Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«________________________________________________»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательный русский язык»
5класс
на 2020-2021 учебный год
Составлена на основе авторской программы: Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова. Методическое пособие. 5 класс. – М.: Издательство РОСТ. – 235 с. | Составитель: |
2020
1.Пояснительная записка:
Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа | Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова. Методическое пособие. 5 класс. – М.: Издательство РОСТ. – 235 с. |
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | Формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку |
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | Способствовать закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы |
Учебно-методический комплект. |
|
Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ. | 36 занятий, 1 час в неделю |
2.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Осознавать роль речи в жизни общества;
- Уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
- Понимать необходимость быть носителем правильной речи;
- Проявлять интерес к изучению русского языка
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать но предложенному учителем плану;
- находить и выделять необходимую информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- использовать рефлексию для подведения итога деятельности;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений; приводить доказательства;
3.Содержание учебного курса
В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
Тема | Направление работы | |
1 | С Днем знаний! | Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы". |
2 | Русский язык – наше богатство | Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы. |
3 | Ох уж эти небылицы!... | Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши. |
4 | Игротека | Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок. |
5 | Про -ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов | Правило написания-тся и -ться у глаголов. |
6 | Поиграем со словами | Различные формы игр со словами. |
7 | Они такие классные, удвоенные согласные… | Правописание слов с удвоенными согласными. |
8 | Игротека | Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами. |
9 | Афоризмы о труде | Что такое афоризмы. Ценность афоризмов. |
10 | Пословица не даром молвится | Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы. |
11 | Про анаграммы и метаграммы | Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами. |
12 | Игротека | Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы. |
13 | По страницам детской энциклопедии | Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии. |
14 | Фразеологизмы | Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!" |
15 | Что за ПРЕлесть эти ПРИставки! | Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения. |
16 | Игротека | Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь. |
17 | Буквы З и С на конце приставок | Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука |
18 | Их следует запомнить | Слова из словаря для запоминания. |
19 | О логогрифах и палиндромах | Понятия "логогрифы"и "палиндромы". |
20 | Игротека | Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. |
21 | Что мы пишем после Ц | Правописание Ы,И после Ц. |
22 | Коварные Е-И в корнях с чередованием | Правописание Е,И в корнях с чередованием. |
23 | Разделительные Ъ и Ь | Употребление Ъ и Ь в словах |
24 | Игротека | Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах |
25 | О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике | Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика. |
26 | И вновь словарные слова | Игры со словарными словами. |
27 | И снова о чередовании И-Е в корнях слов | Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. |
28 | Игротека | Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика". |
29 | Библейские фразеологизмы | Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение. |
30 | Поговорим, дружок, о басне | Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни". |
31 | Берегите книгу | Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой. |
32 | Игротека | Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги. |
33 | Повторяем | Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. |
34 | Повторяем, повторяем… | Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде. |
35 | Повторяем, повторяем, повторяем… | |
36 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | Решение головоломок. |
4.Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Цели изучения темы урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Средства обучения, в том числе ИКТ |
1 | С Днем знаний! | Создать атмосферу праздника; познакомить с происхождением слов: «глобус», «шпаргалка», «каникулы»; развивать внимание, мышление, воображение, фантазию, пространственную ориентацию | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.1-3 | |
2 | Русский язык – наше богатство | На примере различных заданий показать учащимся, насколько богат и красив русский язык; развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию, расширить словарный запас | Выяснить роль русского языка в жизни общества, его красоту и богатство. | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.4-8 |
3 | Ох уж эти небылицы!... | Расширить представления детей о небылицах, познакомить со значением термина «небылицы-перевертыши»; развивать внимание, память, быстроту реакции, творческое воображение, мышление, речь, артистические способности | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.9-13 | |
4 | Игротека | Упражнять учащихся в умении находить и устранять речевые ошибки, сочинять небылицы по аналогии с данными; развивать внимание, мышление, конструкторские способности, воображение, чувство рифмы, речь | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.13-16 | |
