Обобщение и повторение по теме "Имя прилагательное" за 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Адагызова Алевтина Валерьевна

Разработка урока в соответствии с ФГОС ООО (применение системно-деятельностного подхода в обучении)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя прилагательное Повторение учитель русского языка и литературы МБОУ «Чибилинская СОШ» Адагызова Алевтина Валерьевна

Слайд 2

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своём языке. Л.Н. Толстой

Слайд 4

Помню раннее, свежее, тихое утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в зимние морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. ( По И.Бунину )

Слайд 5

Прочитайте и докажите, что это текст .Найдите основную мысль текста. 1.Было ра(н,нн)ее тума(н,нн)ое утро.2. Над деревней раздавались петуши(н,нн)ые крики. 3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался (молочно)белый туман. 5.Дорога шла равни(н,нн)ой местностью.6. По узкой тропинке среди (темно)зеленых зарослей тростника пробирались к речке. 7. Мы расположились на отдых на песча(н,нн)ом берегу (не)большой речонки. 8.Речка (не)широкая, но достаточно глубокая. 9.Солнце уже взошло и на растениях блестела роса . 10.Её капельки переливались на траве, как бусинки. 11Лёгкий ветерок коснулся серебря(н,нн)ой глади озера. 12.В прибрежных кустах проснулись утки. 13.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться. 14. Ребята идите к нам позвали они нас. 15.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду. 16.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал дли(н.нн)ый день. 17.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

Слайд 6

Схема работы над текстом Докажите, что это текст. Определите текст по форме, по виду речи, по типу речи Определите основную мысль текста (идею) текста.

Слайд 7

1 группа Среди предложений 14-17 н айдите слово со значением -высшая степень удовольствия. Выполните морфемный и словообразовательный разбор этого слова. 2 группа От какого прилагательного можно образовать краткую форму? Объясните, почему . 1.песчаном 2. петушиные 3.прохладную 3 группа Отметьте слово (или слова), в котором (-ых) ПРИ не является приставкой. 1.прибрежный 2.принял 3.прибежали



Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение по теме «Имя прилагательное».

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цель:

повторить изученное в 5 классе

Задачи:

- повторить правописание Н и НН в прилагательных;

- слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными;

- слитное и дефисное написание сложных прилагательных;

- развивать навыки синтаксического, морфологического видов разбора и разбора слова по составу;

- развивать нестандартное мышление при выполнении задания повышенной трудности

- развивать навыки устной и письменной речи:

- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Здравствуйте, дорогие мои ученики, умные и думающие, любопытные и хорошо знающие урок. Сегодня вы работаете в группах, это значит работаете дружно.  Уточним, работа в группе –это не соревнование, это совместный путь достижения цели. Вспомним правило работы в группах. Работают все-это золотое правило. Каждый имеет право высказаться. Когда один говорит, остальные слушают. Решение принимаются группой. Эпиграфом нашего урока является слова Л.Н.Толстого «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является ,конечно, умение ясно, понятно говорить на своём языке»

II. Постановка задач урокаЦель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

 А теперь внимательно прочитайте задание. Попробуйте описать картину- пейзаж,  при этом не используя слова –признаки. (слайд1)

Ну как получилось? А как вы думаете, почему не  можете описать. (Без прилагательных невозможно описать картину, прилагательное  украшает речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).

А теперь посмотрите на 2-й слайд. Вот как описывает эту картину Л.Н.Толстой  Помню раннее, свежее, тихое утро. Выглядываю в окно и  не   узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!         Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные  краски бывают у нас только по утрам в зимние  морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором.  Действительно, картину можно создать не только красками, как это делают художники, но и словами. Не случайно писателей и поэтов называют художниками слова, потому что их творчество сродни творчеству живописцев. Сегодня на уроке мы с вами ещё раз убедимся, насколько важна роль прилагательных в нашей речи.

Значит, тема нашего урока Имя прилагательное. Повторение изученного . Записываем число и тему урока.

 Теперь представим себя в роли исследователей и вспомним все, что знаем о прилагательном. Для этого я предлагаю работу в группах.

III.Актуализация знаний

Имя прилагательное.

1 группа..Прилагательное- что это такое?

 Грамматическое значение

2группа.Морфологическое значение

3 группа.Синтаксическое значение

!Не забывайте: каждый пример вы должны будете подтвердить примерами из данного текста.

 

1 группа.Имя прилагательное-часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Снег  по размеру-глубокий,  по цвету небо -синее, бор зелёный,  по качеству-красивое, по температуре-прохладное,по звуку- утро тихое, по общей оценке  утро свежее,ранее, тихое.По грамматическому значению прилагательные делятся на качественные,относительные и притяжательные.

2 группа.Имя прилагательное имеют разные морфологические значения. Могут изменяться по родам: нежное небо в среднем роде, свежим снегом в мужском роде, картина красивая в женском роде. Могут изменяться по числам: глубокими свежими снегами во множественном числе, нежное небо в единственном числе. Имена прилагательные могут склоняться по падежам:тихое утро-И.п.; свежими снегами-Творительный падеж,нежное небо-Винительный падеж.

3 группа. В полной форме имена прилагательные являются определением Помню раннее, свежее, тихое утро.

А в краткой форме- сказуемым.И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором.

IV. Обобщение и ситематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите текст по форме, по виду речи, по типу речи
  3. Определите основную мысль текста (идею) текста.

Вопрос на засыпку.   Перед вами лежит кусочек ткани и лист  с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? (в тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое). Предприятия, где ткут ткани, назывют текстильными. Может быть, это не случайно? Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпатьтся. Так и текст не может существовать без основной мысли.

1.Было ра(н,нн)ее тума(н,нн)ое  утро.2. Над деревней раздавались петуши(н,нн)ые крики.
3.Мы выехали, когда заря разгоралась.
 4.В низине расстилался (молочно)белый туман.  5.Дорога шла равни(н,нн)ой местностью.6. По узкой тропинке среди (темно)зеленых зарослей тростника пробирались к речке. 7. Мы расположились на отдых на песча(н,нн)ом берегу (не)большой речонки. 8.Речка (не)широкая, но достаточно глубокая.

9.Солнце уже взошло и на растениях блестела роса. 10.Её капельки переливались на траве, как бусинки. 11Лёгкий ветерок коснулся серебря(н,нн)ой глади озера. 12.В прибрежных кустах проснулись утки.
13.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться. 14.
Ребята идите к нам  позвали они нас. 15.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.
16.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал дли(н.нн)ый день. 17.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

Грамматическое задание.Буквенный диктант

 1.Из предложений  выпишите прилагательные, в котором правописание Н и НН подчиняется изученным правилам. (Самопроверка в паре).

2. Проверим ваш грамматический опыт Расставьте знаки препинания в выделенных предложениях. Обоснуйте свой ответ.

3. 1 группа выпишите качественное,относительное и притяжательное прилагательное  и выполните морфологический разбор прилагательного

2 группа Среди предложений 2-6 найдите сложные прилагательные и объясните  его правописание. Молочно-белый туман,тёмно-зелёные заросли.

3 группа. Среди предложений 2-6 найдите слова, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

раздавались,разгоралась,расстилался

 Физминутка
Распределительный диктант.Если  прилагательное с НЕ слитно- девочки хлопаете, если с НЕ раздельно-мальчики топаете.

(Не)ряшливый вид

(Не)глубокая речка

(Не)глубокий, а рыбный пруд

Вовсе (не)красивый поступок

(Не)интересный рассказ

(Не)широкая, а узкая канава

(Не)уклюжий медвежонок

V.Применение знаний и умений в новой ситуации (задания 2 уровня)

1группа

Найдите в тексте  слово обозначающую высшую степень удовольствия. Выполните морфемный и словообразовательный разбор..

2 группа . От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму? Объясните, почему.

1.туманное утро

2. петушиные крики

3.прохладную воду.

3 группа   Отметьте слово (или слова), в котором (-ых) ПРИ  не является приставкой.

1.Прибрежный

           2.Приняли

           3.Прибежали

Ответ 2

VI .Контроль усвоения.Оценивание. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Обратите внимание на стенах есть афоризмы великих людей. Какая же фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше подходит вам, как вы работали. (Каждый думает сам). В 4 угла класса размещается определенный материал. Ученики должны сделать выбор и подойти к тому углу, с какой информацией они согласны и почему.  

Как приятно знать, что ты что-то узнал (Мольер)

Я знаю, что ничего не знаю (Сократ)

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Скажи мне-я забуду, вовлеки меня - и я научусь (Конфуций)

Поставьте себе оценки, ассистенты согласны ли вы с оценками. А я хочу вернуться к  эпиграфу нашего урока «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является ,конечно, умение ясно, понятно говорить на своём языке» и для меня очень важно, что вы сегодня хорошо работали и ясно излагали ваши мысли.

Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматическ,по форме- письменный, по виду речи- монологический,по типу речи-повествование. Основная мысль текста. Утро было прекрасное, и мы хорошо провели длинный день вместе с новыми друзьями.

1.Из предложений  выпишите прилагательные, в котором правописание Н и НН подчиняется изученным правилам. (Самопроверка в паре).

Раннее, туманное, равнинной, песчаном, серебряной, длинный,

 2.Расставьте знаки препинания в выделенных предложениях. Обоснуйте свой ответ. Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса.  (сложное предложение).

«Ребята, идите к нам!»- позвали они нас.

1.Чувство - существит(что?)

2.Нач.ф.-чувство, нариц, неодуш,ср.р.,2 склон, в вин.п, в ед.ч.

3.Дополнение

1. Красивый –прил (какой?)

2.Нач.ф.-красивый , кач, в полной форме, в Им.п, в муж.р, в ед.ч

3.Определение

1.Лечит –глагол (что делает?)

2.Н.В.-лечить,несов.в.,II спр, во ед.ч,наст.вр,3 лицо

3.Сказуемое

VIII.Информация о домашнем задании . С.39,упр387  Заполнить таблицу примерами.

IX/ Рефлексия.Приём «Билетики на выход»

 Подходит к концу урок. Чтобы приобрести билетики на выход придумайте одно имя прилагательное, которое на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.

Анализируют работу на уроке через самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Урок-викторина    «Обобщение и повторение  материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Над...

Обобщение и повторение знаний по химии курса 9 класса через знакомство с биографией Й. Я. Берцелиуса

Представлен урок повторения и обобщения материала по химии курса  9 класса через знакомство с биографией шведского химика Й.Я. Берцелиуса, который внёс огромный вклад в развитие...

Обобщение и повторение по теме «Имя существительное» 6 класс

    Данный урок закрепляет знания обучающихся об имени существительном. Использование игрового материала помогает развивать познавательную акти...

Повторение и обобщение знаний по теме «Давление». 7 класс.

Демонстрация работы по УМК нового поколения «Физика-7» под редакцией Л.Э.генденштейна. План урока соответствует структуре  учебника и задачника. Прилагается презентация, сопровождающая ход ...

Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе

Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления...

Урок обобщения и повторения "Личность подростка" 7 класс

Нетрадиционная форма проведения урока создаёт позитивную эмоциональную атмосферу общения, способствует лучшему усвоению учебного материала....

Русский 7 класс. Обобщение повторения за 5-6 классы

Рекомендуется вначале прочитать конспект уроков по русскому языку в 5-6 классах. В данном тесте всего 14 вопросов. Выбор одного ответа из 4 вариантов (простой тест)....