Рабочая программа по русскому языку для 7 класса к УМК Разумовской М. на 2020/21 уч. год
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа рассчитана на 136 уч.часов(4 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 540.1 КБ |
7_russkiy.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 а класса создана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
- Учебного плана основного общего образования приказ №89/1 от 26.08.2020 г;
- Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ № 2 на 2020 – 2021 учебный год,приказ № 52 от 25.05.2020 г.
- Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2
- Программы по русскому языку для основной (общей) школы. 7 класс. Автор программы М.М.Разумовская и др., М.: Дрофа, 2012.
- «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» «Дрофа», 2016 г. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета «русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметныхипредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
- стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
- функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт: коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентации, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.
Цели обучения:
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни как основным средством общения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Содержание курса 7 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5-6 классах, на изучение нового в 7 классе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся кновым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Структуру курса русского языка в 7 классе в отличие от традиционного курса составляет изучение служебных частей речи - предлогов, союзов , частиц, междометий. Из самостоятельных частей речи рассматриваются только наречия, все остальные самостоятельные части речи изучались в предыдущих классах.. Из-за разгруженности курса появилась возможность системного повторения основных разделов русского языка в начале года и больше времени на контроль, учет полученных знаний. Итак, 7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность. Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю в 7 классе составляет 135 часов (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы.
КЛАССкк класс | Инвариативная часть | Вариативная часть | кол-во часов в год | кол-во часов в неделю |
7 | 4 | - | 135 | 4 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения русского языка:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, eё значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлении национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- •адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста
основной мысли; основной и дополнительной информации); - •владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- •адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации матери
ала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
•способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков и повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1)представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:
- языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;
- метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе при обучении языковым темам курса.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУЯЗЫКУ 7 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.
РЕЧЬ.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.
РЕЧЬ
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – (2 ч)
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. 7 КЛАСС
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для
публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов);
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
п о м о р ф о л о г и и: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
п о о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: определять синтаксическую роль частей речи, различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правилную интонацию предложений в речи;
п о пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.
Содержание учебно-тематического планирования.
№ п/п | Н Название раздела | Кол-во часов | Сроки прохождения | Контрольные работы | Сочинения ( изложения) |
1 | О ЯЗЫКЕ | 1 | |||
2 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ | 14 | №1(к.р) | №2 (изложение) | |
3 | ПРАВОПИСАНИЕ:ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ) | 28 | №3(к.р) №4 (диктант) | ||
РЕЧЬ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | 5 | №5(сочинение) | |||
4 | НАРЕЧИЕ. РЕЧЬ | 40 | № 6 (к.р) №8 (диктант) | №7 (сочинение) №9 (сочинение) | |
5 | ПРЕДЛОГ. РЕЧЬ | 10 | №10 (изложение) | ||
6 | СОЮЗ. РЕЧЬ | 12 | №11 (диктант) | ||
7 | ЧАСТИЦА | 11 | №12 (к.р) | ||
8 | МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА | 6 | |||
9 | РЕЧЬ | 7 | №13 (изложение) №14 (сочинение) | ||
10 | ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ | 8 | №15 (к.р) | ||
ИТОГО | 135 | 8 | 7 |
Предварительный просмотр:
№ п/п | № п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты по разделу | Характеристика учебной деятельности | Вид контроля | Оборудование,ЭОР,ЦОР | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
О языке (1ч) | ||||||||||
1 | 1 | 1/09 | Изменяется ли язык с течением времени. | Выделять основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи | Использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам | Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальныхтворческих способностей и моральных качеств личности | Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему. | Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст | Презентация «Язык и речь» | |
Повторение изученного в 5-6 классах (14ч) | ||||||||||
2 | 1 | Р/Р Что мы знаем о стилях речи | Овладение фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста. Выполнять комплек-сный анализ слова, знать и определять в тексте части речи, члены предложения, выполнять синтаксический разбор пред-ложения ,Определять орфограммы и пунктограммы в сло-вах и предложениях. Извлекать нужную информацию, делать обобщения и выводы. Соблюдать нормы построения текста, учить различать стили речи, расширить представления о языковых средствах разговорного и художественного стилей. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста. | Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что знание языка показатель важнейшей культуры человека. | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | Электронное приложение к учебнику. | ||
3 | 2 | Р/Р Что мы знаем о типах речи | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | Презентация по тесе | |||||
4 5 6 | 3 4 5 | Фонетика и орфоэпия. | Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком | Выборочный диктант с творческим заданием | ||||||
7 8 9 | 6 7 8 | Словообразование знаменательных частей речи. | Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова, уметь работать со словообразовательным словариком. Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова.уметь работать со словообразовательным словариком | Выборочный интернет -ресурсы диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев. | интернет -ресурсы | |||||
10 | 9 | 17/09 | Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. | Уметь делать фонетический, словообразовательный морфемный разбор. | Работапо словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии | Электронное приложение к учебнику. | ||||
11 | 10 | Анализ контрольной работы | ||||||||
11 12 | 11 12 | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте | Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Аналитическая работа с текстом | Презентация | |||||
13 14 | 13 14 | 24 25/09 | Контрольная работа. Изложение по тексту «Лёнька-любимец ребят» | Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля | Изложение по тексту | Электронное приложение к учебнику. | ||||
Правописание:орфография и пунктуация (32 ч) | ||||||||||
15 | 1 | Орфография и пунктуация. | Владеть понятием орфограммы. Отрабатывать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма. Обнаруживать орфограммы в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости | Коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа | Владеть орфографическим словарем | Объяснительный диктант | |||
16 17 | 2 3 | Правила употребления Ь и Ъ | Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами | интернет -ресурсы | ||||||
18 | 4 | Правила употребления букв о-ё после шипящих и ц | Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Электронное приложение к учебнику. | |||||
19 20 | 5 6 | Правописание приставок | Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. | Презентация | |||||
21 22 23 | 7 8 9 | Орфограммы в корнях слов | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте | Тематический тест. (15мин.)Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | интернет -ресурсы | |||||
24 25 | 10 11 | Правописание суффиксов | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. | интернет -ресурсы | |||||
26 | 12 | 16/10 | Контрольная работа | Контрольная работа | ||||||
27 | 13 | Работа над ошибками | Контрольное списывание. | |||||||
28 | 14 | Правописание окончаний | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | Электронное приложение к учебнику. | |||||
29 30 31 | 15 16 17 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Знать способ определениянаписания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | Презентация | |||||
32 | 18 | Не и ни в отрицательных местоимениях | Объяснительный диктант | |||||||
33 34 35 | 19 20 21 | Дефисное написание слов | ||||||||
36 | 22 | Словарное богатство русского языка | Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Контрольная работа | Электронное приложение к учебнику. | |||||
37 | 23 | Грамматика: морфология и синтаксис | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. | интернет -ресурсы | |||||
38 | 24 | 16/11 | Контрольная работа. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | Диктант | ||||||
39 | 25 | Работа над ошибками | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | интернет -ресурсы | ||||||
40 41 | 26 27 | Р.р. Публицистический стиль речи | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. | Электронное приложение к учебнику. | |||||
42 43 | 28 29 | Р.р. Заметка в газету | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте | |||||||
44 45 | 30 31 | Сочинение. Заметка в газету. | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте | Сочинение | Электронное приложение к учебнику. | |||||
46 | 32 | Анализ сочинения | Анализ к/работы Работа над ошибками рефлексия | Электронное приложение к учебнику. | ||||||
Наречие (41 ч) | ||||||||||
47 48 | 1 2 | 30/11 1/12 | Какие слова являются наречиями. | Объяснять грамматическое значение наречия, владеть знанием , чем отличается наречие от других частей речи. | Коммуникативные: управлять поведением партнёра ( контроль, коррекция, оценка действия партнёра умение убеждать). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте. | интернет -ресурсы | |
49 50 | 3 4 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор. | Аналитическая работа с текстом | Электронное приложение к учебнику. | |||||
51 52 | 5 6 | Разряды наречий по значению. | Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. | ||||||
53 54 | 7 8 | Степени сравнения наречий. | Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | Электронное приложение к учебнику. | |||||
55 | 9 | Словообразование наречий. | Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. | Презентация | |||||
56 | 10 | Контрольная работа. Наречие | Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами | Контрольная работа | интернет -ресурсы | |||||
57 58 59 | 11 12 13 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | Электронное приложение к учебнику. | |||||
60 61 | 14 15 | Правописание наречий на -о и -е. НЕ в наречиях на -о и -е. | Знать условия выбора слитного и раздельного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями. | Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно | Презентация | |||||
62 63 | 16 17 | Правописание наречий на -о и -е. Буквы Н, НН в наречиях на -о и –е. | Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. | Распределительный диктант: | Электронное приложение к учебнику. | |||||
64 | 18 | Правописание наречий на -о и -е. буквы о, е в конце наречий после шипящих | Знать правило написания о-а на конце наречий после шипящих | Словарный диктант | ||||||
65 | 19 | РР Рассуждение-размышление. | Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте. | Анализ текстов-рассуждений, | интернет -ресурсы | |||||
66 67 | 20 21 | Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». | Излагать сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).рассуждение | Сочинение | Электронное приложение к учебнику. | |||||
68 | 22 | Анализ сочинения | Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания. | Анализ текстов-рассуждений, | Презентация | |||||
69 70 | 23 24 | Буквы о, а в конце наречий. | Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | ||||||
71 72 | 25 26 | Дефис в наречиях. | Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Комментированное письмо. | Электронное приложение к учебнику. | |||||
73 | 27 | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. | Комментированное письмо. | ||||||
74 | 28 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий. | Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) | Презентация | |||||
75 76 | 29 30 | Употребление наречий в речи | Понимать роль наречий в художественном инаучном тексте, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. | Распределительный диктант. Аналитическая работа с текстом. | Электронное приложение к учебнику. | |||||
77 | 31 | Произношение наречий. | Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения. | Работа с орфоэпическим словарем. | ||||||
78 79 | 32 33 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор. | Редактирование текста. Творческое списывание. | Электронное приложение к учебнику. | |||||
80 81 | 34 35 | РР Контрольная работа №8. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | Запись текста под диктовку | |||||||
82 | 36 | Анализ контрольного диктанта. | Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний. | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. | ||||||
83 84 | 37 38 | РР Описание состояния человека | Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли. | Сочинение | Электронное приложение к учебнику. | |||||
85 86 | 39 40 | Контрольная работа №9. Сочинение-воспоминание «Как я в первый раз…». | Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. | сочинение | Презентация | |||||
87 | 41 | Анализ сочинения | интернет -ресурсы | |||||||
Служебные части речи. Речь (39ч) | ||||||||||
Предлог( 10 ч). | ||||||||||
88 | 1 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов.Правильно писать предлоги. | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. Знать разряды предлогов | Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.Лингвистический рассказ | Электронное приложение к учебнику. | ||
89 90 | 2 3 | Правописание предлогов. | Уметь правильно писать предлоги | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | Презентация | |||||
91 92 | 4 5 | Употребление предлогов в речи | Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | ||||||
93 | 6 | РР Текст. Порядок слов в спокойной монологической речи. | Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи. Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое. Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи | Анализ сочинения-рассуждения. Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи Редактирование текста. | Электронное приложение к учебнику. | |||||
94 | 7 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.Уметь замечать обратный порядок слов.Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражениямыслей и передачи эмоциональности речи. | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | Презентация | |||||
95 96 | 8 9 | Контрольная работа Изложение текста «Поговорим о бабушках» | Уметь полно, подробно излагать текст с сохранениемавторского стиля | Изложение по тексту «Поговорим о бабушках» | ||||||
97 | 10 | Анализ изложения | анализ ошибок, допущенных в изложении. | |||||||
Союз (12ч) | ||||||||||
98 | 1 2 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | Владеть знанием о союзе как части речи.уметь различать разряды союзов. Знать правила написания и употребления союзов. | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» | Электронное приложение к учебнику. | ||
99 100 | 3 4 | Правописание союзов. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные длязаучивания. Отличать союзы от созвучных . | Тест 10 мин. Осложненное списывание | Электронное приложение к учебнику. | |||||
101 102 | 5 6 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов. | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | Презентация | |||||
103 | 7 | РР Контрольная работа. Диктант. | Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. | Запись текстапод диктовку | ||||||
104 | 8 | Анализ контрольного диктанта | ||||||||
105 106 | 9 10 | Р/Р Описание внешности человека | Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человекаУметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения | Аналитичекая работа с текстом Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение Аналитическая работа с художественным текстом произведения. | Электронное приложение к учебнику. | |||||
107 | 11 | Описание предмета | Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки, указывающие на особенности человека | Аналитичекая работа с текстом Аналитическая работа с художественным текстом произведения. | Презентация | |||||
108 | 12 | Описание внешности человека | Уметь правильно писать сочинение | Тексты | ||||||
Частица (11ч) | ||||||||||
109 110 | 1 2 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | Владеть знанием о частице как части речи. Уметь различать разряды частиц. Знать правила написания и употребления частиц. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. | Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. | Электронное приложение к учебнику. | ||
111 112 113 | 3 4 5 | Правописание частиц. | Знать случаи употребления,написьме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | Презентация | |||||
114 | 6 | РР Контрольная работа. Диктант. | Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. | Запись текстапод диктовку | ||||||
115 | 7 | Анализ контрольного диктанта | ||||||||
116 117 118 | 8 9 10 | Употребление частиц в речи. | Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений | Составление текста с употреблением частиц. | ||||||
119 | 11 | Произношение предлогов, союзов и частиц. | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц | Электронное приложение к учебнику. | |||||
Междометия и звукоподражательные слова (6 ч) | ||||||||||
120 121 | 1 2 | Междометие. | Научиться определять междометие по его грамматическим признакам, Научиться применять правила написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях | Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивные: : осознавать самого себя как движущую силу своего научения к преодолению препятствий и самокоррекции Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). | Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). | Презентация | ||
122 123 | 3 4 | Звукоподражательные слова. | Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. | Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. | ||||||
124 125 | 5 6 | Омонимия слов разных частей речи | Составление текста с омонимами | Составление текста с омонимами | ||||||
Речь 6ч | ||||||||||
126 | 1 | РР Характеристика человека | Составлять собственные тексты по заданному типу и стилю речи. | Создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения | Стремиться к речевому самосовершенство ванию | Знать отличие краткой характеристики от полной. Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной | Составление текста-характеристики человека | Электронное приложение к учебнику. | ||
127 128 | 2 3 | Р/Р Сжатое изложение по тексту К . Чуковского «О Чехове». | Уметь применять разные способы сжатия текста | Сжатое изложение «О Чехове». | Презентация | |||||
129 | 4 | Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | Уметь передавать описание состояния человека, пользуясьбогатой синонимикой глаголов, наречий, существительных | Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. | Презентация | |||||
130 131 | 5 6 | Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) | Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных | Сочинение | ||||||
Обобщающее повторение (4 ч) | ||||||||||
132 133 | 1 2 | Повторение изученного | Коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения к преодолению препятствий и самокоррекцииПознавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа имен существительных | Формирование устойчивой мотивации к обучению, а также навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | Знать признаки стилей и типов речи. Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. Выполняя его задачу. | Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля | Электронное приложение к учебнику. | |||
134 | 3 | Итоговый тест. | Проводится как итоговый диктант за год. В контрольную работу включаются основные изученные орфограммы | Контрольная работа | ||||||
135 | 4 | Анализ контрольной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.М.Разумовская
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2011-2012 учебный год. К учебнику под ред.М.М. Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.М.Разумовская
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2011-2012 учебный год. К учебнику под ред.М.М. Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (к учебнику Разумовской М.М.)
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение русского языка в 7 классе на базовом уровне в объеме 1...
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. М.М. Разумовская
Пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценивания уровня обученности, учебно - тематический план, календарно - тематическое планирование - все это содержится в матери...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс по учебнику Разумовской М.М.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, итоговые контрольные работы (диктанты, тесты). ...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс М.М. Разумовская
Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 6 классе М.М. Разумовская...
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. М.М. Разумовская
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программ...