Рабочая программа по русскому языку (10-11 классы)
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, учебной программы по русскому языку для 10-11 классов Гольцовой Н.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов. | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Среднее (полное) общее образование, 10-11 классы
Русский язык
Автор / Разработчик:
Лысункина Валентина Дмитриевна
2020-2021 учебный год
г. Москва
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, учебной программы по русскому языку для 10-11 классов Гольцовой Н.Г.
При изучении программы используется методический комплекс:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017
2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений, и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. В связи с этим программа предусматривает обучение знаниям о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка по данной программе в том числе рассчитано на одаренных и мотивированных на получение более глубоких лингвистических знаний учащихся, оно обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Программа нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации метапредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель отводит занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа изучения русского языка реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
На изучение предмета отводится в 10 классе 68 часов (2 часа в неделю) в связи с 34 учебными неделями, в 11 классе 66 часов (2 часа в неделю) в связи с 33 учебными неделями.
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту.
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: задания с кратким/развернутым ответом, тестовые работы, комплексный анализ текста, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании, написание сочинений разных типов.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
Личностные результаты освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения выпускниками средней школы курса русского языка:
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание
10 класс
68 часов (2 часа в неделю)
Введение. Слово о русском языке – 1 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Основные термины и понятия:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира.
Лексика. Фразеология – 4 часа
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Основные термины и понятия:
Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей
Фонетика. Графика. Орфоэпия – 3 часа
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Самостоятельная работа «Фонетический разбор слов»
Основные термины и понятия:
Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование – 4 часа
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Самостоятельная работа «Морфемный и словообразовательный анализ слов»
Основные термины и понятия:
Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.
Задания с кратким/развернутым ответом
Морфология и орфография – 12 часов
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на -З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Основные термины и понятия:
Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.
Задания с кратким/развернутым ответом
Части речи. Имя существительное – 5 часов
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Основные термины и понятия:
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.
Задания с кратким/развернутым ответом
Части речи. Имя прилагательное – 5 часов
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное
Задания с кратким/развернутым ответом
Основные термины и понятия:
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.
Задания с кратким/развернутым ответом
Части речи. Имя числительное – 4 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Самостоятельная работа «Употребление и правописание числительных»
Основные термины и понятия:
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.
Части речи. Местоимение – 2 часа
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Самостоятельная работа «Правописание местоимений» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.
Части речи. Глагол – 7 часов
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Основные термины и понятия:
Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.
Задания с кратким/развернутым ответом
Части речи. Причастие – 4 часа
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Самостоятельная работа «Правописание причастий» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.
Части речи. Деепричастие – 4 часа
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Самостоятельная работа «Правописание деепричастий» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.
Части речи. Наречие – 4 часа
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Основные термины и понятия:
Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.
Задания с кратким/развернутым ответом
Служебные части речи – 7 часов
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Основные термины и понятия:
Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова
Задания с кратким/развернутым ответом
Развитие речи – 4 часа
Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи. Словарные пометы. Строение словарной статьи многозначного слова. Работа с различными видами словарей. Тема. Главная мысль. Ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Понятие о плане. Составление плана. Тематический конспект. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Основные термины и понятия:
Устная и письменная формы речи. Речевая ошибка. Нормы литературного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, орфографические, морфологические, синтаксические, пунктуационные, стилистические. Качества речи. Словарная статья. Тема текста. Главная мысль текста и мини текста. План. Конспект. Аннотация. Рецензия.
Содержание
11 класс
66 часов (2 часа в неделю)
Раздел I. Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 6 часов
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Задания с кратким/развернутым ответом
Раздел II. Синтаксис и пунктуация – 6 часов
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Основные термины и понятия:
Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.
Задания с кратким/развернутым ответом
Раздел III. Словосочетание - 4 часа
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Основные термины и понятия:
Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Задания с кратким/развернутым ответом
Раздел IV. Предложение - 2 часа
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Основные термины и понятия:
Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Задания с кратким/развернутым ответом
Раздел V. Простое неосложненное предложение - 2 часа
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Задания с кратким/развернутым ответом
Основные термины и понятия:
Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.
Раздел VI. Простое осложненное предложение - 8 часов
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Задания с кратким/развернутым ответом
Основные термины и понятия:
Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.
Раздел VII. Сложное предложение - 18 часов
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Задания с кратким/развернутым ответом
Основные термины и понятия:
Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.
Раздел VIII. Предложения с чужой речью – 4 часа
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Задания с кратким/развернутым ответом
Основные термины и понятия:
Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.
Раздел IX. Употребление знаков препинания - 4 часа
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Основные термины и понятия:
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.
Раздел X. Культура речи - 8 часов
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Основные термины и понятия:
Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.
Задания с кратким/развернутым ответом
Раздел XI. Стилистика - 4 часа
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Основные термины и понятия:
Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь,
Задания с кратким/развернутым ответом
Раздел XII. Из истории русского языкознания – 2 часа
М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.
Основные термины и понятия:
Языкознание, филологическая наука, исследование проблем филологии, грамматика русского языка, основоположник сравнительно-исторического метода, искусствовед, палеограф, русская лексикография, «Толковый словарь русского языка», русская диалектология, языковед.
Задания с кратким/развернутым ответом
Тематическое планирование с определением видов деятельности учащихся 10 класс
№ | Тема | Элементы содержания | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Введение. Слово о русском языке | Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. | 1 | Конспектирование статьи учебника |
2 | Повторение изученного Лексика. Фразеология. Лексикогра-фия | Типичные ошибки, допускаемые в ЕГЭ Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | Составление рейтинга собственных затруднений Практикум по редактированию предложений с лексическими ошибками |
3 | Изобразитель-но-выразительные средства русского языка | Прямое и переносное значение слова. Эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Роль средств выразительности в художественном тексте | 1 | Тестовые задания 26 ЕГЭ |
4 | Омонимы. Паронимы. Синонимы, антонимы и их употребление. | Использование лексических средств в тексте публицистического стиля | 1 | Тестовые задания 6 ЕГЭ |
5 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | Уместность употребления общеупотребительной лексики и жаргонизмов в речи | 1 | Тестовые задания 7 |
6 | Фразеология. Фразеологичес-кие единицы и их употребление. | Роль устойчивых сочетаний в предложении. Их омонимичность. Использование в текстах разного стиля | 1 | Задания 5 ЕГЭ |
7 | Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки и буквы. | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Самостоятельная работа «Фонетический разбор слов» Основные термины и понятия: Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение. Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение. | 1 | Фонетический разбор слов Запись слов в транскрипции |
8 | Фонетический разбор слова. Чередование звуков. | Порядок фонетического разбора. Произношение буквосочетаний Особенности чередования звуков в русском языке. Понятие о беглых гласных (повторение) | 1 | Практикум по фонетическому разбору слов. Тест Составление таблицы чередований звуков |
9 | Контрольная работа | Итог работы по теме «Фонетика» | 1 | Задания с кратким/развернутым ответом |
10 | Морфемика и словообразова-ние | Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс. | 1 | Разбор слов по составу, словообразовательный анализ |
11 | Морфемный анализ слова | Состав слова. Лексическое значение суффиксов и приставок. Однокоренные слова. Формы слова | 1 | Синтаксическая разминка. Разбор слов по составу. |
12 | Способы словообразования в русском языке | Морфологические и неморфологические способы образования слов. Формообразующий аффикс. | 1 | Лексическая разминка. Словообразовательный разбор слов. |
13 | Формообразование. Основные способы образования грамматичес-ких форм в русском языке. | Изменение слов с учетом принадлежности к определенной части. Окончания склоняемых, спрягаемых слов. | 1 | Самостоятельная работа «Морфемный и словообразовательный анализ слов» |
14 | Морфология и орфография | Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. | 1 | Работа по алгоритму: определение части речи с учетом вопросов алгоритма |
15 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Работа по алгоритму для отработки правила. Задание 9 ЕГЭ |
15 | Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. | Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах | 1 | Орфографическая разминка. Работа по алгоритму. Задание 11 ЕГЭ |
16 | Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. | Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Чередование согласных звуков. | 1 | Выполнение практических упражнений из учебника |
17 | Правописание непроизноси-мых и двойных согласных на стыке морфем. | Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Чередование согласных звуков. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на -З-, -С | 1 | Работа по алгоритму |
18 | Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. | Гласные в приставках, зависящие от ударения Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. | 1 | Работа по алгоритму |
19 | Правописание гласных И и Ы после приставок. | Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок МЕЖ-, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) | 1 | Орфоэпическая разминка. Работа по алгоритму. Задание 10 ЕГЭ |
20 | Употребление Ъ и Ь. | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. | 1 | Работа по алгоритму для отработки написания Ь, Ъ |
21 | Контрольная работа | Итог повторения темы | 1 | Задания с кратким/развернутым ответом |
22 | Тест «Правописание приставок» | Итог повторения темы «Правописание приставок» | 1 | Тест |
23 | Части речи. Имя существитель-ное | Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.
