Обособление приложений
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку на тему: «Обособление приложений.»
8 «ж»
Подготовила Асельдерова Б.А.,
Дата проведения:9.03.2018г. русского языка и литературы
Цель: дать понятие о приложении, способах его обособления в предложениях;
закрепить знаний по изученной теме, выяснение роли обособленных определений в тексте;
Развивать навыки обособления приложений.
Воспитывать культуру речи.
Оборудование: раздаточный материал;
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами повторения предыдущего материала.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, поисковый, творческий
Ход урока
I.Организационный . момент
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания. Какое у вас настроение? Посмотрите на картинки, какая из них соответствует вашему настроению? 1 мин
1.Проверка домашнего задания :взаимопроверка.
2.Тест. Ученики отвечают одним словом: «да» или «нет. 1 мин.
- Все второстепенные члены предложения обособляются.(да)
- Определения обособляются, если выражены прилагательными с зависимыми словами и стоят после определяемого слова.(да)
- Обособляются обстоятельства, выраженные фразеологизмами. (нет)
- Не обособляется определение, которое относится к личному местоимению. (нет)
- Не обособляется определение, выраженное причастным оборотом, если стоит после определяемого слова. (нет).
II.Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся. 1 мин.
В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н. Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение» (с. 572). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля к нему приводится следующий ряд: обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению – обобщать. Что же это за слово? (Обособить.)
Сегодня на уроке мы будем тренироваться правильно строить предложения с обособленными членами, а именно с приложениями, без ошибок ставить знаки препинания, выясним, как меняют текст обособленные определения, будем использовать их в своей речи.
-Запишите число и тему урока.
III. Актуализация знаний. 5 мин.
1.Записать предложения, объяснить знаки препинания. Укажите обособленное определение.
( распространенное определение, выраженное причастным оборотом;
распространенное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами);
1)Ночь, тихая и теплая, плыла над землей. (два однородные соглас.опр., стоят после сущ-го))
2) Лес, освещенный солнцем, казался сказочным.(прич.обор.)
3) На окне, серебряном от инея, за ночь расцвели хризантемы.( распрост.прилагат)
4) Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.
В - Мне бы хотелось услышать, как вы понимаете эти слова?
Выслушиваются ответы учеников (Людям, которые ничего не знают о своих корнях, не пользуются опытом предыдущих поколений, зачастую приходится тяжело в жизни…)
5) В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача.
2.Беседа: Повторение сведений об определениях и приложениях 1 мин.
- Какие бывают определения? (согласованные, несогласованные, распространенные, нераспространенные)
Чем они чаще всего выражены? ( прилагательным, причастным оборотом)
IV. Работа над темой урока. 15 мин.
Введение в тему урока.
Приложение. Еще раз обратите внимание на последнее предложение.
Определение, согласованное с определяемым словом, но выраженное существительным -это приложение.
- Может ли быть приложение распространенным?
Работа с таблицей
Цветы какие?
согласованные
определения
согласованные
приложения
несогласованные
нераспростран.
яркие
символы
из сада
распространенные
стоящие
в вазе
символы
жизни
с нежными
лепестками
Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих
1.Работа с учебником стр.162.Таблица упр.253.
-Какими знаками препинания выделяются приложения?
2. Закрепление.
- Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
- Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
- А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
- Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
- Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
- Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
- Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.
Физминутка.
3. Лингвистический эксперимент- слайд №4
- Замените словосочетания с определениями синонимичными словосочетаниями с приложениями.
- Красивая Волга, студент геологического факультета, рыба, похожая на меч, лётчик, испытывающий самолет, чудесная лестница, ковёр, который сам летает, художник, сам научившийся живописи , моряк, работающий под водой.
- Самостоятельная работа с учебником .стр.163.
- Работа в парах.
6.Выборочный диктант.
Задание: из прочитанных предложений выпишите только приложения.
1) Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати.
2) Я старался представить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его сердитым строгим стариком.
3) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.
4) Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах ...
5) Он даже снился мне, этот рояль.
6) Петергоф, пригород Санкт-Петербурга, славится своими садами, парками и фонтанами.
7) Владимир Даль, ровесник и друг Пушкина. по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
8) И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Проверка: читается всё предложение, а затем учеником называется приложение с обязательным добавлением того, что в предложении это приложение обособляется с двух сторон запятыми. Вопросы по орфографии у учащихся.
2. Запись предложения, его синтаксический анализ.
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гении, парадоксов друг,
И случай, бог изобретений.
А. Пушкин
Задание: знаки препинания, характеристика предложения. Его особенность - однородные подлежащие, соединённые повторяющимся союзом и, у трёх подлежащих – обособленные приложения
3. Актуализация знаний. Упр. 275 - сначала внимательно прочитайте задание, в нём правило-инструктаж.
Задание: записать номера предложений в две колонки.
Правильный ответ:
Обособленные приложения - № 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10.
Необособленные приложения - № 1, 7, 9.
Записать по два предложения на каждый пример, объяснить графически, например, над союзом как надписать почему или в качестве.
5. Работа в парах. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?
- Старик охотник заиграл на жалейке.
- Это был худенький юноша, выдумщик и спорщик.
- Течёт Волга- река почти через всю страну.
- Пел свою нехитрую песню медный самовар -инвалид.
- Сумерки, но мы ,дети, ещё на улице.
6.РР Исследовательская работа. Устно.
- Приложение дает второе название предмету. Приложение придает выразительность речи и часто писатели и поэты используют приложения в своих произведениях.
Прочитайте выразительно текст, выделяя интонацией приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.
Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд – остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
Мы с Рагимом лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом. ( М.Горький)
IV. Итог урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ТЕСТ
1. Найдите соответствия:
1) приложение, стоящее после определяемого слова;
2)приложение, относящееся к личному местоимению.
- а) Настало утро, серенькое, тёплое.
- б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
- в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
- д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.
2. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.
3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.
4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по алее сада.
5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.
6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.
Ключ (для учителя): 1) 1б, 2г, .
4) 1, 2, 4, 5.
Рефлексия. ОЦЕНКИ
«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Домашнее задание: правило стр.162-163, упр.255.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)
Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока, его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...
Обособление приложений
Данный материал предназначен для уроков русского языка как при изучение темы "Обособление приложений" в 8 классе, так и для повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Кроме теоретического блока даны...
Обособление приложений
Презентация -практикум для учащихся 11 класса....
Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"
. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...
Обособленные приложения
*1.Систематизировать знания учащихся о приложении как виде определения.*2.Выявить условия обособления и необособления приложений.*3.Развивать умения пунктуационно оформлять предложения с приложениями....
"Обособление приложений": урок русского языка в 8 классе
"Обособление приложений": урок русского языка 8 класс. Учебник Бархударова С. Г....
Обособление приложений
Материал для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Можно использовать при изучении данной темы в 8 классе...