Обобщение и повторение по теме «Имя существительное» 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

 

          Данный урок закрепляет знания обучающихся об имени существительном. Использование игрового материала помогает развивать познавательную активность детей.  Предусмотрена дифференциация заданий, для групповой и индивидуальной работы взяты интерактивные тесты из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshchenie_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

                                     Вакутина Светлана Витальевна,

учитель русского языка и литературы   высшей квалификационной категории

 МБОУ «ООШ № 39» г. Кемерово

Класс: 6 класс.

Предмет: русский язык.   Программа  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

Тип урока: урок обобщения  полученных знаний

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;

2) продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, формировать орфографическую зоркость;

3) воспитывать  интерес к изучению русского языка, любознательность, познавательную активность.

Оборудование:  

1.  Компьютер для использования заданий из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, ноутбук с проектором, презентация к уроку;

2. Задания для групповой работы;

3Раздаточные листы с индивидуальным заданием

                                                             Ход урока

                         « Существительное – дирижёр грамматического    

                                                             оркестра»                                          В.Ветвицкий

1. Организационный момент.  Сообщение темы и цели урока.  Слово учителя. 3 мин        

Работа с эпиграфом.  (Слайд № 2)           Как вы понимаете смысл эпиграфа?

2.  Путешествие в город Слованск                                                                     4 мин

     Предлагаю вам мысленно перенестись в сказочный город Слованск,                      ( слайд № 3) жители которого строят Дом Дружбы, где все они будут жить в мире и согласии, но сейчас наступили трудные времена для жителей города.

     «На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.

     Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища.   И перешли слованцы в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! И Дом Дружбы достроен».      [ 1 ]

Работа по тексту.

1) За что сражались жители Слованска?

2) Какие два главных сокровища они защищали?

3) В чём смысл сказки?

Давайте, ребята, поможем слованцам своей грамотностью, своими знаниями защитить и сберечь речь и мысль.

 3. Разминка.                                                                                                            7 мин

а) синтаксическая   (синтаксический разбор предложения)

 Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.     Найти изобразительные средства в данном предложении  (эпитеты: пушистые, ослепительный; олицетворение: земля одевается в наряд)  (Слайд № 4)

б) орфоэпическая разминка (Слайд № 5)

Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией?

Прочитайте. Поставьте правильно ударение в выделенных словах.

  1. Ты мне завтра ПОЗВОНИШЬ?
  2. ТОРТЫ были свежие.
  3. Девочки связали красивые ШАРФЫ.

     4. Задание нужно выполнить в третьем КВАРТАЛЕ. 

в)  фонетическая разминка  (Слайд № 6, 7)

Прочитайте слова с обратной стороны,  подумайте, какие новые слова

получатся.

1 группа: лоб, кот

2 группа: лей, лёд

Проверяем выполнение задания

1 группа: лоб [л о п] – пол              кот [к о т] – ток

2 группа:  лей [л’ э й] – ель              лёд [л’ о т] – толь

Дополнительное задание  ( Слайд № 8, 9)

Какие слова произносятся так?               [г р у с’ т’]    

Ответ:  ГРУСТЬ и ГРУЗДЬ

4.  Вспомним определение имени существительного, его морфологические признаки.  Работа с карточками. ( Дифференцированная работа в группах) (Слайд № 10)                                                                                                         5 мин

1 группа     Выпишите только те слова, которые являются существительными

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.


2 группа   Из предложенных слов выпишите существительные

а) разносклоняемые;    б) несклоняемые;    в) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя


5. Не с существительными                                                                                     5 мин

Прослушайте стихотворения, какая неточность допущена в нём?

Побывал я однажды в стране,                            И, виляя хвостом уклюже,

Где исчезла частица НЕ.                                     Пробегала пролазные лужи.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:                      Мне навстречу без всякого страха

Что за лепое положение!                                     Шёл умытый, причёсанный ряха.

Но кругом было тихо-тихо,                                А за ряхой по травке свежей

И кругом была разбериха,                                 Шли суразный дотёпа и вежа.

И на взрачной клумбе у будки                           И навстречу всем утром рано

Голубые цвели забудки.                                      Улыбалась Царевна Смеяна.

И погода стояла настная,                                     Очень жаль, что только во сне

И гуляла собака счастная,                                   Есть страна без частицы НЕ.     [ 2 ]    

     При повторном чтении обучающиеся выписывают слова с НЕ, определяют, чем является НЕ – только ли частицей, как говорится в стихотворении. НЕ может быть и частью корня, и приставкой.

Индивидуальная работа: интерактивный тест  «Не с существительными» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов         [ 7 ]    

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f48a8c2d-1836-4776-88c8-056fa777dfaf/index_listing.html

6.  Физминутка   под  «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»  2 м

[ 6 ]              http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a1c3180-0c27-ccb9-5570-d20a99441fb3/Chaikovskii.Balet_Shelkunchik.19.Vals_cvetov_Pa-de-de.mp3   Слайд №11

7. Вспомним, какого рода бывают имена существительные ( женского, мужского, среднего, общего) и выполним задание по группам                                           4 мин  

 Род существительного   ( Слайд № 12)

Найдите четвертое «лишнее»

1 группа

1) Какао, пальто, шоссе, кофе

2) Носок, мозоль, георгин, помидор

3) Глупость, мудрость, печаль, голубь

2 группа

1) Кафе, какаду, кашне, кино

2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль

3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

 8.  Несклоняемые существительные                                                                     5 мин

Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано по утру                                           Вот сидим мы с ним в кине

С другом сели мы в метру                                 Без пальта и без кашне,

И поехали в метре                                              А вернее, я и ты

Фильм смотреть о кенгуре.                                Без кашна и без пальты.        [ 5 ]    

Определите род несклоняемых существительных   ( Слайд № 13)

1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби,

3) полноводн… Конго,

4) солнечн… Тбилиси,

5) глубок... Онтарио

Работа в паре. Выполнение   интерактивного теста «Род существительных» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/696034f4-ac36-44b7-a974-1238524e03d8/index_listing.html   [ 8 ]    

9. Правописание суффиксов существительных –ЧИК- и –ЩИК-  (Слайд № 14, 15)   Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов –чик-, -щик-.                                                                   5 мин

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.              [ 4 ]

10. Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву   (Слайд № 16)                  3 мин

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»

     Евстигнеева спросили:

    - Как вы думаете, он сможет стать артистом?

     - На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

     Он берет ручку и пишет всего одно слово:

    - НИКАДА!                    [ 3 ]

       Почему так ответил Евстигнеев?      

Все вместе приходим к следующему выводу. Едва ли шестиклассник, допускающий так много ошибок, может стать актером: во-первых, он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов; во-вторых, он плохо учится, значит, у него нет силы воли, а ведь труд актера требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е. Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.         

      11. Подведение итогов урока  (Слайд № 17)                                                            2 мин

  Как вы думаете, мы смогли  помочь жителям Слованска в борьбе с неграмотностью? А   чем именно мы помогли?

  Домашнее задание дифференцированное (Для 1-й группы: написать рассказ (если   затрудняетесь, то отдельные предложения) с несклоняемыми существительными; для 2-й  группы: написать своё продолжение сказки о жителях Слованска)

Список использованной литературы

1.  Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д.  Уроки русского языка в 5 классе [Текст] : Кн. для учителя : Из опыта работы / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим - М: Просвещение, 1991

2.   Заходер Б.В.,  Избранное [Текст] / Б.В.Заходер. - М. : Детская литература,  2003.

3.   Севостьянова, Т.И. Клуб знатоков: Фонетический турнир   / Т.И. Севостьянова//

      Русский язык в школе. – 2005. - №3

      4. Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день [Текст]: рабочая тетрадь по русскому

      языку для учащихся 6 класса/ Т.Ю.Угроватова. – М: Владос, 2007

5. Хайт А.И., Радионяня. Веселая грамматика [Текст] / А.И. Хайт – М: Детская литература,  2002

6.  Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a1c3180-0c27-ccb9-5570-d20a99441fb3/Chaikovskii.Balet_Shelkunchik.19.Vals_cvetov_Pa-de-de.mp3

7. Интерактивный тест  «Не с существительными» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f48a8c2d-1836-4776-88c8-056fa777dfaf/index_listing.html

8.  Интерактивный тест «Род существительных» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/696034f4-ac36-44b7-a974-1238524e03d8/index_listing.html

     

     

План урока.

1. Организационный момент                                                                              3 мин

2. Путешествие в сказочный город Слованск                                                  4 мин

3. Разминка (синтаксическая, орфоэпическая, фонетическая)                      7 мин

4.   Работа с карточками. ( Дифференцированная работа в группах)          5 мин

5. Не с существительными                                                                                   5 мин

6.  Физминутка                                                                                                      2 мин

7. Род существительного                                                                                      4 мин

8. Несклоняемые существительные                                                                    5 мин

9. Правописание суффиксов существительных –ЧИК- и –ЩИК-                  5 мин

10. Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву                                        3 мин

11. Подведение итогов урока. Дифференцированное домашнее задание     2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме: "Имя существительное". 5-й класс

Обобщение знаний по теме: "Имя существительное", отработка навыка морфологического разбора имени существительного...

Урок-повторение по теме "Имя существительное" в 5 классе

План-конспект урока по русскому языку в 5 классеПовторение изученного по теме «Имя существительное». Систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по да...

Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией

Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Имя существительное"

Заключительный урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Имя существительное" Дидактическая цель: обобщение и систематизация  теоретических знаний об имени с...

Обобщение и повторение по теме "Причастие" 7 класс

Методическая разработка "Обобщение и повторение по теме "Причастие", 7 класс" представляет собой текст, посвященный 200-летию Ф.М.Достоевского с грамматическими заданиями и разбора...

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»

Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.  Урок  в контексте требований ФГ...

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

В игровой форме повторить все об имени существительном. Узнать, что называется функциональной грамотностью....