Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме Антонимы
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Антонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_urok_konkurs.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение
«Мирновская общеобразовательная школа»
Республика Крым
Урок русского языка
в 5 классе по УМК Л.М.Рыбченковой
Антонимы
Автор:
учитель русского языка и литературы
Колесник Наталья Олеговна
2014 г.
Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой на тему «Антонимы»
Учитель: Колесник Наталья Олеговна
Цель урока: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.
провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.
раскрыть роль антонимов в речи;
пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа отдельных учащихся с раздаточным материалом(карточки)
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Слайд № 2.
- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)
Записываем тему урока,
Назовите антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко)
Что же такое антонимы? (Слайд № 3).
Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»
Объяснение темы урока.
Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.
Игра «Наоборот» слайд № 4.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).
Решение грамматических задач.
Слайд № 5.
Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)
Делаем синтаксический разбор предложения.
Слайд № 6.
Вставьте нужные антонимы:
Любишь брать, люби … . (отдавать).
Сытый … не разумеет. (голодного)
Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
Слайд № 7.
Подберите к прилагательному несколько антонимов.
Надёжный друг - … .
(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)
- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)
Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
Слайд № 8.
В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?
Эта задача несложная, простая.
Он сделал это не случайно, а намеренно.
Он сделал это неслучайно, намеренно.
Эта задача не сложная, а простая.
Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.
Слайд № 9. Физкультминутка.
Мы с Винни Пухом в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так, (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Винни Пуху мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали
А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали!
Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.
Слайд № 10.
Устно подберите антонимы
к приведённым словам
Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.
С каким словом возникли сложности? Почему?
(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).
Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).
Высокая скамья – низкая.
Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!
Слайд № 11.
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов
1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).
(Чёрствый, старый, тёплый).
2. Лёгкий (труд, путь, ветер).
(Тяжёлый, трудный, сильный).
Слайд № 12.
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.
Герасим был хороший, а барыня жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
Царевна была добрая, а царица плохая.
Слайд № 13.
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.
Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.
- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Слайд № 14.
Подытожим урок.
- Что такое антонимы?
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Что нужно учитывать при подборе антонимов?
- Какова роль антонимов в речи?
Объяснение домашнего задания.
&25 стр 86(знать, что такое антонимы), упр.196(письменно)
Использованная литература:
- Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004
- Русский язык. Практика.5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.- М. Дрофа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Разработка уроков по русскому языку 6 класс.
Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...