Урок в 5 классе по теме: "Антонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Лямзина Полина Николаевна

   Программа:  авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

   Учебник:  Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. 

    Григорян,  И.И. Кулибаба. Русский язык для 5 класса.

   Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.

   Тема урока:  Антонимы.

   Тип урока:  открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass_fgos_konkurs.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта по русскому языку 5 класс ФГОС.

 Тема:  Антонимы.

Цель урока:   дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи:  

- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать  антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная, дифференциальная.

 Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

 -  Я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы вместе сочиним урок! 

(проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

Актуализация знаний.

-Прочитайте слова на слайде, что вы здесь заметили? Почему вы считаете, что оно лишнее? (Они имеют одно лексическое значение, они слова-братья).

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

 

3

Введение в тему. Работа со словами.

Смелый, храбрый, трусливый, отважный, мужественный.(Слайд 2).

-Почему оно лишнее? (Потому что это слово у них противоположное значение, они обозначают качество человека).

- А каких литературных героев Вы знаете, которые обладают этими качествами?

-Дайте определение слову «синоним». (Один ученик рассказывает, что такое синоним). Правильно, а знаете про слова с противоположным значением.

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4

Определение темы и целей урока.

-Как они называются? ( Антонимы). (Слайд 3).

-Вам известно происхождение слова «Антоним»?

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима –«имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»  Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. (Слайд 4).

-Запишем тему урока. Антонимы.

Формулируют  тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5

Открытие нового знания. Работа по учебнику.

Работа по вариантам. Проверка в парах.

-Открываем учебник на с.165. Прочтите задание вслух. (Катя прочти).

- Как вы поняли задание? Ребята, первое предложение выполняем у доски. Кто пойдёт выполнять? (Показ у доски). Проговариваем каждое слово, диктуем. Списали. Всем ли понятно задание? Что ещё нужно выполнить? Подчеркнуть слова с противоположным значением; определить, какой они части речи).

-А теперь работаем по вариантам.1 вариант-2 и 3 предложения.

2 вариант-4 и 5 предложения.

-Если вы выполнили, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполним взаимопроверку.

- Маша, прочти 2-ое предложение своего соседа ИМЯ классу. Повернись к ребятам.

-Правильно. Так ли у всех написано, исправим ошибки. (Так проверяем все 4 предложения).

-Если у вас получилось всё верно, поставьте + на полях у каждого предложения.

-Если неверно, то поставьте -.

-Назовите из предложений антонимы. (Поднимается в гору - спускается с горы; тяжело - легко; тёмные-светлые).

-Какими частями речи являются эти слова, которые вы вставили на месте пропусков в предложения? ( Существительные, глаголы, наречия, прилагательные).

- Русском языке не все слова могут иметь антонимы. Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме черный - белый), прилагательных, образованных от названия металлов. Например: железо, доска, мел, дом.

Записывают предложение, проводят его разбор с комментированием (1 у доски)

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

  УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Знакомство со «Словарём антонимов русского языка». (Слайд 5).

-Если мы затрудняемся подобрать антоним к слову, то что нам может помочь? (Интернет, словарь).

-Верно, нужно обратиться к словарю.

“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.

- Кто знает, как пользоваться словарём.

-Вернёмся к началу урока и найдём слово «отважный». Кто попробует найти это слово в словаре? (Дать ребёнку найти на с.171).

6

Физкультминутка

СЛАЙД 6.

Повторяют движения за учителем.

Коммуникативные

7

Закрепление знаний.

Контроль усвоения материала.

Групповая работа.

-Ребята, прочтём задание к упр.369. Разделимся на группы по 4-5 человек. Получилось 5 групп. Каждая группа получает вот такие разлинованные листочки. Выполняем задания.

1 группа-время;

2 группа-цвет;

3 группа-размер;

4 группа-температура;

5 группа-место.

- От каждой группы один человек читает пары слов. Проверяем, класс сверяется. (Для себя ответы напечатала).

-Если вы выполнили правильно, то рядом с теми плюсами в тетради, поставьте ещё по одному. Если неверно выполнили, то минус.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Познавательные (общеучебные действия).

Регулятивные (контроль).

8

Дифференциация знаний.

Распечатать задание каждому ученику по 2 варианта. Положить их на край стола до начала урока.

-Друзья, у вас лежат карточки на столе, в них написано по 2 задания. Выберите то задание, с которым вы справитесь. На это задание вам даётся 3 минуты. Время пошло.

Самопроверка на Слайде 10.

- Поставьте один + те, кто выбрал первое задание. Два +, те выбрал второе задание.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные (общеучебные действия).

Регулятивные (контроль).

9

Оценивание работ обучающихся. Итог урока.

-Посмотрите, сколько плюсов каждый из вас заработал на уроке.

Если вы заработали по 5 плюсов, то получаете оценку «5». Если вы заработали по 3-4 плюса, то получаете оценку «4».

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Личностные (самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание)

10

Домашнее задание.

§69,  упр. 372.

Записывают домашнее задание

Личностные.

11

Рефлексия.

Ребята, продолжите предложения:

Игра «Наоборот»

А теперь пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово высоко, 

А ты ответишь: ……

Скажу я слово далеко, 

Ты возразишь мне: … .

Скажу я слово : потерял, 

А ты кричи скорей:……..

Скажу тебе с укором: трус, 

Ты гордо скажешь: я - …….

Теперь начало я скажу, 

А ты ответишь: нет, …..

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

 Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс

Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Антонимы».

Задачи урока: Образовательные:·         повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;·...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме Антонимы

Презентация урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Антонимы"...