конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
5 класс
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_razrabotki.2.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока.
В конце учебника открываем цветные вклейки. Находим картину «Февральская лазурь». Кто написал эту картину? Что изображено на картине? Как одним словом мы можем обозначить изображённое? Да, это пейзаж. Давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке, какую цель перед собой поставим (подготовиться к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»).
3. Работа по теме урока.
К какому типу речи относится будущее сочинение? (Описание). Что характерно для описания? (В описании говорится о признаках предметов). Чтобы описание было ярким, выразительным, точным, какую часть речи следует использовать? Почему? (Имя прилагательное) Какие средства выразительности помогут нарисовать словесный пейзаж? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении).
Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях картины природы?
Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.
Теперь давайте вспомним, что такое пейзаж?
Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.
Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами или репродукциями.
Рассмотрите репродукцию картины.
Что на ней изображено? Какие образы, изображённые на картине, кажутся вам центральными? Центральный художественный образ – березы.
Какой цвет преобладает? Чем вам понравилась картина?
Как называется картина, написанная И.Э. Грабарём? «Февральская лазурь». Автор в названии указал конкретный месяц. Это февраль
А почему художник назвал эту картину именно так? Что значит «февральская лазурь»? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день)
Что такое лазурь?
Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.
Синонимы:
Лазурный - лазоревый - голубой.
Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.
4. Слово о художнике.
Игорь Эммануилович Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством, любовью к родной земле. «Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И.Э. Грабаря. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.
В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.
5. Беседа по картине.
Рассмотрим репродукцию картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".
– Каково общее впечатление от пейзажа? (Радостное, праздничное).
– Какие чувства вызывает у вас пейзаж?
- Каков замысел художника? О чём эта картина? (Художник передаёт красоту февральского дня). Какими именами прилагательными можно охарактеризовать этот день? (Необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный)
– Что больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).
– Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза)
– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные)
– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?
Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."
–Как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый, сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный)
Теперь давайте посмотрим на небо.
– Есть ли на нём облака?
– Есть ли на картине художник солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет)
– Какого цвета небо вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое)
– Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона)
– Почему автор изобразил задний план в тёмных, холодных тонах? (На заднем плане - царство зимы. Солнце не проникает в чащу)
На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.
6 Лексическая работа.
Подбор синонимы:
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.
7. Работа над композицией сочинения. Давайте составим примерный план сочинения.
Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся в словесной форме передать настроение автора, его мысли.
Прежде чем начать работать, определим каков тип текста? (Описание)
Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение).
О чём можно написать во вступлении? (Немного о художнике, о его картинах, о том, какой теме посвящена картина «Февральскую лазурь»). Как можно озаглавить этот пункт плана? (Варианты предлагают обучающиеся).
Что собой представляет основная часть? О чём нужно написать в этой части? (Описание солнечного февральского утра, неба, снега, дать описание берёз).
О чём можно рассказать в заключении? (О своём отношении к картине, о том, что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы).
Попробуйте составить план сочинения.
План.
- Картина.
- Февральское утро.
- Красивые берёзы.
- Тени на снегу.
- Моё отношение к картине.
8. Итог урока.
Постарайтесь в своём сочинении описать картину так, чтобы можно было мысленно представить «Февральскую лазурь», почувствовать красоту русского пейзажа, ощутить ту радость, которую сумел передать художник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению-рассказу по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!" 5 класс
Урок прводится в 5 классе. Учащиеся знакомятся с особенностями построения рассказа, работают над его составлением, анализируют жанровую картину. Урок носит интегрированный характер....
Урок русского в 5 классе_Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»
Урок разработан в целях подготовки обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»....
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"
Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»Цели деятельности учителя: развитие речи в ходе подготовки и написания сочинения; совер...