| 1 | Орфографическая разминка. Выполнение упражнений из учебника |
24 | Падежные окончания И-Е у существитель-ных 1,2,3 склонения. | Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. | 1 | Практикум по написанию окончаний имен существительных |
25 | Гласные в суффиксах имен существитель-ных. | Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, - | 1 | Работа по алгоритму. Задание 11 ЕГЭ |
26 | Правописание сложных имен существительн-ых. | Слитное, дефисное написание сложных имен существительных. | 1 | Практический тренинг |
27 | Контрольная работа | Итог изучения темы «Имя существительное» | 1 | Задания с кратким/развернутым ответом |
28 | Части речи. Имя прилагательное Разряды имен прилагатель-ных. Особенности образования прилагатель-ных. | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное. | 1 | Работа с конспектом: устный рассказ. Практикум по упражнениям из учебника |
29 | Правописание окончаний имен прилагатель-ных. | Правописание окончаний имен прилагательных. Написание окончаний имен прилагательных с учетом вариативности. | 1 | Работа с обобщающей таблицей. Практикум по упражнениям из учебника. Практикум по отработке написания окончаний имен прилагательных на основе дополнительных заданий |
30 | Правописание суффиксов имен прилагатель-ных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагатель-ных. | Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное. | 1 | Синтаксическая разминка. Практикум по алгоритму. Практический тренинг по упражнениям из учебника. Задания 15 ЕГЭ. |
31 | Правописание сложных имен прилагатель-ных | Слитное, дефисное написание сложных имен прилагательных. | 1 | Работа по конспекту. Рассказ о написании по конспекту. Практикум по отработке написания. |
32 | Контрольная работа | Итог изучения темы | 1 | Задания с кратким / развернутым ответом |
33 | Части речи. Имя числительное | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные. | 1 | Самостоятельная работа с материалом учебника: составление плана высказывания, алгоритма. |
34 | Лексико-грамматичес-кие разряды имен числительных | Имена числительные количественные (дробные, целые, собирательные), порядковые | 1 | Устное высказывание по конспекту. Практикум по определению разряда числительного. |
35 | Склонение и правописание имен числительных | Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных. | 1 | Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении в речи числительных |
36 | Употребление имен числительных в речи | Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных. | 1 | Практикум по упражнениям из учебника |
37 | Самостоятель-ная работа «Употребление и правописание числительных» | Итог изучения темы «Имя числительное» | 1 | Тест |
38 | Части речи. Местоимение Морфологиче-ские особенности местоимений. | Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. . История возникновения местоимений. Особенности как части речи. Морфологические особенности местоимений | 1 | Работа с конспектом: рассказ о местоимении, использование местоимений в тексте, определение разрядов Склонение местоимений. |
39 | Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений. | Употребление местоимений в речи. Речевые ошибки с местоимениями. Правильное употребление форм местоимений в устной и письменной речи. Уместность употребления местоимений. Из роль в предложении | 1 | Редактирование предложений с ошибками в употреблении местоимений Самостоятельная работа «Правописание местоимений. Задание 25 ЕГЭ |
40 | Части речи. Глагол | Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы | 1 | Работа с обобщающей таблицей |
41 | Глагол как часть речи. | Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. | 1 | Работа с конспектом. Практикум по определению категорий глагола |
42 | Спряжение глаголов. | Спряжение глаголов. Окончания глаголов 1, 2 спряжений. Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Практикум по написанию окончаний глаголов |
43 | Морфологический разбор глагола. | Морфологический разбор глагола. План разбора. | 1 | Лексическая разминка. Морфологический разбор глагола |
44 | Правописание глаголов. | Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов. | 1 | Синтаксическая разминка. Работа по алгоритму. |
