Конспект урока русского языка в 9 классе Подготовка к сочинению по картине Фельдмана "Родина"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Логутова Валентина Васильевна

Конспект урока содержит анализ картины, изучение биографии художника, практическая работа по составлению текста сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по русскому языку в 9 классе

Подготовка к сочинению по данному началу

на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»

Предмет: русский язык

Класс: 9

Используемый учебно-методический комплекс: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: Подготовка к сочинению по данному началу  на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»

Тип урока: урок развития речи

Цели деятельности учителя:

-кратко познакомить учащихся с творчеством В.П. Фельдмана;

-учить писать сочинение по данному началу (на основе картины);

 -готовить учащихся к устному собеседованию по русскому языку;

 - продолжить работу по патриотическому  воспитанию, любви к природе и родному краю.

 Планируемые результаты:

 Предметные: знать о роли деталей в художественном описании; об общем в разных видах описания; специфике описания изображенного на картине; создавать текст-описание;

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; желание участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; стремление к речевому совершенствованию.

 Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия: художественное описание картины.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения. Дидактическое обеспечение урока: компьютерная презентация.

Необходимое оборудование и материалы: моноблок, проектор, экран.

Конспект урока по русскому языку в 9  классе

Тема: Подготовка к сочинению по данному началу на основе картины  Владимира Петровича Фельдмана «Родина».

- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу открыть новые знания.

-  Открываем тетради, записываем число.

Наш урок проходит в преддверии важного праздника -  Дня Победы. Это главный праздник нашей Родины, особенно в этом юбилейном году, когда исполняется 75 лет со дня Победы. Это день полного и окончательного разгрома гитлеровской армии. Победа показала мужество и героизм всего народа нашей страны.

 Эпиграфом к уроку я выбрала стихотворение Михаила Ножкина .        

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях

Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,

В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,

Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Отгремела война, cвой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт, и
 навеки ничто не забыто!

 Поэты, писатели, художники создавали бессмертные произведения, воспевая подвиги наших бойцов. Одному только Дню Победы художники посвятили тысячи картин. И каждый художник видел её по-своему (слайды с картинами).

- Чем объединены данные картины? (Солдаты возвращаются домой с войны).

Ребята,сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к написанию сочинения по картине, автором которого является Фельдман Владимир Петрович. Название картины вы узнаете, если определите тему пословиц. Прочитайте пословицы, скажите, какой темой они объединены?

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  •  Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
  • Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
  • Нашему народу Родина всего дороже.

Картина называется  «Родина»

    

Запись в тетрадь: «Подготовка к сочинению по данному началу на основе картины Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

– Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы  должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.  

Цели урока:   1.Образовательные:

-учить создавать собственные тексты по произведению живописи;

-повторить сведения о видах придаточных в СПП.

2. Развивающие:

- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,

-продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,

- работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

3.Воспитательные:

воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

1 Проверка домашнего задания:

- Ребята, вы дома написали сочинение «Что значит для меня слово «родина». (Зачитывают сочинения на фоне песни «С чего начинается Родина»).

- Из ваших сочинений можно сделать вывод, что у вас, как и у каждого человека, есть родина малая и родина большая. Это ваш дом, наш посёлок, в котором вы родились, это также наше государство, а также наша общая планета Земля. Самое главное, Родину нужно любить и защищать.

2 Работа со словом:

- Посмотрим толкование слова «родина» в Толковом  словаре Ожегова С.И.

Родина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину.

 - Подберите однокоренные слова к слову «родина», запишите в тетрадь (род,  родной,  родиться,  родня, родственники,  родословная).

- Подберите синонимы к слову «родина», запишите в тетрадь: отечество, отчизна, страна.

3.Беседа по картине: 

Автор картины по которой будем работать– известный художник.

Сообщение о Фельдмане

- А сейчас давайте обратимся к картине Владимира Фельдмана «Родина». Откройте картину в учебнике. Слушаем песню, которая тематически перекликается с  картиной В.П. Фельдмана

На дальнем берегу 
Музыка Игоря Кантюкова
 
Автор текста песни Константин Фролов.
 

В доме моём, 
Где пахнет хлебом и дымком из печи, 
Сад за окном 
И на столе рядком стоят куличи. 
В красном углу 
Лик богородицы в лампадном огне, 
Кот на полу 
И шашка деда на стене 

Припев: 
Ты защити и сбереги меня, 
Небесный ангел мой. 
От малодушья и бесчестия, 
От пули роковой 
Я чую сердцем твой магнит 
И верный путь. 
Пройти смогу, 
Пока ты есть, пока горит костёр 
На дальнем берегу. 

Сколько дорог 
В скитаньях пройдено 
В чужой стороне. 
Но видит Бог, 
При слове Родина 
Мы стонем во сне. 
Снится мне дом, 
Где нет тревог среди ночной тишины, 
И в доме том
Царит любовь и нет войны. 

Пусть нет от Бога новостей 
И кто-то целит мне в висок. 
Сочится кровь из- под ногтей 
И на зубах скрипит песок, 
Я буду твёрдым, как гранит, 
И верный путь пройти смогу, 
Пока ты есть, пока горит костёр 
На дальнем берегу. 

-Как перекликаются слова песни и сюжет картины?

- Посмотрите внимательно на картину. Какой эпизод изобразил здесь художник?

- Кто изображён на картине? (Солдат, который вернулся домой с войны. Сюжет картины очень прост. Такую картину очень часто можно было наблюдать сразу после войны.).

- Почему автор выбирает из всего ряда синонимов именно слово «родина» для своей картины? (слово, более близкое и понятное каждому человеку. Здесь живут родные солдата, продолжатели рода это его РОДИНА

- Что представляет из себя его Родина? (Средняя полоса России, обыкновенная деревня).

- Какое время года? (Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов. Осень, листья с деревьев опали. Под ногами жёлтая, пожухлая трава, вдали убранные поля, высокое светлое теперь уже мирное небо)

- О чём это говорит? (Солдат не сразу вернулся домой. Что – то его задержало.

Почему вы решили, что он только вернулся? (Он только с дороги, на нём походная шинель, за плечами вещмешок, в кармане пилотка).

- Где находится солдат? (На холме, в берёзовой роще, за которой  располагается деревня).

- Что он видит? (ряд деревенских домиков, распаханное поле, высокое светлое небо, уже мирное)

Почему он остановился? Что он чувствует? (Он рад тому, что вернулся живыми здоровым. Он очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, его душа отдыхает, вокруг всё так, как будто и не было войны. Он обнимает берёзку, чтобы унять охватившее его волнение).

Прежде чем задать вам следующий вопрос, я предлагаю прочитать отрывок из письма с фронта.

- Ему спокойно на душе?  (Он одновременно и расслаблен, и напряжён: прошлое ещё не отпускает его. Он волнуется, что ждёт его дома, вернутся ли с войны его друзья, сохранился ли его дом, узнают ли его собственные дети).

- Какие краски подобрал художник? Почему? (тёплые: жёлтый, коричневый, зелёный, краски неяркие, пейзаж неброский, но не любить этот знакомый с детства пейзаж невозможно, за всё это он проливал свою кровь).

- Давайте рассмотрим самые главные образы этой картины: домберёзавоин.

- С чем ассоциировались эти образы в русской культуре? 

Дом – символ счастья, достатка, мира, единства. Главная функция дома – защита. Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками.

Берёза – самый любимый русский символ; символ света, чистоты и непорочности; некоторые историки считают, что название «берёза» связано со словом «оберегать».

Воин – само собой разумеется, что его основная роль – это защита.

Сделайте вывод: почему эти 3 образа являются самыми основными в картине под названием «родина». (Эти символы связаны со словами защищать, оберегать; все они связаны с семьёй, с родом. А Родина – это то место, которое нуждается в защите, о чём должен помнить каждый человек).

Элемент рассказа в сочинении:

-Наша письменная работа будет в жанре рассказа по картине, а не просто её описание.

- Вспомните, что такое рассказ. 

(Рассказ – это небольшое произведение повествовательного характера, в котором речь идёт обычно об одном событии в жизни героя)

- Из каких частей состоит рассказ? (Завязка, кульминация, развязка)

-Что будет кульминацией? (Описание самой картины)

- Что будет вступлением? Заданное начало: 

Откройте учебник на стр.104, упр.166.

Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд.

И вот я еду... Думаю о том, как там мой родимый край?....

-Что будет выводом? (планы на будущее)

-Я предлагаю вам написать рассказ от первого лица по плану :

План.

1.Вступление. Дорога домой.

2. Главная часть. На родине.

а) время возвращения;

б) за околицей;

в) родное село.

3.Заключение. Мои планы на будущее.

Задание на карточках, выполняем в паре: в скобках придумать и  дописать недостающую часть предложения.

Я лежал в госпитале, когда (                                             ): «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд.

И вот я еду... Думаю о том, как (                                        )?

Вот и знакомый пригорок, с которого (                                       ).

Я вижу свою родину, откуда (                                                   ).

Я вижу, как (                                                                               ).                            

Мирная жизнь вступает в свои права.

Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что (                                                                                           )!

Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

- Чтение вслух предложений.

-Какие предложения у вас получились по структуре?

-Определите их виды

-Положите карточку себе в тетрадь. Данные предложения вы можете использовать как материалы к сочинению.

Домашнее задание: в тетрадях по развитию речи написать рассказ по картине, придумать заглавие.

Итоги урока:

- Сегодня на уроке мы смогли ещё раз задуматься над тем, что значит слово «родина» для каждого из нас. И главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы. Я надеюсь, что ваши сочинения будут проникнуты чувством патриотизма, любви к своей Родине.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Урок русского в 5 классе_Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»

Урок разработан в целях подготовки обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»....

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....