5 | Про -ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов | Закреплять умение грамотно писать глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ на конце; развивать внимание, мышление, воображение | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.14-21 | |
6 | Поиграем со словами | Познакомить детей с различными формами игр со словами; развивать внимание, творческое мышление, воображение, фонематический слух | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.22-27 | |
7 | Они такие классные, удвоенные согласные… | Уточнить и расширить знания учащихся о правописании удвоенных согласных; закреплять умение грамотно писать слова на данное правило; развивать внимание, мышление, память | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.28-33 | |
8 | Игротека | Закреплять умение грамотно писать глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ, слова с удвоенными согласными; формировать умение составлять игры со словами; развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию, фонематический слух | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.33-37 | |
9 | Афоризмы о труде | Уточнить представления учащихся об афоризмах, познакомить с афоризмами о труде; развивать внимание, нестандартное мышление, память, артистические способности; воспитывать трудолюбие | Выяснить смысл понятий: «афоризмы» | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.38-42 |
10 | Пословица не даром молвится | Уточнить представления учащихся о различиях между пословицей и поговоркой, развивать умение, отличать пословицы от поговорок, определять скрытый смысл пословиц, находить лишнюю пословицу, отличную от других по смыслу; расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, память, мышление, воображение, речь | Отличать поговорки от пословицы. Выполнение заданий на определение скрытого смысла пословиц, на умение вводить в речь русские народные пословицы | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.42-47 |
11 | Про анаграммы и метаграммы | Уточнить представления учащихся об анаграммах и метаграммах, научить различать данные понятия; развивать внимание, мышление, конструкторские способности, воображение | Разгадывать анаграммы, метаграммы | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.48-52 |
12 | Игротека | Повторить изученный материал об афоризмах, пословицах, анаграммах, метаграммах; развивать внимание, мышление, воображение | Игры и задания на формирование умения объяснять смысл пословиц, подбирать к словам анаграммы, грамотно писать словарные слова. | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.53-57 |
13 | По страницам детской энциклопедии | Познакомить учащихся со статьями детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?», вариантами использования материалов энциклопедии; развивать внимание, мышление, память, конструкторские способности, пространственную ориентацию, фантазию, артистические способности | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.58-62 | |
14 | Фразеологизмы | Познакомить учащихся с тремя группами фразеологизмов с точки зрения их происхождения и традиции использования; познакомить со значением и историей происхождения фразеологизмов: «гамбургский счет», «живая вода», «игра не стоит свеч», «камень преткновения», «лить колокола», «мели, Емеля!», развивать умение употреблять данные фразеологизмы в речи; развивать внимание, нестандартное мышление, воображение | Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами. Употребляем фразеологизмы в речи | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.63-66 |
15 | Что за ПРЕлесть эти ПРИставки! | Уточнить знания учащихся о лексических значениях приставок ПРЕ- и ПРИ-, зависимости их написания от лексического значения; закреплять умение различать на письме данные приставки; развивать внимание, мышление, артистические, а также конструкторские способности | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.67-72 | |
16 | Игротека | Закрепить умение грамотно писать приставки ПРЕ- и ПРИ- в словах, определять значение фразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте; познакомить учащихся с этимологическим словарем; развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.73-78 | |
17 | Буквы З и С на конце приставок | Закреплять умение грамотно писать приставки, оканчивающиеся на «з» и «с» в словах; развивать внимание, мышление, память, воображение | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.79-83 | |
18 | Их следует запомнить | Упражнять учащихся в грамотном написании слов, требующих запоминания; развивать внимание, мышление, воображение, фантазию, фонематический слух | Презентация, рабочая тетрадь ч.1 с.84-88 | |
19 | О логогрифах и палиндромах | Уточнить знания учащихся о логогрифах и палиндромах; развивать внимание, мышление, воображение, память, конструкторские способности | Познакомиться с логогрифами – словесными загадками, разными вариантами игры в логогрифы., палиндромами | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.1-6 |
20 | Игротека | Закреплять у учащихся умение грамотно писать приставки, оканчивающиеся на «з» и «с» в словах; упражнять в написании словарных слов, уточнить знания о логогрифах и палиндромах; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.7-12 | |
21 | Что мы пишем после Ц | Закреплять правописание учащимися букв «и», «ы», после «ц»; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, пространственную ориентацию | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.12-17 | |
22 | Коварные Е-И в корнях с чередованием | Закреплять умение грамотно писать слова с буквами Е-И в корнях с чередованием; развивать внимание, мышление, конструкторские способности, воображение | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.17-21 | |
23 | Разделительные Ъ и Ь | Уточнить, расширить знания учащихся о правописании разделительных Ъ и Ь в словах; упражнять в написании слов с данными орфограммами; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение, артистические способности | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.22-26 | |
