Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЭкоПрокопьевск»
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме
Программа курса внеурочной деятельности «ЭкоПрокопьевск» рассматривается в рамках реализации ФГОС ООО и направлена на экологическое воспитание и просвещение учащихся. Цель программы: формирование и развитие экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению гражданско-патриотической, здоровьесберегающей, нравственно-экологической позиций и экологической компетентности личности учащегося основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«ЭкоПрокопьевск»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЭкоПрокопьевск» составлена в соответствии с
- законом Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения.
Концепция программы, заложенная в содержание курса, учитывает особенности образовательного учреждения и контингента учащихся 7 класса. Курс рассчитан на 34 часа, разработан на основе справочно-энцеклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по экологии.
В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры учащихся в период школьного обучения. Учитывая интеграционные процессы в образовании и основные положения Концепции устойчивого развития в области образования, развитие и обновление форм организации экологического образования становятся одной из ключевых задач модернизации системы общего образования.
Таким образом, возникла необходимость в разработке и дальнейшей реализации программы внеурочной деятельности экологической направленности «ЭкоПрокопьевск», имеющей практико-ориентированный характер. Актуальность курса заключается в том, что предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной: учащимся даются сведения об экологической обстановке в городе Прокопьевске, влиянии человеческого фактора на состояние окружающей среды, подростки приобретают навыки мониторинга отдельных явлений, культуру исследовательской деятельности и экологически грамотного поведения в природе и социуме, учатся презентовать результаты деятельности. В основу программы положен проблемно-исследовательский принцип. Это способствует расширению краеведческого кругозора, развитию творческих способностей учащихся.
Общая цель программы: формирование и развитие экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению гражданско-патриотической, здоровьесберегающей, нравственно-экологической позиций и экологической компетентности личности учащегося основной школы.
Задачи:
- развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки;
- воспитать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие учащихся с объектами социоприродной среды;
- расширить знания учащихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
- способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.
Программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся. Программу осваивают учащиеся 7 класса, возраст 12-13 лет.
Срок реализации программы 1 год. Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю, продолжительность занятия – 45 минут). В ходе учебного процесса предусматривается проведением следующих форм занятий:
- беседы, занятия с элементами лекции;
- экскурсии в природу, библиотеку, городской краеведческий музей, на предприятия города Прокопьевска, экологические акции и праздники;
- игры-конкурсы, КВН, викторины, олимпиада, конференция;
- практические занятия с элементами исследования, элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок;
- самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность, эксперимент;
- выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.
Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Курс тесно связан и является логичным дополнением к учебным предметам «Биология», «География», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература»,он позволяет подготовить учащихся к олимпиаде по экологии и научно-практическим конференциям различного уровня с учетом возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- поисково-исследовательская;
- краеведческая.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия; самостоятельное составление кроссвордов, ребусов, иллюстрирование материала, разработка и проведение праздников, учасие в акциях, а также привлечение учащихся к сбору исследуемых объектов и отбору исследуемых образцов, непосредственное проведение эксперимента .
Основные методы и технологии:
- объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный метод обучения. Средством обучения и носителем информации выступает учитель;
- интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
- проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды;
- информационно-коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данный курс способствует формированию у учащихся:
- мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
- коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
- опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
- потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.
Цель курса: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде, любви к малой Родине.
Основные задачи курса
Обучающие:
- Сформировать систему эколого-биологических знаний;
- сформировать знания о многообразии живых форм родного края;
- сформировать знания о ресурсах и проблемах города, перспективах его развития;
- овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды;
- приобрести навыки выявления социально-экологических проблем и содействовать их решению.
Воспитательные:
- помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
- воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- сформировать систему ценностных ориентиров, развить чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.
Развивающие:
- развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
- совершенствовать аналитическое, творческое и критическое мышление;
- овладеть способностью принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий; .
- сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
- развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
- приобрести коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умения предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.
В программу курса включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов, проведение эксперимента исследовательского характера и пр.
Содержание курса реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности курс реализуется по общеинтеллектуальному направлению в форме творческой мастерской. Целевая аудитория 5 класс. Курс рассчитан на1 час в неделю . Общий объем времени составляет 34 часа .
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностные ориентиры курса отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:
- формирование у учащихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
- развитие у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации
Ожидаемые результаты
В качестве ожидаемых результатов реализации программы внеурочной деятельности экологической направленности «ЭкоПрокопьевск» на ступени основного общего образования рассматриваем:
- личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;
- метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выборать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
- предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.
Учащиеся научатся:
- правильно употреблять экологические термины;
- наблюдать за живыми объектами и фиксировать результаты наблюдений (рисунки, фотографии);
- планировать научно-исследовательскую деятельность;
- проводить публичную защиту творческой работы;
- ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;
- культуре поведения в природе;
- применять правила безопасности труда.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно планировать и проводить мероприятия экологического содержания;
- разрабатывать пути оптимизации экологической обстановки в городе и области;
- организовывать экологические акции и освещать их результат в СМИ;
- получат опыт эффективного участия в экологических олимпиадах, конференциях и мероприятиях различного уровня.
Форма учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения курса.
Учёт знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения курса внеурочной деятельности происходит путём архивирования творческих работ учащихся , накопление материалов по типу «портфолио». Используются методики оценки результативности: «познай себя» (рефлексивный практикум), анкетирование, наблюдение, беседы, тестирование .
Контроль и оценка результатов освоение программы курса внеурочной деятельности зависят от тематики и содержание изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторин , творческих конкурсов, КВН , ролевых игр , олимпиад, исследовательских проектов, конференций .
Подобная организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы курса внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося , а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве , при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности .
Содержание курса
Тема 1. Природа вокруг нас (5ч). Окружающая среда. Природа живая и неживая. Явления Уровни организации живых организмов. Клетка. Строение клетки животного и растения. Среда обитания. Биоценоз. Влияние человека на природу. Разнообразие живых организмов, обитающих на территории города Прокопьевска и его окрестностей. Правила поведения человека в дикой природе, а также парках культуры и отдыха
Экскурсия №1«Разнообразие природного мира» (лес)
Тема 2. Знакомьтесь – наука экология (5ч). Определение науки экологии. Ее цели, задачи, место в система других наук. Из истории становления экологии как науки. Вклад русских и зарубежных ученных в ее развитие. Объекты исследования экологии. Методы исследования. Экологические проблемы промышленных городов.
Практическая работа №1 «Исследование микропрепарата под микроскопом»
Практическая работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и исследование его с помощью микроскопа»
Тема 3. Общие сведения о городе Прокопьевске (2ч). История образования и развития города. Его географическое местоположение на карте Кузбасса и России. Особенности климата, рельефа, почв, растительного и животного мира, природные богатства население города. Промышленность города и промышленные предприятия вчера, сегодня, завтра.
Экскурсия №2 «Город Прокопьевск на карте Кузбасса»
Экскурсия №3 «Прокопьевск черная жемчужина Кузбасса»
Тема 4. «Вода – как много в этом слове…» (6ч) Что такое вода. Вода в природе. Роль воды в жизни живых организмов, практической и хозяйственной деятельности человека. Большие и малые реки Прокопьевска и его окрестностей, экологическое состояние их биоценозов. Влияние хозяйственной деятельности человека на биоценозы больших и малых рек Прокопьевска и его окрестностей. Чистая вода и вода, которую мы пьем. Способы очистки воды, очистные сооружения.
Практическая работа №3 « Исследование образцов воды рек Аба и Кара-Чумыш»
Практическая работа №4 «Вода, которую мы пьем»
Экскурсия № 4 на ОАО Водоканал «Способы очистки воды»
Тема 5. Воздушная оболочка города Прокопьевска (10ч). Состав атмосферного воздуха. Атмосфера промышленного города Прокопьевска, дачного поселка и частного сектора. Лихеноиндикация. Видовое разнообразие лишайников в городе Прокопьевске и его окрестностях. Роза ветров и температурный режим нашего города. Влияние деятельности человека на состав атмосферных осадков
Практическая работа № 5 «Определение запыленности воздуха нашего города»
Практическая работа № 6 «Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных»
Практическая работа № 7 «Оценка состояния атмосферы города Прокопьевска по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников»
Практическая работа № 8 «Наблюдение за составом атмосферных осадков»
Экскурсия № 5 «Оценка состояния атмосферы города Прокопьевска по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников»
Тема 6. Растительный и животный мир Прокопьевска и его окрестностей (7ч) Видовое разнообразие растений и животных, природные сообщества города Прокопьевска и его окрестностей. Сезонные изменения в жизни живых организмов. Редкие и исчезающие виды животных и растений, встречающиеся на территории города Прокопьевска и его окрестностей. Лекарственные растения
Практическая работа № 9 «Виртуальная экологическая тропа города Прокопьевска»
Практическая работа № 10 «Лекарственные растения и правила их сбора»
Экскурсия № 6 «Цвета леса. Лесные звуки»
Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Виды деятельности | Количество часов занятий | |||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных (экскурсия) | ||||
теория | практика | |||||
Тема 1. Природа вокруг нас | 5 | 3 | 1 | 1 | ||
1 | 1.1 Разнообразие окружающего мира | 1 | ||||
2 | 1.2 Войди в природу другом | 1 | ||||
3 | 1.3 Жить в гармонии с природой | 1 | ||||
4 | 1.4 Экскурсия №1 «Разнообразие природного мира» (лес) | 1 | ||||
5 | 1.5 Природные богатства Кузбасса. Конкурс фотографий «Юный натуралист» | 1 | ||||
Тема 2. Знакомьтесь – наука экология | 5 | 3 | 2 | |||
6 | 2.1 Предмет и задачи экологии | 1 | ||||
7 | 2.2 Методы исследования живых объектов | 1 | ||||
8 | 2.3 П/р №1 «Исследование микропрепарата под микроскопом» | 1 | ||||
9 | 2.4 П/р №2 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и исследование его с помощью микроскопа» | 1 | ||||
10 | 2.5 Экология промышленного города | 1 | ||||
Тема 3. Общие сведения о городе Прокопьевске | 2 | 2 | ||||
11 | 3.1 Экскурсия № 2 в музей «Город Прокопьевск на карте Кузбасса». | 1 | ||||
12 | 3.2 Экскурсия № 3 по городу Прокопьевску «Прокопьевск черная жемчужина Кузбасса» | 1 | ||||
Тема 4. «Вода – как много в этом слове…» | 6 | 2 | 3 | 1 | ||
13 | 4.1 Водные артерии города и его окрестностей | 1 | ||||
14 | 4.2 Интеллектуальная игра «Растительный и животный мир водных объектов города Прокопьевска» | 1 | ||||
15 | 4.3 Кто и как загрязняет реку Аба | 1 | ||||
16 | 4.4 П/р №3 « Исследование образцов воды рек Аба и Кара-Чумыш» | 1 | ||||
17 | 4.5 П/р №4 «Вода, которую мы пьем» | 1 | ||||
18 | 4.6 Экскурсия №4 на предприятие ОАО Водоканал «Способы очистки воды» | 1 | ||||
Тема 5. Воздушная оболочка города Прокопьевска | 9 | 2 | 6 | 1 | ||
19 | 5.1 Воздух-смесь газов | 1 | ||||
20 | 5.2 Ветер-перемещение воздушных масс | 1 | ||||
21 | 5.3 Температурный режим города Прокопьевска | 1 | ||||
22 | 5.4 Конкурс рисунков «Кто, как и чем загрязняет атмосферу Прокопьевска?» | 1 | ||||
23 | 5.5 П/р №5 «Определение запыленности воздуха нашего города» | 1 | ||||
24 | 5.6 П/р №6 «Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных» | 1 | ||||
25-26 | 5.7 П/р №7(Экскурсия № 5) «Оценка состояния атмосферы города Прокопьевска по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников» | 1 | 1 | |||
27 | 5.8 П/р №8 «Наблюдение за составом атмосферных осадков» | 1 | ||||
28 | 5.9 Ролевая игра «Чистый город – чистый воздух» | 1 | ||||
Тема 6. Растительный и животный мир Прокопьевска и его окрестностей | 7 | 1 | 5 | 1 | ||
29 | В мире живых организмов нашего города | 1 | ||||
30 | Экскурсия № 6 «Цвета леса. Лесные звуки» | 1 | ||||
31 | П/р 9 «Виртуальная экологическая тропа города Прокопьевска» | 1 | ||||
32 | П/р 10 «Лекарственные растения и правила их сбора» | 1 | ||||
33 | Олимпиада «Зеленая планета» | 1 | ||||
34 | Конференция исследовательских и проектных работ учащихся «Шаг в науку» | 1 | ||||
Итого | 34 | 11 | 7+10 П/р | 6 |
Материально-техническое обеспечение курса
Для проведения занятий требуется:
- учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии)
- справочные информационные ресурсы по предметной области «Естествознание» и «Экология»
- Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в Интернет
- принтер
- сканер
- цифровой фотоаппарат
- мультимедийный проектор
- проекционный экран.
Лабораторный практикум проводится по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом.
Литература для учителя
- Азарапкина, Н. Добро в твоем сердце: устный журнал // г. Начальная школа. - 2008. - № 16. - С. 17 - 20 .
- Бургасова, Н. Социальная экология современного города / Н. Бургасова // Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 28-31.
3. Воспитание у школьников экологической культуры // Классный руководитель. - 2008. - № 3 - С. 88-130.
4. Волжина, И. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 67 - 69.
5. Дереполенко, М. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1. - С.76-80.
6. Дьяконенко, И. Литературно-музыкальная композиция "Цветочные фантазии" // Школьное планирование. - 2010. - № 3. - С. 68-73.
7. Зыкова, О. Экологическое воспитание: работа с родителями // Народное образование. - 2011. - № 7.-С. 247-252.
8. Камакин, О. Проект "Природоохраняемая деятельность детей как средство воспитания экологической культуры" // Практика административной работы в школе. - 2012. - № 3. - С.67-70.
9. Картавых, М. Экологическая безопасность: элективный курс для 10 - 11 классов // ОБЖ. - 2008. - № 11. - С. 22 - 27.
10. Китина, Т. Воспитательная программа "Гражданская позиция: природа и дети" // Практика административной работы в школе.- 2011. - № 1. - С. 65-71.
11. Князева, С. Сохраним природу России: игра " Звездный час" // г. Начальная школа. - 2008. - №16. - С.21-23.
12. Коновалова, О. В. Из опыта экологического воспитания детей и подростков / О. В. Коновалова // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 47 - 55.
13. Макаров Ю. Работа над экологическими проектами // Школьные технологии. - 2008. - № 6- С.93-99.
14. Максимова, М. Ю. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 5. - С.38-41.
15. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.;
16. Назарова, Е. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 68-72.
17. Прутченков А. Ключевые компетенции в экологическом воспитании // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 46-54.
18. Самарина, И. А. Программа "На экологической тропе" // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2008. - №1 . - С. 113-124.
19. Тарасова, Т. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников // Начальное образование. - 2009. - № 3. - С. 12-17.
20. Усачева Н. И. Рассказы из жизни земноводных: сценарий внеклассного мероприятия по экологии // Начальная школа. - 2008. - № 11. - С. 92 - 96.
21. Хайбулаева, У. М. Формирование экологической культуры старшеклассников //Педагогика.-2008.- № 3.-С.17-22.
22. Шаравьева, И. Познавательная игра "Удивительный мир животных» // Школьное планирование. - 2008. - № 2. - С. 111 – 117.
Литература для учащихся
1. Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных / С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.
2. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры / М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с
3. Соловъёв, Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников / - Л. Соловьёв. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 342с.
4. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2006 — 105 с.
Интернет-ресурсы
2. www.kladraz.ru/igry-dlja-detei/obuchayuschie-igry/yekologicheskie-igry-dlja-shkolnikov.html
9. http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-697580-1445981513.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Радуга"(общеинтеллектуального направления, интенсив)
Нормативно-правовой и методологической основой программы общекультурного развития и воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К. Жукова п. Советский МО Ейский район является ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-463391-1434661140.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ЛЕГО»
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях Лего – конструирования.Курс является...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Номто»
Программа составлена для осуществления внеурочной деятельности на средней ступени обучения МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени С. Хамнаева» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/25/picture-97472.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению на тему: «Сложные задачи математики»_9 класс
Занятия внеурочной деятельности направлены на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку т...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/02/picture-1336051-1622603587.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000433-1516823036.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению « Экологическая химия»
программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1487649-1696328799.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПервоЛого»» общеинтеллектуального направления начального общего образования
Рабочая программа имеет целью удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого ...