Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЭкоПрокопьевск»
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме

Кулишова Ирина Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности «ЭкоПрокопьевск» рассматривается в рамках реализации ФГОС ООО и направлена на экологическое воспитание и просвещение учащихся. Цель программы:  формирование и  развитие экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению гражданско-патриотической, здоровьесберегающей, нравственно-экологической позиций и экологической компетентности личности учащегося основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoprokopevsk.docx73.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа курса внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«ЭкоПрокопьевск»

Пояснительная записка

    Программа  курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЭкоПрокопьевск» составлена в соответствии с         

       - законом Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

       - Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования;

       - СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

       Программа предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения.

Концепция программы, заложенная в содержание курса, учитывает особенности образовательного учреждения и контингента учащихся 7 класса. Курс рассчитан на 34 часа, разработан на основе справочно-энцеклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по экологии.

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры учащихся в период школьного обучения. Учитывая интеграционные процессы в образовании и основные положения Концепции устойчивого развития в области образования, развитие и обновление форм организации экологического образования становятся одной из ключевых задач модернизации системы общего образования.

Таким образом, возникла необходимость в разработке и дальнейшей реализации  программы внеурочной деятельности экологической направленности «ЭкоПрокопьевск», имеющей практико-ориентированный характер. Актуальность курса заключается в том, что предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной: учащимся даются сведения об экологической обстановке в городе Прокопьевске, влиянии человеческого фактора на состояние окружающей среды, подростки приобретают навыки мониторинга отдельных явлений, культуру исследовательской деятельности и экологически грамотного поведения в природе и социуме, учатся презентовать результаты деятельности. В основу программы положен проблемно-исследовательский принцип. Это способствует расширению краеведческого кругозора, развитию творческих способностей учащихся.

Общая цель программы:  формирование и  развитие экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению гражданско-патриотической, здоровьесберегающей, нравственно-экологической позиций и экологической компетентности личности учащегося основной школы.

Задачи:

  • развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки;
  • воспитать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие учащихся с объектами социоприродной среды;
  • расширить знания учащихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
  • способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.

 Программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся. Программу осваивают учащиеся 7 класса, возраст 12-13 лет.

    Срок реализации программы 1 год. Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю, продолжительность занятия – 45 минут). В ходе учебного процесса предусматривается проведением следующих форм занятий:

  • беседы, занятия с элементами лекции;
  • экскурсии в природу, библиотеку, городской  краеведческий музей, на предприятия города Прокопьевска, экологические акции и праздники;
  • игры-конкурсы, КВН, викторины, олимпиада, конференция;
  • практические занятия с элементами исследования, элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок;
  • самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая);
  • поисково-исследовательская деятельность, эксперимент;
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.

Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Курс тесно связан и является логичным дополнением к учебным предметам «Биология», «География», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература»,он позволяет подготовить учащихся к олимпиаде по экологии и научно-практическим конференциям различного уровня с учетом возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • поисково-исследовательская;
  • краеведческая.

       Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия; самостоятельное составление кроссвордов, ребусов, иллюстрирование материала, разработка и проведение праздников, учасие в акциях, а также привлечение учащихся к сбору исследуемых объектов и отбору исследуемых образцов, непосредственное проведение эксперимента .

Основные  методы и технологии:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный метод обучения. Средством обучения и носителем информации выступает учитель;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды;
  • информационно-коммуникативная технология.

        Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности        

Данный курс способствует формированию у учащихся:

  • мотивации, готовности и потребности  к повышению своей экологической грамотности;
  • коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
  • опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
  • потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

Цель курса: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде, любви к малой Родине.

Основные задачи курса

Обучающие:

  • Сформировать систему эколого-биологических знаний;
  • сформировать знания о многообразии живых форм родного края;
  • сформировать знания о ресурсах и проблемах города, перспективах его развития;
  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды;
  • приобрести навыки выявления социально-экологических проблем и содействовать их решению.

Воспитательные:

  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  • воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • сформировать систему ценностных ориентиров, развить чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • совершенствовать аналитическое, творческое и критическое мышление;
  • овладеть способностью принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;        .
  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • приобрести коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умения предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

В программу курса включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,   знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов, проведение эксперимента исследовательского характера и пр.

