Урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шостак Людмила Владимировна

план-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 5 классе.

Учитель: Шостак Л.В.

ГБОУ СОШ № 861 ЮАО города Москвы

Тема урока: «Антонимы»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.

Оборудование урока: интерактивная доска, рисунки-схемы, выставка словарей, учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
и др.

Цели урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся со словами,
  2. противоположными по лексическому значению,
  3. определить значение термина «антонимы».

Развивающие:

  1. подбирать антонимы к указанным словам,
  2. группировать их по общему смысловому признаку,
  3. пользоваться словарем антонимов,
  4. использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,
  5. уметь находить антонимы в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к родному языку

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Ребята, посмотрите на выставку лингвистических словарей. Какую новую книгу вы увидели? Сегодня мы обязательно поработаем с этим  словарем.

  1. Актуализация знаний (с применением интерактивной доски).

К данным словам из левого столбика подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом.

Например:

сухой – (влажный),

начинать - (кончать),

ветер - (затишье),

рыхлый - (плотный),

трудолюбивый - (ленивый),

короткий - (длинный),

свет - (темнота),

медлительный - (прыткий).

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом  слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой  урока.

  1. Открытие нового знания.

Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Знакомство с термином. Антонимы (от греческих слов анти - «против» и онима - «имя».

Работа с книгой. Читаем определение на стр.148.

Рассмотрите в учебнике рисунок и закончите начатые предложения.

Поднимается - спускается

Тяжелый - легкий

Большой - маленький

Темные - светлые

К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары,которые являются одной частью речи)

  1. Первичное закрепление знаний ( с использованием интерактивной доски)

Подберите антонимы к словам:

Грусть-

Холодный-

Встретились-

Поздно-

Мрак-

Твердый-

Ушел-

Хорошо-

Трус-

Звонкий-

Приехал-

Весело-

  1. Включение нового знания в систему.

лёгкий (-ая)

пример                            портфель                            музыка

Посмотрите на схему.

Подберите антонимы к слову «легкий» (трудный, тяжелый, серьезная).

Сделайте вывод.(У  слова может быть несколько лексических значений).

Работа в паре. Используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность: близкий, чистый, теплый.

Самостоятельная работа. Выполнение упр.360.

  1. Итог урока. Что нового  вы узнали на уроке?

Употребление антонимов делает нашу речь яркой, красочной и выразительной.

  1. Рефлексия. 

Исправьте ошибки ребят, сделанные при  составлении антонимических пар: умный - глупец, доброта - недобрый, книга - тетрадь, подниматься – спуск.

Отгадайте загадку:

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня…. (прохлада)

Вспомните басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Каким был муравей? Какой была стрекоза? (трудолюбивый - ленивая).

  1. Домашнее задание.

Упр. 361 (для слабых), написать сочинение - миниатюру о своем любимом питомце, используя антонимические пары (по желанию). Упр. 359 (для остальных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

методическая разработка урока по крымскотатарскому языку в 5классе по теме "Антонимы"

Методическая разработка включает в себя подробный конспект для учителя ....