрядов, определять их грамматические особенности;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи:
проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи, давать характеристику общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• корректно и оправдано употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст) и их виды;
• уметь выделять и анализировать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании, определять его вид;
• анализировать предложения с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности (определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, определять грамматическую основу предложения и распознавать второстепенные члены предложения, распознавать распространенные и нераспространенные предложения, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные);
• распознавать однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции;
• опознавать сложное предложение, его типы, , выделять средства синтаксической связи между частями сложного предложения;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами; освоить правила правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применять правильный перенос слов;
• применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа составлена учетом авторской программы М.М. Разумовской, С.И. Львова по русскому языку: учебно-методическое пособие. Рабочие программы «Русский язык. 5-9 класс». М.: Дрофа, 2017г. Программа рассчитана на учащихся 8 класса с изучением предмета 3 часа в неделю (105 часов в год).
О языке
Русский язык в кругу других славянских языков.
Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Выдающиеся лингвисты: И.И.Срезневский.
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?»
Язык. Правописание. Культура речи
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.
Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая эмоциональные различные оттенки значения.
Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.
Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.
Синонимика составных сказуемых. Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.
Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.
Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.
Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф.Фортунатов.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... .
Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.
Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.
Культура речи. Замена прямой речи косвенной.
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Годовой график распределения форм текущей и промежуточной аттестации в 8 классе
Предмет | Текущая (кол-во) | Промежуточная |
русский язык | КР – 10 | ИКР |
Итоговая комплексная работа |
КР - контрольная работа
ИКР – итоговая контрольная работа
В течение года предусмотрено выполнение проектов. Всего за год 2 проекта: Темы проектов:
- Репортаж-повествование
- «Мы делаем газету»
Перечень контрольных работ для осуществления текущей аттестации
Контрольная работа №1. Изложение без концовки.
Контрольная работа №2 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Диктант
Контрольная работа №3 по теме «Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения». Диктант
Контрольная работа №4. Сочинение в жанре репортажа
Контрольная работа № 5. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод
Контрольная работа №6 по теме «Предложения с однородными членами предложения». Диктант
Контрольная работа №7 по теме «Предложения с обращениями и вводными конструкциями». Диктант
Контрольная работа №8 по теме «Обособленные определения и приложения». Диктант
Контрольная работа №9 по теме «Уточняющие члены предложения». Диктант
Контрольная работа №10. Сочинение в жанре портретного очерка
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту | |
О языке (1 ч) | ||||||
1 | Русский язык в семье славянских языков. | 1 | ||||
Повторение изученного в 5-7 классах (12ч) | ||||||
Язык и речь (3 ч) | ||||||
2 | РР Разновидности речи | 1 | ||||
3 | Контрольная работа №1. Изложение без концовки. | 1 | ||||
4 | Анализ и коррекция контрольной работы | 1 | ||||
Орфография и морфология (повторение) (7ч) | ||||||
5 | Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | 1 | ||||
6 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 | ||||
7 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями | 1 | ||||
8 | Употребление частицы НИ в тексте | 1 | ||||
9 | Употребление дефиса | 1 | ||||
10 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 1 | ||||
11 | Контрольная работа №2 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Диктант | 1 | ||||
Речь (повторение) (2ч) | ||||||
12 | Анализ и коррекция контрольной работы. РР Типы речи. | 1 | ||||
13 | РР Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | ||||
Синтаксис и пунктуация (36 ч) | ||||||
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5ч) | ||||||
14-16 | Словосочетание | 3 | ||||
17,18 | Предложение | 2 | ||||
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12ч) | ||||||
19,20 | Интонация простого предложения | 2 | ||||
21,22 | Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения | 2 | ||||
23 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||||
24 | Правильное согласование главных членов предложения | 1 | ||||
25,26 | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение | 2 | ||||
27 | Дополнение | 1 | ||||
28 | Обстоятельство | 1 | ||||
29 | Порядок слов в предложении | 1 | ||||
30 | Контрольная работа №3 по теме «Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения». Диктант | 1 | ||||
Речь. Жанры публицистики. Репортаж (4ч) | ||||||
31 | Анализ и коррекция контрольной работы. Репортаж | |||||
32 | Репортаж-повествование. Проект | |||||
33 | Контрольная работа №4. Сочинение в жанре репортажа | |||||
34 | Анализ и коррекция контрольной работы. Репортаж-описание | |||||
Односоставное простое предложение (9ч) | ||||||
35 | Виды односоставных предложений | 1 | ||||
36,37 | Определенно-личное предложение | 2 | ||||
38-40 | Неопределенно-личное предложение | 3 | ||||
41,42 | Безличное предложение | 2 | ||||
43 | Назывное предложение | 1 | ||||
Неполное предложение (3ч) | ||||||
44,45 | Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | 2 | ||||
46 | РР Изложение (или сочинение по картине) с использованием в речи односоставных предложений | 1 | ||||
Речь. Жанры публицистики (продолжение) (3ч) | ||||||
47 | Статья. Понятие о жанре | 1 | ||||
48 | Статья. Строение текста | 1 | ||||
49 | Контрольная работа № 5. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод | 1 | ||||
Простое осложненное предложение (51ч) | ||||||
Предложения с однородными членами(12ч) | ||||||
50-52 | Анализ и коррекция контрольной работы. Понятие однородности членов предложения | 3 | ||||
53-55 | Средства связи между однородными членами предложения | 3 | ||||
56,57 | Однородные и неоднородные определения | 2 | ||||
58 | РР Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» | 1 | ||||
59,60 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 | ||||
61 | Контрольная работа №6 по теме «Предложения с однородными членами предложения». Диктант | 1 | ||||
Предложения с обращениями и вводными конструкциями (11ч) | ||||||
62,63 | Анализ и коррекция контрольной работы. Обращение | 2 | ||||
64-66 | Предложения с вводными конструкциями | 3 | ||||
67,68 | Группы вводных конструкций по значению | 2 | ||||
69,70 | Вставные конструкции | 2 | ||||
71 | Контрольная работа №7 по теме «Предложения с обращениями и вводными конструкциями». Диктант | 1 | ||||
72 | Анализ и коррекция контрольной работы | 1 | ||||
Предложения с обособленными членами (16ч) | ||||||
73,74 | Понятие обособления второстепенных членов предложения | 2 | ||||
75-77 | Обособленные определения | 3 | ||||
78,79 | Обособленные приложения | 2 | ||||
80 | Контрольная работа №8 по теме «Обособленные определения и приложения». Диктант | 1 | ||||
81 | Анализ и коррекция контрольной работы | 1 | ||||
82-84 | Обособленные обстоятельства | 3 | ||||
85,86 | Уточняющие члены предложения | 2 | ||||
87 | Контрольная работа №9 по теме «Уточняющие члены предложения». Диктант | 1 | ||||
88 | Анализ и коррекция контрольной работы | 1 | ||||
Речь. Жанры публицистики (продолжение) (5ч) | ||||||
89,90 | Портретный очерк | 2 | ||||
91 | Контрольная работа №10. Сочинение в жанре портретного очерка | 1 | ||||
92.93 | Анализ и коррекция контрольной работы. Проект «Мы делаем газету» | 2 | ||||
Прямая и косвенная речь (7ч) | ||||||
94-96 | Прямая речь и ее оформление | 3 | ||||
97 | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 2 | ||||
98 | Цитаты и их оформление | 1 | ||||
99 | Комплексная работа с текстом | 1 | ||||
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
Повторение и обощение (5ч) | ||||||
101,102 | Повторение и обощение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 2 | ||||
103-105 | Повторение и обощение по теме «Простое осложненное предложение» | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа русский язык 6 класс
Планирование составлено учителем русского языка и литературы МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной, на основе рабочей программы 2 вида по русскому языку, утвержденной 30...
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Рабочая программа. Русский язык, 6 класс
Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...
Рабочая программа. Русский язык, 5 класс
Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...