     Содержание курса реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

      Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

       Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности курс реализуется по общеинтеллектуальному направлению в форме творческой мастерской. Целевая аудитория 5 класс. Курс рассчитан на1 час в неделю . Общий объем времени составляет 34 часа .

Описание ценностных ориентиров содержания курса

       Ценностные ориентиры курса отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:

  • формирование у учащихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
  • развитие у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации

Ожидаемые результаты

      В качестве ожидаемых результатов реализации программы внеурочной деятельности экологической направленности «ЭкоПрокопьевск» на ступени основного общего образования рассматриваем:

  • личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;
  • метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выборать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
  • предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.

Учащиеся научатся:

  • правильно употреблять экологические термины;
  • наблюдать за живыми объектами и фиксировать результаты наблюдений  (рисунки, фотографии);
  • планировать научно-исследовательскую деятельность;
  • проводить публичную защиту творческой работы;
  • ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;
  • культуре поведения в природе;
  • применять правила безопасности труда.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и проводить мероприятия экологического содержания;
  • разрабатывать пути оптимизации экологической обстановки в городе и области;
  • организовывать экологические акции и освещать их результат в СМИ;
  • получат опыт эффективного участия в экологических олимпиадах, конференциях  и мероприятиях различного уровня.

Форма учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения курса.

      Учёт знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения курса  внеурочной деятельности происходит путём архивирования творческих работ учащихся , накопление материалов по типу «портфолио». Используются методики оценки результативности: «познай себя» (рефлексивный практикум), анкетирование, наблюдение, беседы, тестирование .

     Контроль и оценка результатов освоение программы  курса внеурочной деятельности зависят от тематики и содержание изучаемого раздела.  Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторин , творческих конкурсов, КВН , ролевых игр , олимпиад, исследовательских проектов, конференций .

    Подобная организация учёта знаний и умений  для контроля и оценки результатов освоения программы курса  внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося , а также будет способствовать  процессу обучения  в командном сотрудничестве , при котором каждый учащийся будет  значимым участником деятельности .

Содержание курса

     Тема 1. Природа вокруг нас (5ч). Окружающая среда. Природа живая и неживая.  Явления Уровни организации живых организмов. Клетка. Строение клетки животного и растения. Среда обитания. Биоценоз. Влияние человека на природу.  Разнообразие живых организмов, обитающих на территории города Прокопьевска и его окрестностей. Правила поведения человека в дикой природе, а также парках культуры и отдыха

Экскурсия №1«Разнообразие природного мира» (лес)

Тема 2. Знакомьтесь – наука экология (5ч).  Определение науки экологии. Ее цели, задачи, место в система других наук. Из истории становления экологии как науки. Вклад русских и зарубежных ученных в ее развитие. Объекты исследования экологии. Методы исследования. Экологические проблемы промышленных городов.

 Практическая работа №1 «Исследование микропрепарата под микроскопом»

Практическая работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и исследование его с помощью  микроскопа»

Тема 3. Общие сведения о городе Прокопьевске (2ч). История образования и развития города. Его географическое местоположение на карте Кузбасса и России. Особенности климата, рельефа, почв, растительного и животного мира, природные богатства  население города. Промышленность города и промышленные предприятия вчера, сегодня, завтра.

Экскурсия №2 «Город Прокопьевск на карте Кузбасса»

Экскурсия №3 «Прокопьевск черная жемчужина Кузбасса»

Тема 4. «Вода – как много в этом слове…» (6ч) Что такое вода. Вода в природе. Роль воды в жизни живых организмов, практической и хозяйственной деятельности человека. Большие и малые реки Прокопьевска и его окрестностей, экологическое состояние их биоценозов. Влияние хозяйственной деятельности человека на биоценозы больших и малых рек Прокопьевска и его окрестностей. Чистая вода и вода, которую мы пьем. Способы очистки воды, очистные сооружения.

