Глагол как часть речи. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Класс 5
Урок № 106
Тема: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цель: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.
Планируемые результаты:
Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
-обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
-отличать глаголы от слов других частей речи;
-работать с различными источниками информации;
-использовать знания о глаголе.
Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
-сформулировать цели своей учебной деятельности;
-планировать и регулировать свои действия;
-совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
-продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
-продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
УУД личностные: - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные:- целеполагание и планирование своей деятельности;
- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
– контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: –проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;- определяют основную и второстепенную информацию;
- строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
– действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование: раздаточный материал по теме, фотография фасада здания, картинка Чемодана Знаний и Умений
Ход урока
1.Эмоциональный настрой на урок
Цель: создание положительной атмосферы на уроке
Игра «Доброе утро»
Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой, - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!
Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!
2.Мотивация учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
Языковая разминка
- Четвёртая буква алфавита (Г).
- Раздел языкознания, изучающий лексику (Лексикология).
- Слова, противоположные по значению (Антонимы).
- Модель земного шара или небесной сферы, обычно вращающаяся на особой подставке (Глобус)
- Слова, которые одинаково звучат, пишутся, но имеют совершенно разные лексические значения (Омонимы).
- То, что обозначает слово (Лексическое значение).
-Из начальных букв слов-ответов составьте слово (Глагол)
3.Тема урока. Целеполагание
Цель: формулирование с учащимися темы и цели урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.
-Сформулируйте тему урока
-А я её определила вот так: Глагол как часть речи.
- Вы согласны?
-Запишите число и тему урока в тетрадь.
-Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему уроэ÷ка, сформулируйте цели урока.
-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».
-Нам просто необходим план нашего путешествия. Что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели?
План урока:
1.Найти информацию о глаголе.
2. Выполнять упражнения, чтобы научиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.
4.»Открытие» нового знания
Чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас вами будет необычный чемодан – Чемодан Знаний и Умений. Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока.
4.1.Актуализация опорных знаний
Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения
Составление кластера
-Что мы знаем о глаголе?
(Учащиеся вспоминают всё, что знают о глаголе, учитель начинает оформлять кластер)
Глагол
4.2.Лингвистическая сказка о глаголе
Свеж утренний воздух над Глаголией. Под крышами Дворца Времён на фасаде большого здания на шёлковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: «Мы обозначаем действие».
Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдёт глагол в одну дверь глаголом будущего времени, в другую дверь выйдет глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмёт под руку подлежащее, станет сказуемым – и пошёл по дорожкам предложений.
Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: «Да на вас лица нет!»
-Прочитайте сказку.
Словарная работа. Работа с толковым словарём
Фасад –наружная лицевая сторона здания (Демонстрация фотографии фасада здания)
-Какую информацию мы почерпнули из этой сказки о глаголе? (дополнение кластера – ученики)
- На какой вопрос нам необходимо найти ответ?
4.3. Работа по учебнику
Стр.53, правило (Ответ на вопрос: глаголы в каком времени не имеют лица?)
4.4. Сообщение обучающегося «Интересное о глаголе»
(Опережающее задание из сети Интернет)
- Ребята, а что мы положим в Чемодан Знаний и Умений, что вы сейчас делали? (Умение работать с информацией)
5.Первичное закрепление
Цель: закрепление усвоенных новых знаний
Взаимоопрос по теме. Работа в паре (Оценивание в листе самооценки)
- Что ещё мы положим в наш Чемодан Знаний и Умений?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Цель: создание условий для снятия напряжения, смены деятельности
Если глагол – приседаем, если другая часть речи – поднимаем руки вверх
6. Практические задания
Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой
6.1. «Четвёртый лишний»
Читают, думает, решает, записывает.
Прибежал, построили, посмотрю, подчеркнула.
Поняла, начала, приняла, размышлял. (Внимание на орфоэпические нормы слов из последнего ряда) (Самооценивание)
Морфемный разбор
Читают, посмотрю (Самооценивание)
-Обращение к слайду-картинке
-Какой суффикс имеют глаголы прошедшего времени?
6.2.Упр.371 стр.53 (Работа в паре)
Составить словосочетания глагол+сущ, учитывая лексическую сочетаемость (самооценивание)
-Чем ещё пополнился наш Чемодан Знаний и Умений
6.3.Работа по карточкам (Учащиеся выбирают задания)
А) Допишите глаголы «Кто что делает»
Музыкант - ...(играет)
Композитор -…(сочиняет, пишет)
Модельер -…(придумывает, создаёт)
Портной- ...(шьёт)
Художник - ...(рисует, пишет)
Парикмахер - ...(стрижёт)
Маляр -…(красит)
Пекарь-…(печёт)
Б). Дополните текст глаголами. Запишите его. Глаголы подчеркните как члены предложения
В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.
(В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.
7.Итог урока. Оценивание
-Чем наполнен Чемодан Знаний и Умений?
Оценочный лист ученика(цы)___________________________________
Поставьте себе оценку на уроке. Она будет складываться из суммы оценок по следующей шкале
Оценка за задание «Четвёртый лишний | Оценка за выполнение морфемного разбора | Оценка за выполнение упр.371 | Оценка за выполнение задания на выбор | Итоговая оценка за урок |
8.Д/З:
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
-п.49 (составить опорную схему);
- упр 370 (зад.4, 5) или творческое задание (упр.373)
9.Рефлексия
Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
Открытый урок в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»
Тип урока: проблемное исследованиеЦель: повторить сведения о глаголе как части речи; выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлят...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....
Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...