Проектная работа по теме "Русский язык на обертках конфет"
проект по русскому языку (5 класс)
Конфетная обертка – как одежда. Она защищает и украшает любую сладость. Человечество всегда придумывает для нее яркие и интересные обертки. А, оказывается, они помогают вспомнить правила русского языка. Смотря конфетные обёртки, я подумала, что если брать названия сладостней, то уроки русского языка можно сделать захватывающими. В моей работе я использовала такие примеры, какие изучали в 5 классе. В основном обертки были использованы от съеденных мною конфет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
XVIII республиканские Кирилло-Мефодиевские
юношеские научные чтения
Секция:
русское языкознание
Исследовательская (проектная) работа:
Русский язык на обертках конфет
Автор работы:
Дергунова Ольга Вячеславовна,
МБОУ «Новоубеевская ООШ», 7 класс
Дрожжановский район, с. Новый Убей
Научный руководитель:
Саландаева Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Казань, 2021
Содержание
Введение -5
Глава 1. Из истории обертки -5
1.1 Появление обертки -5-6
Глава 2. Русский язык на обертках -6
2.1 Классификация наименований обертки - 6-8
2.2 Классификация орфограмм на конфетных обертках -8
Заключение – 8
Список использованных информационных источников -9
Введение
Конфетная обертка – как одежда. Она защищает и украшает любую сладость. Человечество всегда придумывает для нее яркие и интересные обертки. А, оказывается, они помогают вспомнить правила русского языка. Смотря конфетные обёртки, я подумала, что если брать названия сладостней, то уроки русского языка можно сделать захватывающими. В моей работе я использовала такие примеры, какие изучаем в 5 классе. В основном обертки были использованы от съеденных мною конфет.
- В школе не все ученики могут освоить навыки грамотного письма. Для того чтобы ученики лучше запоминали правила русского языка, им задают учить их. Некоторые учителя подчеркивают, что орфограммы дети знают, но на практике их применить не могут. А если соединить учение с практикой и изучать правила по конфетным оберткам? Мне стало очень интересно. Поэтому я и выбрала данную тему.
Перед собой я поставила задачи:
- узнать подробно историю об обертках;
- собрать наименования конфет и их анализировать;
- рассмотреть наименования конфет с позиции орфограмм русского языка;
- обобщить материалы работы и сделать заключение.
Объекты работы – обертки конфет, а предметом - правила русского языка.
Глава 1. Из истории обертки
1.1 Появление обертки
- В энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время».
- В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:
«Фантик – конфетная обёртка как предмет игры» [С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 2010, с. 851].
- В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, с.621].
Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно.
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила….
Глава 2. Русский язык на обертках
2.1 Классификация наименований оберток
Я обратила свое внимание на обертки тем, что они, в первую очередь, очень красочные, яркие. Увидела конфеты, в которых есть загадки. К сожалению, конфетные обертки уже не играют никакую роль в образовательном и развивательном процессе. Зато в самих названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, обертке можно вернуть образовательный процесс.
Для своей работы я взяла 65 наименований оберток. На них встретились 42 имени существительных, 2 имени прилагательных, 21 словосочетаний. С другими частями речи, как глаголы, наречия, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет, к сожалению, я не встретила.
Для себя я сделала вывод, что больше всего употребляется в названиях конфет часть речи – имя существительное (65%).
Рассматривая наименования оберток можно классифицировать по следующим признакам:
- структуре;
- лексическому значению;
- морфологическим признакам;
- способам образования;
- наличию орфограмм.
По структуре: состоят из одного слова - 44 оберток, состоят из двух слов - 23 обертки.
По лексическому значению: среди рассмотренных названий конфет нам встретились названия, которые я не знала.
Кара-Кум - песчаная пустыня на юге Средней Азии, покрывающая большую часть Туркмении.
Дюшес – сорт крупных южных груш.
Буревестник – большая океаническая птица с длинным клювом и длинными острыми крыльями.
По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились обертки, указывающие на число имен существительных:
а) единственное число – 23 («Маковей», «Жолнер», «Хоровод», «Нямик»);
б) множественное число – 10 («Морячки », «Курносики»).
в) Названия, где встречаются клички животных и имена людей – 11 («Крошка Лева», «Коровка», «Аленка», «Вася Василек»).
г) Названия, указывающие на растения – 6 («Ромашка», «Зимняя вишня», «Ананас»).
д) Название, указывающее на место проживания – 1 («Марсианка»).
е) Название, где встречается глагол – 1 («Отломи»).
По способу образования: основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложением основ. Рассматривая обертки, я не нашла названий, образованных при помощи приставок. Но нашла очень много слов, образованных с помощью суффиксов («Жуйчики», «Марсианка», «Ромашка», «Аленка», «Коровка», «Королевский шарм», «Сказочный Мишка»).
Можно сделать вывод, что из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный способ.
2.2 Классификация орфограмм на конфетных обертках
После того, как были найдены орфограммы на конфетных обертках, я распределила следующие группы:
- Непроверяемая безударная гласная в корне слова («Ромашка», «Картошка», «Премьера»)
- Проверяемая безударная гласная в корне слова («Марсианка»-марс, «Сказочный Мишка» - сказка, «Морячки»-море, «Отломи» - ломкий, «Чудесница» -чудо)
- Разделительный Ь («Премьера», «Курьез»)
- Имена собственные («Аленка», «Наташка-первоклашка», «Плотник Вася»)
- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных («Очумелый шмель», «Двойная радость»)
- Падежные окончания имён существительных («В стране лилипутов», «Мишка на севере»)
- Буквы Ё-О после шипящих в корне слова («Славянка шоколадная», «Жолнер»)
- Буквы И-Ы после Ц («Цитрон»)
Исходя из вышеперечисленного было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».
Заключение
В ходе своей работы я узнала, что конфетную обертку можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.
Все изученные названия конфет – это самостоятельные части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет.
Список использованных информационных источников
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001,712стр.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Просвещение,2010, 874 стр.
3. Энциклопедия «Википедия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по английскому языку по теме "Future career"
Данный материал подготовлен моими учениками 11 класса как проектная работа...
Критерии оценок проектных работ по английскому языку для студентов специальности "Информатика"
Критерии оценок проектных работ по английскому языку для студентов специальности "Информатика"...
Проектная работа по английскому языку По теме «The Natural Park Bittsevsky Forest: the Pages of History, Geography, Wildlife and Ecological Problems» («Природный парк Битцевский лес: страницы истории, география, природа и экологические проблемы»)
Проектная работа по английскому языкуПо теме «The Natural Park Bittsevsky Forest: the Pages of History, Geography, Wildlife and Ecological Problems» («Природный парк Битцевский лес: страницы истории, ...
проектная работа на английском языке "Positive dog training"
My goal is to make a rough classification of dog training methods and to define them. Especially I want to present positive dog training, or clicker training. I want to explain how it work...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДEЯТЕЛЬНОСТЬ по русскому языку «Что связывает русский язык и обертки конфет?»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДEЯТЕЛЬНОСТЬ по русскому языку на тему «Что связывает русский язык и обертки конфет?» Исполнитель: учащиеся 5 «а» классаР...
проектная работа по английскому языку " Англицизмы в русском языке"
Предметом работы являются исследование заимствования англицизмов в последнее время.В качестве объекта исследования послужили английские лексические единицы и их производные.Целью р...