Практическая работа №3 « Исследование образцов воды рек Аба и Кара-Чумыш»

Практическая работа №4 «Вода, которую мы пьем»

Экскурсия № 4 на ОАО Водоканал «Способы очистки воды»

Тема 5. Воздушная оболочка города Прокопьевска (10ч). Состав атмосферного воздуха. Атмосфера промышленного города Прокопьевска, дачного поселка и частного сектора. Лихеноиндикация. Видовое разнообразие лишайников в городе Прокопьевске и его окрестностях. Роза ветров и температурный режим нашего города. Влияние деятельности человека на состав атмосферных осадков

Практическая работа № 5 «Определение запыленности воздуха нашего города»

Практическая работа № 6 «Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных»

Практическая работа № 7 «Оценка состояния атмосферы города Прокопьевска по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников»

Практическая работа № 8 «Наблюдение за составом атмосферных осадков»

Экскурсия № 5 «Оценка состояния атмосферы города Прокопьевска по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников»

Тема 6. Растительный и животный мир Прокопьевска и его окрестностей (7ч) Видовое разнообразие растений и животных, природные сообщества города Прокопьевска и его окрестностей. Сезонные изменения в жизни живых организмов. Редкие и исчезающие виды животных и растений, встречающиеся на территории города Прокопьевска и его окрестностей. Лекарственные растения

Практическая работа № 9 «Виртуальная экологическая тропа города Прокопьевска»

Практическая работа № 10 «Лекарственные растения и правила их сбора»

Экскурсия № 6  «Цвета леса. Лесные звуки»

Тематическое планирование

№ п/п

Тема учебного занятия

Виды деятельности

Количество часов занятий

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных (экскурсия)

теория

практика

Тема 1. Природа вокруг нас

5

3

1

1

1

1.1 Разнообразие окружающего мира

1

2

1.2 Войди в природу другом

1

3

1.3 Жить в гармонии с природой

1

4

1.4 Экскурсия №1 «Разнообразие природного мира» (лес)

1

5

1.5 Природные богатства Кузбасса. Конкурс фотографий «Юный натуралист»

1

Тема 2. Знакомьтесь – наука экология

5

3

2

6

2.1 Предмет и задачи экологии

1

7

2.2 Методы исследования живых объектов

1

8

2.3 П/р №1 «Исследование микропрепарата под микроскопом»

1

9

2.4 П/р №2 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и исследование его с помощью  микроскопа»

1

10

2.5 Экология промышленного города

1

Тема 3. Общие сведения о городе Прокопьевске

2

2

11

3.1 Экскурсия № 2 в музей «Город Прокопьевск на карте Кузбасса».

1

12

3.2 Экскурсия № 3 по городу Прокопьевску  «Прокопьевск черная жемчужина Кузбасса»

1

Тема 4. «Вода – как много в этом слове…»

6

2

3

1

13

4.1 Водные артерии города и его окрестностей

1

14

4.2  Интеллектуальная игра «Растительный и животный мир водных объектов города Прокопьевска»

1

15

4.3  Кто и как загрязняет реку Аба

1

16

4.4  П/р №3 « Исследование образцов воды рек Аба и Кара-Чумыш»

1

17

4.5  П/р №4 «Вода, которую мы пьем»

1

18

4.6  Экскурсия №4 на предприятие ОАО Водоканал «Способы очистки воды»

1

Тема 5. Воздушная оболочка города Прокопьевска

9

2

6

1

19

5.1 Воздух-смесь газов

1

20

5.2 Ветер-перемещение воздушных масс

1

21

5.3 Температурный режим города Прокопьевска

1

22

5.4 Конкурс рисунков «Кто, как и чем  загрязняет атмосферу Прокопьевска?»

1

23

5.5 П/р №5 «Определение запыленности воздуха нашего города»

1

24

5.6 П/р №6 «Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных»

1

25-26

5.7 П/р №7(Экскурсия № 5) «Оценка состояния атмосферы города Прокопьевска по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников»

1

1

27

5.8 П/р №8 «Наблюдение за составом атмосферных осадков»

1

28

5.9 Ролевая игра «Чистый город – чистый воздух»

1

Тема 6. Растительный и животный мир Прокопьевска и его окрестностей

7

1

5

1

29

В мире живых организмов нашего города

1

30

Экскурсия № 6  «Цвета леса. Лесные звуки»

1

31

П/р 9 «Виртуальная экологическая тропа города Прокопьевска»

1

32

П/р 10 «Лекарственные растения и правила их сбора»

1

33

Олимпиада «Зеленая планета»

1

34

Конференция исследовательских и проектных работ учащихся «Шаг в науку»

1

Итого

34

11

7+10 П/р

6

 

Материально-техническое обеспечение курса

 Для проведения занятий требуется:

  • учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии)
  • справочные информационные ресурсы по предметной области «Естествознание» и «Экология»
  •  Технические средства обучения:

       - компьютер с выходом в Интернет

       - принтер

       -  сканер

       -  цифровой фотоаппарат

       -  мультимедийный проектор

       -  проекционный экран.

        Лабораторный практикум проводится по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом.

Литература для учителя

  1. Азарапкина, Н.   Добро в твоем сердце: устный журнал  // г. Начальная школа. - 2008. - № 16. - С. 17 - 20 .
  2. Бургасова, Н. Социальная экология современного города / Н. Бургасова // Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 28-31.

3. Воспитание у школьников экологической культуры // Классный руководитель. - 2008. - № 3 - С. 88-130.

4. Волжина, И.   Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности  // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 67 - 69.

      5. Дереполенко, М. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания  // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. -   №1. - С.76-80.

6. Дьяконенко, И. Литературно-музыкальная композиция "Цветочные фантазии"  // Школьное планирование. - 2010. - № 3. - С. 68-73.

7. Зыкова, О. Экологическое воспитание: работа с родителями // Народное образование. - 2011. - № 7.-С. 247-252.

8. Камакин, О. Проект "Природоохраняемая деятельность детей как средство воспитания экологической культуры" // Практика административной работы в школе. - 2012. - № 3. - С.67-70.

9. Картавых, М. Экологическая безопасность: элективный курс для 10 - 11 классов // ОБЖ. - 2008. - № 11. - С. 22 - 27.

10. Китина, Т. Воспитательная программа "Гражданская позиция: природа и дети"    // Практика административной работы в школе.- 2011. - № 1. - С. 65-71.

11. Князева, С. Сохраним природу России: игра " Звездный час" // г. Начальная школа. - 2008. - №16. - С.21-23.

12. Коновалова, О. В. Из опыта экологического воспитания детей и подростков / О. В. Коновалова // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 47 - 55.

13. Макаров Ю. Работа над экологическими проектами // Школьные технологии. - 2008. - № 6- С.93-99.

14. Максимова, М. Ю. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе  // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 5. - С.38-41.

15. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.;

16. Назарова, Е. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся  // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 68-72.

17. Прутченков А. Ключевые компетенции в экологическом воспитании // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 46-54.

18. Самарина, И. А. Программа "На экологической тропе"  // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2008. - №1 . - С. 113-124.

19. Тарасова, Т. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников // Начальное образование. - 2009. - № 3. - С. 12-17.

20. Усачева Н. И. Рассказы из жизни земноводных: сценарий внеклассного мероприятия по экологии  // Начальная школа. - 2008. - № 11. - С. 92 - 96.

21. Хайбулаева, У. М. Формирование экологической культуры старшеклассников  //Педагогика.-2008.- № 3.-С.17-22.

22. Шаравьева, И. Познавательная игра "Удивительный мир животных» // Школьное планирование. - 2008. - № 2. - С. 111 – 117.

Литература для учащихся

1. Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных / С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.

2. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры / М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с

3. Соловъёв, Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников / - Л. Соловьёв. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 342с.

4. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2006 — 105 с.

Интернет-ресурсы

1.www.ecosystema.ru 

2.  www.kladraz.ru/igry-dlja-detei/obuchayuschie-igry/yekologicheskie-igry-dlja-shkolnikov.html

3. http://www.what-this.ru/ 

      4. http://www.apus.ru 

      5. http://www.zooclub.ru/ 

      6. http://lifeplanet.org/

      7. http://unnaturalist.ru

      8. http://www.geo.ru

      9. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью»  разработана  на основе Федерального государственного образов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Радуга"(общеинтеллектуального направления, интенсив)

Нормативно-правовой и методологической основой программы общекультурного развития и воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К. Жукова п. Советский МО  Ейский район является  ...

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЛЕГО»

Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях Лего – конструирования.Курс является...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Номто»

Программа  составлена для осуществления внеурочной деятельности на средней ступени обучения МБОУ  «Улюнская средняя общеобразовательная школа  имени С. Хамнаева» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению на тему: «Сложные задачи математики»_9 класс

Занятия внеурочной деятельности направлены на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку т...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению « Экологическая химия»

программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования ...