Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Понятие о сложносочинённом предложении»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Асельдерова Барият Абухановна

«Понятие о сложносочинённом предложении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.ssp_.docx78.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

в 9 классе на тему:

«Понятие о сложносочинённом предложении»

Подготовила: Асельдерова  Барият  Абухановна,

учитель русского языка и литературы

                                                                                           п   Новый Хушет, 2019 г.

Дата проведения: 15.10.2019г.

Образовательная цель урока:

создание условий для выяснения усвоения программного материала при изучении темы «Понятие о ССП», отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.

Задачи урока:

  • повторить теоретический материал по темам «Сложное предложение» и «Сложносочинённые предложения»;
  • совершенствовать умение различать сложное предложение и простое предложение, осложненное однородными членами;
  • совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;
  • закрепить теоретический материал по теме «Виды односоставных предложений»

Основные виды учебной деятельностисинтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг.

Особенности роли педагога:

-создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного материала;

-составление задания: формулировка, организация работы в группах, определение критериев и форм оценки работы (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).

Тип урокакомбинированный

Вид урока: практикум

Методы ведения урокаисследовательский, проблемный

Формы организации познавательной деятельностиаудиторная коллективная работа под руководством учителя, работа в группах, самостоятельная индивидуальная работа

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП; использовать ССП как способ избежания синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.

Приобретаемые навыки детей:

* коммуникативные навыки (ведение учебного диалога и полилога, владение монологической речью, способность к открытому эмоциональному общению);

* информационные умения (бегло, выразительно и осознанно читать объёмную информацию);

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

2. Приветствие общий настрой учащихся.,

  Звучит композиция П.И.Чайковского «Времена года» (Октябрь.) На фоне музыки учитель читает стихи.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

(А. Толстой)

- Такие прекрасные строки об осенней сказочной поре были сказаны Алексеем Толстым. А ведь, на самом деле, сейчас волшебная, удивительная пора, которая заглянула к нам в класс, завораживая своими красками.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного попозже.

3. Грамматическая разминка.

- Я хочу, чтобы осень оставила свой отпечаток у вас в тетради. Запишем текст, расставляя знаки препинания.

Закончилось в…сёлое лето, и наступила з…лотая осень. Это в…лшебная и уд…вительная п…ра. Все д…ревья нар…дились в красивые и привл…кательные платья. Каждый листик р…зной, и цв…товая гамма неповторима.

- Правописание какой орфограммы нам нужно вспомнить, записывая данный текст?

- Подчеркните безударную гласную в корне слова.

4. Актуализация знаний.

- Обратите внимание, что общего во всех предложениях? (союз И)

- Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?

- Покажите графически, где однородные члены и сложное предложение.

- Как называются предложения с несколькими грамматическими основами, между которыми стоит союз И?

- То есть получается, что ССП – это… (дети заканчивают фразу)….сложное предложение, предикативные части которого связаны сочинительными союзами.

- Тема нашего сегодняшнего урока, вы догадались, какая? (ССП)

Запишите, пожалуйста, её в тетрадь.

Целеполагание: Какие цели перед собой поставим?

5. Углубление понятия о сложносочинённом предложении.

- У вас на парте лежат осенние листы разного цвета с заданиями. Вспомните, какие средства связи используются в ССП.

•        Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

•        НЕ ТО дым шел от костра, НЕ ТО туман поднимался над осенним болотом.

•        Гром прошел по небу, А тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

Назовите группы сочинительных союзов (соединительные, разделительные, противительные).

Работа в группах.

Изучите 5 предложений, постарайтесь, внимательно вчитываясь и работая в группах с параграфом 10, таблица на стр. 43-44, подготовить связанный ответ о знаках препинания и роли союзов в данных предложениях.

1.        Поэтов вдохновляет величие И красота осени.

2.        Мы с папой гуляли по осеннему саду, И навстречу нам выскочил пёс.

3.        Осенью свежий ветер дует в лицо И легко дышится.

4.        Я, восхищаясь осенью, сочиняю и пишу стихи; И всё вокруг ликует.

5.        Она глядит – И сердце в ней забилось от осеннего ветра.

1.        Практическая работа творческого характера с конструированием ССП

6. Закрепление материала

НА ДОСКЕ (по цепочке к доске)

А) Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения запишите, расставляя знаки препинания. Объясните устно, какие значения передают союзы, связывающие предложения.

1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди. 2) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло. 3) Тихо. Чувствуется приближение грозы. 4) Листок не пошевелится. Птица не пропоёт.

Б) НА ДОСКЕ

Составьте и запишите по образцу сложносочинённые предложения с общим для обоих предложений второстепенным членом.

Образец. В апреле...— В апреле растаял последний снег и запели птицы.

Ранним осенним утром…

После дождя…

В осеннюю ночь…

В октябре…

Осенью…

В) Анимация «Как составить схемы ССП»

Учитель диктует предложения, ученики составляют только схемы (на доске по цепочке)

1) Осенним вечером то  скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

2) Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.

3) Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт.

4) В ветреный день леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком.

5) Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

6) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

7)  Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились.

8) Сердито бился дождь в окно, а ветер дул, печально воя.

8) Презентация. Слайд № 5. 

Учащиеся  записывают  схему в  тетради  для  правил. 

Презентация. Слайд № 6. 

Учащиеся  работают  устно. Называют  предложение и  вид  союза. 

Работа у  доски. Один ученик работает  на доске, остальные в  тетрадях.

Предложение.  Сердито  бился  дождь  в  окно,  и  ветер дул, печально

7. Проверка знаний. Тестирование.

- А сейчас проверим, как вы усвоили понятие ССП.

1. Найдите сочинительный союз:

1) Едва    2) зато    3) словно    4) когда

2. Два простых предложения соединены в одно словом либо. Какое это предложение?

1.        Бессоюзное сложное предложение.

2.        Cложноподчинённое предложение.

3.        Cложносочинённое предложение.

4.        Простое предложение.

3. Найдите сложносочинённое предложение (запятые не расставлены).

1.        Была зима но все последние дни стояла оттепель.

2.        Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся.

3.        Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1.        Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через поле.

2.        За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

3.        В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

5 .  Между частями сложносочиненного предложения стоят знаки

1.        Точка, запятая, тире

2.        Запятая, двоеточие, тире

3.        Запятая, точка с запятой, тире.

Учитель комментирует выполнение заданий.

5. Игра «Доскажи словечко».

1. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: …
(союзным и бессоюзным)
2. Сложные предложения , в которых простые связаны при помощи интонации, называются …
(бессоюзными)
3. Равноправны по смыслу части …
(ССП)
4. Части ССП могут соединяться при помощи союзов …
(сочинительных)
5. Отношения между частями сложносочинённого предложения могут быть… (соединительные, противительные и разделительные)
6. Между частями ССП может и не быть запятых, если …
 (есть общий второстепенный член предложения, общая придаточная часть, предложение вопросительное)
7. Между частями ССП возможна постановка тире, если…неожиданное присоединение или противопоставление

7. Подготовка  к ОГЭ.

8. Рефлексия

Закончите предложения:

Мне было интересно…

Я сегодня понял(а), что …

Для меня было легко…

Для меня было трудно

9. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....