Урок в 5 классе по теме: "Антонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Программа: авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т.
Григорян, И.И. Кулибаба. Русский язык для 5 класса.
Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.
Тема урока: Антонимы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass_fgos_konkurs.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку 5 класс ФГОС.
Тема: Антонимы.
Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная, дифференциальная.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Я очень рада (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация знаний. | -Прочитайте слова на слайде, что вы здесь заметили? Почему вы считаете, что оно лишнее? (Они имеют одно лексическое значение, они слова-братья). | Регулятивные (контроль, коррекция знаний).
| |
3 | Введение в тему. Работа со словами. | Смелый, храбрый, трусливый, отважный, мужественный.(Слайд 2). -Почему оно лишнее? (Потому что это слово у них противоположное значение, они обозначают качество человека). - А каких литературных героев Вы знаете, которые обладают этими качествами? -Дайте определение слову «синоним». (Один ученик рассказывает, что такое синоним). Правильно, а знаете про слова с противоположным значением. | Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. | УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4 | Определение темы и целей урока. | -Как они называются? ( Антонимы). (Слайд 3). -Вам известно происхождение слова «Антоним»? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима –«имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?» Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. (Слайд 4). -Запишем тему урока. Антонимы. | Формулируют тему и цель урока. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5 | Открытие нового знания. Работа по учебнику. Работа по вариантам. Проверка в парах. | -Открываем учебник на с.165. Прочтите задание вслух. (Катя прочти). - Как вы поняли задание? Ребята, первое предложение выполняем у доски. Кто пойдёт выполнять? (Показ у доски). Проговариваем каждое слово, диктуем. Списали. Всем ли понятно задание? Что ещё нужно выполнить? Подчеркнуть слова с противоположным значением; определить, какой они части речи). -А теперь работаем по вариантам.1 вариант-2 и 3 предложения. 2 вариант-4 и 5 предложения. -Если вы выполнили, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполним взаимопроверку. - Маша, прочти 2-ое предложение своего соседа ИМЯ классу. Повернись к ребятам. -Правильно. Так ли у всех написано, исправим ошибки. (Так проверяем все 4 предложения). -Если у вас получилось всё верно, поставьте + на полях у каждого предложения. -Если неверно, то поставьте -. -Назовите из предложений антонимы. (Поднимается в гору - спускается с горы; тяжело - легко; тёмные-светлые). -Какими частями речи являются эти слова, которые вы вставили на месте пропусков в предложения? ( Существительные, глаголы, наречия, прилагательные). - Русском языке не все слова могут иметь антонимы. Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме черный - белый), прилагательных, образованных от названия металлов. Например: железо, доска, мел, дом. | Записывают предложение, проводят его разбор с комментированием (1 у доски) Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
Знакомство со «Словарём антонимов русского языка». (Слайд 5). -Если мы затрудняемся подобрать антоним к слову, то что нам может помочь? (Интернет, словарь). -Верно, нужно обратиться к словарю. “Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. - Кто знает, как пользоваться словарём. -Вернёмся к началу урока и найдём слово «отважный». Кто попробует найти это слово в словаре? (Дать ребёнку найти на с.171). | ||||
6 | Физкультминутка | СЛАЙД 6. | Повторяют движения за учителем. | Коммуникативные |
7 | Закрепление знаний. Контроль усвоения материала. | Групповая работа. -Ребята, прочтём задание к упр.369. Разделимся на группы по 4-5 человек. Получилось 5 групп. Каждая группа получает вот такие разлинованные листочки. Выполняем задания. 1 группа-время; 2 группа-цвет; 3 группа-размер; 4 группа-температура; 5 группа-место. - От каждой группы один человек читает пары слов. Проверяем, класс сверяется. (Для себя ответы напечатала). -Если вы выполнили правильно, то рядом с теми плюсами в тетради, поставьте ещё по одному. Если неверно выполнили, то минус. | Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой). | Познавательные (общеучебные действия). Регулятивные (контроль). |
8 | Дифференциация знаний. | Распечатать задание каждому ученику по 2 варианта. Положить их на край стола до начала урока. -Друзья, у вас лежат карточки на столе, в них написано по 2 задания. Выберите то задание, с которым вы справитесь. На это задание вам даётся 3 минуты. Время пошло. Самопроверка на Слайде 10. - Поставьте один + те, кто выбрал первое задание. Два +, те выбрал второе задание. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные (общеучебные действия). Регулятивные (контроль). |
9 | Оценивание работ обучающихся. Итог урока. | -Посмотрите, сколько плюсов каждый из вас заработал на уроке. Если вы заработали по 5 плюсов, то получаете оценку «5». Если вы заработали по 3-4 плюса, то получаете оценку «4». | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Личностные (самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание) |
10 | Домашнее задание. | §69, упр. 372. | Записывают домашнее задание | Личностные. |
11 | Рефлексия. | Ребята, продолжите предложения: Игра «Наоборот» А теперь пришел черед Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово высоко, А ты ответишь: …… Скажу я слово далеко, Ты возразишь мне: … . Скажу я слово : потерял, А ты кричи скорей:…….. Скажу тебе с укором: трус, Ты гордо скажешь: я - ……. Теперь начало я скажу, А ты ответишь: нет, ….. | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Антонимы"
план-конспект урока...
Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс
Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Антонимы».
Задачи урока: Образовательные:· повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;·...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме Антонимы
Презентация урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Антонимы"...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Антонимы"
Водный урок. Антонимы. 5 класс...