Урок по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению-рассказу по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок прводится в 5 классе. Учащиеся знакомятся с особенностями построения рассказа, работают над его составлением, анализируют жанровую картину. Урок носит интегрированный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по развитию речи. 5класс. | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ
НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ –
РАССКАЗУ ПО КАРТИНЕ Ф.П.РЕШЕТНИКОВА
«ОПЯТЬ ДВОЙКА!».
Учитель: Варнина Н.А.
ЦЕЛИ: -подготовить учащихся к написанию сочинения-рассказа по картине
Ф.П.Решетникова «Опять двойка»;
-познакомить учащихся с особенностями построения сочинения-
рассказа по картине;
- обогатить словарный запас учащихся;
-работать над развитием коммуникативных и творческих
способностей учащихся.
Оборудование: репродукции картин Ф.П.Решетникова «Опять двойка»,
«Приехал на каникулы».
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
Ребята, у всех вас в школе есть любимый предмет. Но у каждого он свой. А вот в отношении любимых оценок все однозначно, пятерки любят все, двойкам не радуется никто. Особенно тяжело, когда двойки «сыпятся» одна за другой. Сегодня мы с вами как раз и поговорим о мальчике, который «опять» получил двойку. Такого мальчика изобразил на своей картине художник Ф.П.Решетников.
На сегодняшнем уроке, ребята, мы должны подготовиться к сочинению по этой картине. Это будет сочинение-рассказ. Для этого мы должны:
-рассмотреть картину, побеседовать о ее героях;
-вспомнить: что такое рассказ, особенности его построения;
-вспомнить: что такое сюжет;
-составить план к нашему рассказу.
Известный художник Ф.П.Решетников (родился в 1906 году) с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами художник был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети.
Мысль написать картину, с которой мы с вами сегодня познакомимся, родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил написать об этом картину.
2. Беседа по картине.
- Посмотрите на картину и определите ее жанр. (Жанр - сюжетно-тематическая, бытовая.)
- Почему эта картина бытовая? (На ней изображена сцена из бытовой жизни.)
-Сам художник так описывает своего героя: «Светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза…».
- Узнали героя? Действительно ли художник изображает его таким же, как и описывает? (Да,мальчик такой же, как описал его художник.)
-Кто изображен на картине?(Мальчик, его мама, сестра, младший брат, собака.)
-Давайте дадим героям картины имена.
-Кто является главным героем картины? (Мальчик.)
-С помощью каких средств художник показал, что ученик – главный герой картины?(Школьник изображен на переднем плане картины. Все присутствующие: мать, старшая сестра, братишка- смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя.)
-Как вы думаете, сколько лет мальчику?(9-10 лет)
-Как вы думаете, мальчик получил двойку в первый раз или нет?(Нет. Двойка для него обычное дело.)
-Почему вы сделали такой вывод?(По его внешнему виду.)
-Какие бы слова вы подобрали для описания внешнего облика, одежды мальчика? (У мальчика круглое, раскрасневшееся от мороза лицо. Мокрые волосы говорят о том, что он гулял, катался на коньках. Получил двойку и все-таки не поторопился домой, а побежал с ребятами на каток. На нем видавшее виды пальто. Мальчик неаккуратный, неопрятный.)
-Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?( Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит , опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, он вот-вот расплачется.)
-О чем говорит его «бывалый» портфель?(Старый, потрепанный, весь в трещинах, небрежно перевязан веревкой. Из портфеля торчат коньки. Они и стали причиной двойки.)
-Как относятся к появлению школьника сестра и мать?(Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он опять принес двойку. Особенно огорчилась мать.)
-Как художник показал огорчение матери?(Мать сидит на стуле, стиснув до боли. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние.)
-Опишите одежду матери.(Розовая кофта, красный фартук, который привлекает наше внимание.)
-Случайно ли такое описание матери?(Нет. Художник хотел привлечь наше внимание к матери мальчика.)
-Что выражает взгляд и поза сестры?(Осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, внимательно смотрит на брата.)
-Как встречает мальчика младший брат?(Он занят своей игрой, смотрит на него с любопытством, улыбается. Он еще не знает, как плохо получать двойки.)
-Встречает ли кто-то героя с радостью?(Пес с радостным визгом бросился навстречу хозяину. Но тот так огорчен, что не замечает свою любимую собаку.)
-Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?(Да. Это видно по домашней обстановке.)
-Что ему мешает?(Расхлябанность и неорганизованность мальчика, его лень.)
-Какие чувства испытывает мальчик?( Ему стыдно.)
-Перед кем ему стыдно?(Перед мамой.)
-Понравилась ли вам эта картина? Чем она вам понравилась? (Очень жалко мальчика. В такой ситуации может оказаться каждый.)
3.Выводы по беседе.
Многое задумал вложить живописец в эту маленькую будничную сценку. Двойка не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед матерью, которой не раз давал обещание хорошо учиться.
-Подумайте, какова основная мысль картины?(Основная мысль картины – невесело получать двойки.)
4.Словарно-стилистическая работа.
Работа в парах по карточкам. Запись в тетрадь.
Задание. Дополните предложения однородными членами. Закончите текст выводом, который мы сделали в ходе беседы по картине.
5.Работа над рассказом.
- Что такое рассказ?(Рассказ-это небольшое художественное прозаическое произведение, в котором события из жизни одного или немногих героев связаны одной сюжетной линией.)
-Что такое сюжет?(Сюжет- цепь взаимосвязанных событий- составляют основу любого рассказа.)
-Таким образом, в основе любого рассказа лежит сюжет. Эта картина сюжетно-тематическая, то есть в основе ее лежит сюжет.
-Нам придется придумывать сюжет для нашего рассказа? (Нет, его придумал художник.)
-Для того, чтобы написать рассказ, мы должны знать его тему и основную мысль.(Тема: история одной двойки. Основная мысль: двойки получать совсем невесело.)
-Теперь давайте выстроим сюжетную линию нашего рассказа, а, вернее, воспроизведем сюжет, который положил в основу своей картины художник.
Сюжет.
Мальчик получил двойку, потому что не выучил урок. Не подготовился он, потому что катался на коньках, а маме сказал, что уроки выучил. После школы он снова пошел кататься на коньках, забыв о двойке. Когда он вернулся домой, мама сразу все поняла. Мальчику было очень стыдно. Невесело получать двойки.
-Чтобы правильно построить рассказ, вспомним из каких частей он состоит?
1.Экспозиция.
2.Завязка.
3.Развитие действий.
4.Кульминация.
5.Развязка.
-Какой момент рассказа отражен на картине?(Кульминация.)
-Составим план рассказа.
План.
1.Утром так не хочется идти в школу.
2.Урок математики.
3.»Опять двойка!» - сказала мама.
4.Делу время, а потехе час!
-Заголовок к рассказу придумайте сами.
6.Устный рассказ.
7.Д.З.: напишите сочинение-рассказ по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" - урок с применением ИКТ технологий....
Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.
Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ". Для повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового использую игровой момент....
Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения "и биологии ("Царство растения") в 5 классе.
Интегрированный урок позволяет расширить границы изучаемого материала, оживить сложный теоретический материал и способствовать более глубокому его усвоению. И самое важное - раскрыть творческие ...
Интегрированный урок по русскому языку и математике "Числительное. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами" 6 класс 6 класс
интегрированный урок...
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" (с приложениями) 7 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" 7 классПриложения:1. Пояснительная записка2. Алгоритм рассуждения3. Оценочный лист4. Самоанализ...
Урок по русскому языку: Р/р Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Урок развития речи. Учащиеся учатся создавать писеменный текст по заданной теме....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительных Цели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «имя существительное»; формирование...