Методическая разработка по русскому языку. Тема: Пунктуационный анализ предложений. Употребление запятых
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Отработка навыков выполнения пунктуационного и синтаксического анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_z_no_3_zapyatye.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений. Употребление запятых
Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Весь вагон спал под скрежет (1) визг (2) под чугунный гул разбежавшихся колес (3) стены туго качались (4) верхние нары мотало бешеной скоростью эшелона (5) и Кузнецов (6) вздрагивая (7) окончательно прозябнув на сквозняках возле оконца (8) отогнул воротник (9) с завистью посмотрел на спящего рядом лейтенанта Давлатяна.
2. Он высвободился из холодной (1) колючей тесноты своего места (2) спрыгнул с нар (3) чувствуя (4) что надо обогреться у печки (5) в которой давно погас огонь (6) только неподвижным зрачком краснело поддувало. Но здесь (7) внизу (8) казалось (9) было немного теплее.
3. Когда ездовой Сергуненков отполз к ровику (1) вынул там из ниши две (2) облепленные землей (3) противотанковые гранаты (4) и (5) тут же полой шинели очистив их (6) протерев (7) положил эти две гранаты перед Дроздовским (8) тот скомандовал (9) привставая над бруствером
4. С наблюдательного пункта виден был (1) развернувшийся на улочках станицы (2) танковый бой (3) сверху в темноте казавшийся ошеломляюще чудовищным по своей близости (4) смешанности (5) неистовому упорству и (6) может быть (7) особенно потому (8) что нигде не было видно людей.
5. Там (1) по ту сторону реки (2) куда медленно оттягивались немецкие танки и где (3) казалось (4) в течение вчерашних суток всё было разворочено бомбёжками (5) где степь (6) намертво выпаленная (7) представлялась совершенно пустынной (8) теперь в разных концах её рождались снопики винтовочных выстрелов (9) и колючие языки огня противотанковых ружей.
6. В течение этих суток (1) переволновавшись за судьбу дивизионной разведки (2) не вернувшейся из поиска (3) Курышев добавил огня в двух керосиновых лампах (4) как человек (5) знающий свою нелёгкую службу (6) заглянул в развёрнутую на столике тетрадку с пометками (7) по-видимому (8) начатого до прихода Бессонова (9) допроса.
7. Майору Титкову (1) в каждом слове (2) которого (3) тряско зыбилась мука бессилия перед случившимся (4) не нужно было (5) вероятно (6) показывать ордена (7) и документы Веснина. Этот положенный на стол кровавый комок в слипшемся носовом платке был неумолимой и неотвратимой реальностью (8) как удар по глазам (9) утверждающий со всей жестокостью истины гибель Веснина.
8. Воронка (1) видимо (2) страшно и разверсто чёрная (3) дымилась после бомбёжки (4) и танки (5) атакуя из балки (6) поднявшись на возвышенность (7) обходили ее (8) потом два бронетранспортера прошли мимо в нескольких метрах (9) а орудия батареи вели огонь по ним на дальности прямого выстрела.
9. Лежа на снегу (1) унимая дыхание после миновавшей опасности (2) два связиста то и дело неспокойно косились на раненого разведчика (3) на Зою (4) на пленного немца (5) который сидел подле Уханова (6) низко склонив к ногам голову (7) запустив руки в перчатках за борта своей (8) подбитой мехом (9) шинели.
10. Связисты с тревогой поворачивали к нему головы (1) и (2) оторвав от коленей лицо (3) пленный немец настороженно и исподлобья вникал в звуки слов (4) и Зоя поднялась (5) с беспомощным вопросом глядела (6) сплошь тёмными под белой шапкой (7) глазами.
Вариант 1
1. Хотя до вечера времени было ещё много (1) я круто повернул назад (2) и медленно зашагал к станции. Над притихшими полями (3) низко ползли белёсые тучи (4) походило на то (5) что они вот-вот (6) опустятся на землю обильным снегом. Холодный ветерок иголками покалывал щёки (7) но идти было легко (8) и я по привычке заглядывал в каждое озерко (9) встречавшееся на пути.
2. Она прибежала на железнодорожную станцию (1) и тут след хозяина (2) к сожалению (3) пропал. Найда вернулась немного назад (4) вновь нашла запах хозяина и вновь потеряла (5) дойдя до металлических рельсов. Она делала (6) и делала круги (7) то расширяя их (8) то сужая (9) не замечая пинков прохожих.
3. Стремительно рассекая (1) алюминиевыми поплавками волны (2) гидросамолет ринулся против течения (3) и (4) оторвавшись от воды (5) кругами (6) словно беркут (7) стал набирать высоту. Внизу (8) мутной жёлтой лентой (9) тянулся располневший от весеннего разлива Енисей.
4. Я слушал шум тополей (1) и сердце у меня колотилось от страха и радости (2) и под этот неумолчный шелест я силился представить себе те далёкие дали. Лишь об одном (3) оказывается (4) я не думал в ту пору: кто посадил здесь эти деревья? О чем мечтал (5) о чём говорил этот неизвестный (6)опуская в землю (7) корни деревцев (8) с какой надеждой растил он их здесь (9) на взгорье?
5. В последний день учёбы (1) перед началом летних каникул (2) мы (3) мальчишки (4) мчались сюда разорять птичьи гнезда. Всякий раз (5) когда мы с гиканьем и свистом взбегали на бугор (6) тополя-великаны (7) покачиваясь (8) из стороны в сторону (9) вроде бы приветствовали нас своей прохладной тенью и ласковым шелестом листьев.
Вариант 2
1. Мы сидели за летним столиком (1) пили чай (2) делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костёр маков. Одни осыпались (3) роняя на землю лепестки (4) точно искры (5) другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу (6) из влажной (7) полной жизненной силы земли (8) подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны (9) чтобы не дать погаснуть живому огню.
2. Он открыл глаза (1) увидел чужую комнату (2) до горячей духоты нагретую солнцем (3) и почувствовал (4) как потное лицо овеивало слабым дуновением воздуха. В раскрытое окно тёк сухой жар июльского утра. Прямо над головой (5) за подоконником (6) постукивали когтями по карнизу (7) сизые голуби (8) и в поисках тени заглядывали в комнату.
3. Крылатая тень самолёта то скользила по лиственничной тайге (1) то ныряла в овраг (2) то (3) отступая (4) путалась в глубоких кривунах Зеи. А вдали лёгким облаком маячили заснеженные горы. Они (5) как нам казалось (6) как бы надвигались на нас (7) росли (8) ширились(9) и становились всё более величественными.
4. Горы (1) точно чудовища (2) стоят на горизонте (3) закутавшись туманом. Из-за них (4) с востока (5) неслышно крадётся прозрачная майская ночь с тусклыми (6) как бы подёрнутыми дымкой (7) звёздами. Странной (8) загадочной кажется тишина (9) уснувшего поселка.
5. В бане было темно (1) маленькое окошечко (2) выходящее на Ангару (3) на запад (4) только-только начинало заниматься блеклым светом. Настена села на лавку у окошечка и чутко (5) по-звериному стала внюхиваться в банный воздух (6) пытаясь найти новые и непривычные запахи (7) но ничего (8) кроме резкого и горьковатого духа подмерзшей прели (9) отыскать не смогла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Авторская методическая разработка по русскому языку. Тема: Правописание –тся, -ться в глаголах.
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6-х классов по теме:"Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах"Цель: научиться извлекать информацию из разных источников (правила, словаря) и преобразо...
Методическая разработка по русскому языку. Тема: Экспресс-тесты для совершенствования навыков правописания для учащихся 9 классов.
В данные экспресс-тесты включены задания по орфографии, задания на определение способов образования слов, материалы для закрепления знаний по орфоэпии, задания на устранение лексических и грамма...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...