24 | Игротека | Упражнять учащихся в написании слов с буквами и-ы после Ц, и-е в корнях с чередованием, с разделительным Ъ и Ь | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.26-29 | |
25 | О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике | Уточнить представления учащихся о шарадах, познакомить с другими словесными головоломками: арифмогрифами и словесной арифметикой; развивать внимание, воображение, мышление, конструкторские способности | Разгадывать шарады | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.29-34 |
26 | И вновь словарные слова | Закреплять умение учащихся грамотно писать словарные слова, подлежащие запоминанию; развивать внимание, мышление, фонематический слух | Играть со словарными словами | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.35-38 |
27 | И снова о чередовании И-Е в корнях слов | Закреплять умение грамотно писать слова с чередованием букв И-Е в корнях; развивать внимание, мышление, пространственное воображение, артистические способности | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.39-42 | |
28 | Игротека | Упражнять учащихся в правописании И-Е в корнях с чередованием, а также словарных слов; закреплять умение разгадывать шарады, арифмогрифы, головоломку «словесная арифметика»: развивать внимание, мышление, в том числе – нестандартное, конструкторские способности | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.43-48 | |
29 | Библейские фразеологизмы | Познакомить учащихся с фразеологизмами, пришедших в русский язык из Библии, их значением; развивать внимание, мышление, память, расширять словарный запас | Употребляем фразеологизмы в речи | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.49-52 |
30 | Поговорим, дружок, о басне | Расширить представления детей о басне, познакомить с понятиями: «эзоповский язык», «Эзоповы басни»; развивать внимание, память, мышление, воображение, речь; прививать любовь к классической литературе | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.53-58 | |
31 | Берегите книгу | Дать представление учащимся о процессе создания книги; развивать внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию, артистические способности; воспитывать бережное отношение к книге | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.59-61 | |
32 | Игротека | Познакомить с историей происхождения библейских фразеологизмов: «семь смертных грехов», «святая простота»; повторить особенности басни, фамилии известных баснописцев; развивать внимание, мышление, память. Воображение, конструкторские способности; воспитать желание читать книги | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.62-65 | |
33 | Повторяем | Упражнять учащихся в правописании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, слов с удвоенными согласными, словарных слов, повторить изученное о логогрифах и палиндромах; развивать внимание, мышление, воображение | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.66-71 | |
34 | Повторяем, повторяем… | Упражнять учащихся в правописании букв З и С в приставках, И-Ы после Ц, в разгадывании шарад и арифмогрифов; развивать внимание, мышление, воображение | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.72-76 | |
35 | Повторяем, повторяем, повторяем… | Закреплять умение учащихся подбирать к словам анаграммы, разгадывать метаграммы, находить скрытый смысл пословицы; познакомить сновыми афоризмами о труде; развивать внимание, мышление, память, воображение, фантазию | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.77-81 | |
36 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | Готовить к конкурсу «Русский медвежонок» | Решать головоломки | Презентация, рабочая тетрадь ч.2 с.82-88 |
5. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
- Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова. Методическое пособие. 5 класс. – М.: Издательство РОСТ. – 235 с.
- Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса, часть 1 / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 88 с.: ил. – (Юным умникам и умницам).
Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса, часть 2 / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 88 с.: ил. – (Юным умникам и умницам).
6Лист коррекции Рабочей программы
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу | Вид коррекции (совмещение, использование резерва) | Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Радуга"(общеинтеллектуального направления, интенсив)
Нормативно-правовой и методологической основой программы общекультурного развития и воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К. Жукова п. Советский МО Ейский район является ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЭкоПрокопьевск»
Программа курса внеурочной деятельности «ЭкоПрокопьевск» рассматривается в рамках реализации ФГОС ООО и направлена на экологическое воспитание и просвещение учащихся. Цель программы:...

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЛЕГО»
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях Лего – конструирования.Курс является...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Номто»
Программа составлена для осуществления внеурочной деятельности на средней ступени обучения МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени С. Хамнаева» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению на тему: «Сложные задачи математики»_9 класс
Занятия внеурочной деятельности направлены на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку т...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению « Экологическая химия»
программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПервоЛого»» общеинтеллектуального направления начального общего образования
Рабочая программа имеет целью удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого ...