Урок обобщения и повторения "Личность подростка" 7 класс
методическая разработка (обществознание , 7 класс) по теме

Сукманова Елена Сергеевна

Нетрадиционная форма проведения урока создаёт позитивную эмоциональную атмосферу общения, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_podrostka.doc.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема урока: Личность подростка

Тип урока: урок обобщения

Форма урока: игра-соревнование.

Цель: повторить и обобщить знания по разделу «Личность подростка»

Задачи:

1.Обучающая  –  закрепить знания учащихся, полученные при изучении  раздела  «Личность подростка».

2.Развивающая - развивать внимание, мышление, интерес к знаниям, творческие способности.

3.Воспитательная  – воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников.

Оборудование: оценочные  листы, ручки, карточки с заданиями, фломастеры, листы ватмана

Ход урока:

I.Мотивация .

Слово учителя: Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно  в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление  к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.

Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить?

(о подростке, его личности)

II.Работа по теме урока.

Слово учителя: тема нашего урока «Личность подростка».   Предлагаю вам провести наш урок в форме игры-соревнования.

Условия игры:

Класс   учащихся делится на 2 команды.  

Каждой команде  раздаётся оценочный лист с названиями  туров.      Представители каждой команды поочерёдно получают задания.  Если одна из команд затрудняется ответить, другая может отвечать за них, зарабатывая себе дополнительные баллы. Задания туров  оцениваются по пятибалльной  шкале. После каждого тура подводится итог

  1. Тур  «Вопрос-ответ»

Задание: команды по очереди отвечают на вопросы

1. Назовите границы подросткового возраста?

2. Почему подростковый  возраст называется переходным?

3. Как вы понимаете смысл высказывания «Подростковый возраст – испытание данное каждому человеку.»?

4. Можно ли избежать подростковых проблем?

5.Какие условия жизни влияют на взросление подростка?

6.Из чего складывается психологический портрет личности?

7. Назовите типы темперамента человека?

8. Перечислите положительные и отрицательные качества характера

9. Кто и что влияет на самооценку подростка?

10. Назовите основные элементы лидерства по Н. Паркинсону?

  1. Тур  «Пословицы и поговорки»

Задание: о каких проблемах подростка идёт речь  в следующих пословицах и поговорках?

      1.Раз солгал, а век веры не будет

      2.Дракою прав не будешь

      3.Не родись красивой, а родись счастливой

      4. Только тот не ошибается, кто ничего не делает;

      5. Никто мне не указ.

      6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

      7.Ученье - свет, а неученье - тьма;

      8.Семья крепка ладом

      9.Самая трудная борьба — самого себя побороть.

      10.Самолюб  никому  не люб

  1. Тур  «Верное утверждение»

Задание: ответить «Верно» или «неверно»

  1. Современные подростки стремятся к риску
  2. Подростки древности и современные ничем не отличаются
  3. В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах
  4. Одна из задач подросткового возраста принятие мужской и женской роли
  5.  Быть взрослым – это значит выражать свое мнение
  6. Рост современных подростков не изменился
  7. Свои эмоции и чувства не надо бояться показывать.
  8. Причиной стресса может быть некрасивая внешность
  9. На самооценку подростка влияет материальное положение семьи
  10.  Выдающимся человек рождается
  11.  Индивидуальность человека проявляется в его способностях

  1. Тур  «Исторические личности»

Задание: командам раздаётся текст с вопросами. Время  самостоятельной работы 5 минут. Далее следует обсуждение.

Текст 1

Александр Михайлович Горчаков ( 1798-18830) происходил из древнего аристократического рода. Образование получил в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С.Пушкина. Дипломатическую карьеру А.М. Горчаков начал в 19 лет и прошёл долгий путь от сотрудника посольства до министра иностранных дел России. Перед Горчаковым стояла трудная задача- отменить ограничительные для российского военного флота статьи Парижского мирного договора (1856), который Россия подписала после поражения в Крымской войне (1853-1856). Горчакову потребовалось 15 лет сложной дипломатической работы, чтобы добиться поставленной цели.

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.М.Горчаков  действительно выдающийся человек.

2. Подтверждает ли его деятельность высказывание Т.Эдисона о том, что гений – это 99% потения и 1% вдохновения?

3. Легко ли быть выдающимся?

Текст 2

Александр Васильевич Суворов (1730 -1800)  — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.

Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России
  и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.

 

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.В.Суворов действительно выдающийся человек.

2. Какими чертами характера обладал великий полководец Суворов?

3. Легко ли быть выдающимся?

  1. Тур  «Угадай термин»

Задание: Командам раздаётся список определений терминов, которые нужно угадать.

 1. Высшая степень проявления человеческих способностей….(талант)

 2.  Оценка человеком своих качеств, способностей……(самооценка)

 3. Свойство личности, определяющее поведение человека…..(характер)

 4. Бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный  раздражитель….(аффект)

 5. Общее состояние переживаний человека…(настроение)

 6. Бескорыстная забота о благе других люде…(альтруизм)

 7.Авторитетный человек ….   (лидер)

 8. Устойчивое ощущение своей ущербности …(комплекс неполноценности)

 9. Человек как общественное существо, как продукт развития общества…  (личность)

 10. Каждый отдельно взятый человек……. (индивид)

  1.  Тур «Творческий»

Задание:  Нарисовать на листе ватмана портрет человека с завышенной; заниженной самооценкой.

     Каждая команда должна презентовать свою работу  

  1. Тур  «Полезные советы»

   Задание: Найдите выход из ситуации

  1. У семиклассницы Маши на лице появились веснушки.

Девочка стала стесняться и очень переживать. Как помочь Маше?

  1. Миша  очень любит спорить и доказывать свою правоту.

Большинство ребят из класса, зная Мишу, перестали с ним  общаться.

Как добиться взаимопонимания?

  1. Летом Саша хотел устроиться на работу, расклеивать объявления.

Родители Саши отнеслись к такому заявлению очень категорично.

Как убедить родителей?

  1. Ученики готовили сценку для праздника в школе.

Остался один день до праздника, но сценка была не готова. Как быть?

III. Подведение итогов урока.

Подводятся итоги  игры. Учитель называет команду победителей.

Выставляются оценки.

Слово учителя: Наш урок окончен. Спасибо за внимание!

Приложение 1

Оценочный лист

Название тура

Количество баллов

1.Тур  «Вопрос-ответ»

2.Тур  «Пословицы»

3.Тур  «Верное утверждение»

4.Тур  «Исторические личности»

5. Тур  «Угадай термин»

6.Тур «Творческий»

7.Тур  «Полезные советы»

Итог

Приложение 2

Текст 1

Александр Михайлович Горчаков ( 1798-18830) происходил из древнего аристократического рода. Образование получил в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С.Пушкина. Дипломатическую карьеру А.М. Горчаков начал в 19 лет и прошёл долгий путь от сотрудника посольства до министра иностранных дел России. Перед Горчаковым стояла трудная задача- отменить ограничительные для российского военного флота статьи Парижского мирного договора (1856), который Россия подписала после поражения в Крымской войне (1853-1856). Горчакову потребовалось 15 лет сложной дипломатической работы, чтобы добиться поставленной цели.

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.М.Горчаков  действительно выдающийся человек.

2. Подтверждает ли его деятельность высказывание Т.Эдисона о том, что гений – это 99% потения и 1% вдохновения?

3. Легко ли быть выдающимся?

Текст 2

Александр Васильевич Суворов (1730 -1800)  — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.

Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России
  и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.

 

Вопросы:

1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.В.Суворов действительно выдающийся человек.

2. Какими чертами характера обладал великий полководец Суворов?

3. Легко ли быть выдающимся?

Приложение 3

Список терминов команде №1

Высшая степень проявления человеческих способностей….

 2.  Оценка человеком своих качеств, способностей……

 3. Свойство личности, определяющее поведение человека…..

 4. Бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный  раздражитель….

 5. Общее состояние переживаний человека…

Список терминов команде №2

 1. Бескорыстная забота о благе других люде…

 2.Авторитетный человек ….  

 3. Устойчивое ощущение своей ущербности …

 4. Человек как общественное существо, как продукт развития общества…  

 5. Каждый отдельно взятый человек…….

Список использованной литературы

1.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, - 9-е изд., испр.и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2007.

2. Хромова  И.С.    Рабочая  тетрадь  по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 7 класс.  -  5-е изд. – М: ООО «ТИД  «Русское  слово – РС», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и повторения по теме "Музыка в нашей жизни" в 10 классе

Конспект урока можно использовать при обобщении и повторении темы "Музыка в нашей жизни" по учебнику Биболетовой . в 10классе....

Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Урок обобщения и повторения по  теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"...

Урок обобщения и повторения по географии в 10 классе по теме "НТР и МХ"

Урок обобщения и повторения по теме по географии в 10 классе  "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"...

Синтаксис и культура речи. Повторение. (Урок обобщения и систематизации изученного.) 11 класс.

Урок проводится в 11 классе на этапе систематического повторения изученного за курс средней школы. Он позволяет привести в систему знания по указанной теме, использовать их при решении практических ли...

Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"

Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"...

Презентация к уроку обобщения и повторения материала 6 класса

Презентация  к уроку обощения и повторения материала 6 класса, проводимому кв форме игры "Морской бой"...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...