Приемы работы с текстом формата ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Елена Алексеевна Владимирова

Данный материал содержит приемы работы с текстом, предлагаемым для написания сочинения-рассуждения ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_v_formate_oge.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Для работы предлагается текст, который необходимо прочитать, выделяя ключевые слова/предложения.

В процессе коллективного анализа необходимо восстановить сюжет текста, проговаривая ключевые слова/предложения. (Кто герои? Какие поступки они совершили? Как можно оценить эти поступки?)

Работа с сюжетом текста может быть организована с помощью приема «Верю-не верю». Учитель произносит предложения, в которых содержится информация текста, ребята должны определить, верно это или нет.

В рабочем листе выписать героев, их поступки (кратко). После этого определить понятие, которое объединяет героев.

В данном тексте герои сделали выбор, кто-то нравственный, кто-то безнравственный. С этим понятием необходимо работать, формулируя определение (с помощью Толкового словаря), приводя ситуации из жизни (связь с жизненным опытом приведет к лучшему пониманию текста).

После предложенной работы необходимо обратиться к теме и идее автора.

Тема: нравственный выбор. Идея: не каждый человек готов сделать нравственный выбор.

Поиск идеи автора можно организовать с помощью приема «Собери идеи». Ребята самостоятельно формулируют идею, после чего выстраивают взаимодействие с классом, выбирая и записывая понравившиеся идеи. Обязательно коллективное обсуждение, в результате которого выбирается одна идея.

В завершение работы можно задать проблемные вопросы: Могли ли герои поступить иначе?  Как бы поступили вы на их месте?


ТЕКСТ

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? — спросила она парня.

– (7)Шофёр, — ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? — спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

 

(По Ю. Яковлеву) *

 

Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.


РАБОЧИЙ ЛИСТ

ГЕРОИ ТЕКСТА

ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ГЕРОЕВ?

ТЕМА ТЕКСТА (О ЧЕМ ТЕКСТ?):

ИДЕЯ ТЕКСТА (ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?):

-

-

-

МОГЛИ ЛИ ГЕРОИ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП

Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.

Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы

Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовател...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...