45 | Контрольная работа | Итог изучения темы «Глагол» | 1 | Задания с кратким/развернутым ответом |
46 | Причастие как часть речи Правописание суффиксов причастий. | Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. | 1 | Морфологический разбор причастия. Работа с конспектом Орфографическая разминка. Практикум по написанию суффиксов причастий |
47 | Правописание окончаний и суффиксов причастий. | Правописание окончаний и суффиксов причастий. | 1 | Синтаксическая разминка. Работа по алгоритму |
48 | Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагатель-ных. | Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | Самостоятельная работа «Правописание причастий» с использова-нием тестов ЕГЭ |
49 | Контрольная работа | Итог изучения темы «Причастие» | 1 | Задания с кратким / развернутым ответом |
50 | Деепричастие как часть речи | Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. | 1 | Работа с конспектом. Заполнение сопоставительной таблицы «Общие и отличительные признаки причастия и деепричастия» |
51 | Образование деепричастий несовершенно-го вида. Образование деепричастий совершенного вида. | Образование деепричастий несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида, значение деепричастий Образование деепричастий совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида, значение их | 1 | Работа с обобщающей таблицей. Упражнения учебника на образование деепричастий Работа с конспектом «Образование деепричастий». Задание 8 ЕГЭ |
52 | Морфологический разбор деепричастий. | Морфологический разбор деепричастий. | 1 | Практикум по разбору деепричастий |
53 | Самостоятельная работа «Правописание деепричастий» | Итог изучения темы «Деепричастие» | 1 | Задания 8 ЕГЭ |
54 | Части речи. Наречие, слова категории состояния. Образование степеней сравнения наречия. | Отличительные признаки наречия. Сопоставление наречий и слов категории состояния Образование степеней сравнения наречия. | 1 | Работа с обобщающей таблицей «Части речи». Редактирование предложений с ошибками в образовании степеней сравнения наречий |
55 | Правописание наречий. | Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. | 1 | Синтаксическая разминка. Конспект по написанию наречий. |
56 | Степени сравнения слов категории состояния. | Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния | 1 | Редактирование предложений с грамматическими ошибками |
57 | Контрольная работа | Итог изучения темы «Наречие» | 1 | Задания с кратким/развернутым ответом |
58 | Служебные части речи. Предлог как служебная | Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. | 1 | Синтаксическая разминка. Работа с конспектом по теме «Предлог» |
59 | Правописание предлогов. | Слитное, дефисное, раздельное написание. | 1 | Задание 14 ЕГЭ |
60 | Союз как служебная часть речи. | Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). | 1 | Работа с обобщающей таблицей. Практикум по написанию производных предлогов |
61 | Правописание союзов. | Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. | 1 | Синтаксическая разминка. Задание 14 ЕГЭ |
62 | Частица как часть речи. | Функции частиц в речи. Разряды частиц. | 1 | Орфографическая разминка. Работа с конспектом по теме «Частица». |
63 | Правописание частиц. | Раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. | 1 | Лексическая разминка. Работа с конспектом. |
64 | Контрольная работа | Итог изучения темы «Частица» | 1 | Задания с кратким/развернутым ответом |
65 | Развитие речи. Повторение | Структура сочинения-рассуждения. План сочинения. Способы комментирования текста | 4 | Сочинение-рассуждение |
Итого | 68 | Контрольных работ: 8 |
Тематическое планирование с определением видов деятельности
11класс
№ | Тема | Содержание материала | Всего часов | Виды деятельности |
1 | Повторение, изученного в 5-9 классах | Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии | 6 | Морфемный разбор слов. Объяснительный диктант. Работа с заданием 5 ЕГЭ. Задания с кратким/развернутым ответом |
2 | Синтаксис и пунктуация | Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ | 4 | Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Пунктуационный разбор предложений из упражнений учебника. Задание 16 ЕГЭ. Задания с кратким/развернутым ответом |
3 | Словосочетание | Классификация словосочетаний Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания | 4 | Синтаксический разбор словосочетаний. Задание 8 ЕГЭ. Задания с кратким / развернутым ответом |
4 | Предложение | Понятие о предложении Основные признаки предложения Классификация предложений Предложения простые и сложные | 2 | Пунктуационный анализ предложений их упражнений учебника. Задание 19 ЕГЭ. Задания с кратким / развернутым ответом |
5 | Простое неосложненное предложение | Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения Тире между подлежащим и сказуемым Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире Порядок слов в простом предложении. Инверсия Синонимия разных типов простого предложения | 2 | Практикум по характеристике предложений. Сопоставительный анализ односоставных предложений и двусоставных неполных. Работа по алгоритму. Задание 20 ЕГЭ. Задания с кратким / развернутым ответом |
6 | Простое осложненное предложение | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющи- мися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах | 8 | Работа с упражнениями учебника. Практикум по способам осложнения простого предложения. Задания 16, 17 ЕГЭ. Задания с кратким / развернутым ответом |
7 | Сложное предложение | Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения. | 16 | Практикум по постановке знаков препинания в сложном предложении. Определение роли знаков в предложении. Задания 19, 21 ЕГЭ. Задания с кратким / развернутым ответом |
8 | Предложения с чужой речью | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. | 4 | Работа с алгоритмом. Практикум по оформлению цитат. Задание 8 ЕГЭ. |
9 | Контрольная работа | Употребление знаков препинания | 4 | Тест: задание 20 ЕГЭ. Задания с кратким / развернутым ответом |
10 | Культура речи, обобщение и повторение | Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические Орфографические и пунктуационные нормы Речевая ошибка | 8 | Задания 3-5 ЕГЭ. Редактирование предложений с ошибками. Задания с кратким / развернутым ответом |
11 | Стилистика | Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров | 4 | Задание 23 ЕГЭ. Редактирование текстов. Представление стилей и типов речи. Задания с кратким / развернутым ответом |
12 | Из истории русского языкознания | Из истории русского языкознания | 2 | Устные выступления с докладами. Задания с кратким / развернутым ответом |
Резервные часы | 2 | |||
Итого | 66 | Контрольных работ: 11 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-теоретические материалы:
- Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М, Просвещение, 2015
- Гольцова Н.Г.,Шамшин И.В. Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017
- Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2015
Учебно-практические материалы:
- Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. / И. Миловидова. М.: ООО «Айрис», 2015
- Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2016
- Единый государственный экзамен 2017: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2017
Учебно-справочные материалы:
- Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева, К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е издание - М.: Дрофа, 2015
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 2013
- Словари разных типов: орфографический, словообразовательный, синонимов, антонимов, омонимов и т.д. (издания последних лет).
Список литературы
- Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. «Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина)» - М.: Вако, 2015
- Гольцова Н.Г. Мищерина М.А.Тематическое и поурочное планироваие «Русский язык. 10-11 классы»: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015
- Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2015
- Современный русский язык. Учебник для вузов \ Под редакцией Д.Э.Розенталя – М.: Высшая школа, 2017
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017г.
- Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М, Просвещение, 2015
- Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2016
- Единый государственный экзамен 2010: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2016
- infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...