Значения частиц (таблица к уроку)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Смысловые (модальные) | Формообразующие | |||
Вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства говорящего. | Служат для образования различных грамматических форм | |||
Указательные | ВОТ ВОН ЭТО | Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. Профессия врача – это подвиг чистоты души и чистоты помыслов. | Повелительное наклонение | ПУСТЬ, ПУСКАЙ ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ |
Вопросительные | РАЗВЕ, ЛИ НЕУЖЕЛИ УЖЕЛЬ | Разве я могу сомневаться в этом? А вы сумеете ли найти нужную книгу? | Пускай толпа растопчет мой венец! Давайте соберемся вечером. Пусть сбудутся твои мечты! Да здравствует солнце! Да скроется тьма! | |
Восклицательные | ЧТО ЗА КАК О | Ну что за шейка, что за глазки! Тебе, Казбек, о страж востока, принес я, странник, свой поклон… Как! Ты опять здесь? | ||
Отрицательные | НЕ, НИ НЕТ | Чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем в искусстве. ! Частица НЕТ всегда отделяется запятой. | Условное наклонение | БЫ (Б) |
Утвердительные | ДА ТОЧНО ТАК | «Уж женат?» - « Да, третий год пошел…» ! Утвердительные частицы всегда отделяются запятой. | Я бы хотел подняться в ракете выше самых высоких туч… | |
Уточняющие | ИМЕННО ПОЧТИ, ТОЧНО КАК РАЗ | Именно это сделало твою работу лучше. Точно я вас где-то встречал! | ||
Сомнение | ВРЯД ЛИ ЕДВА ЛИ | Вряд ли твой доклад понравится слушателям. | Степени сравнения прилагательных и наречий | БОЛЕЕ МЕНЕЕ САМЫЙ |
Выделительно-ограничительные | ТОЛЬКО, ЛИШЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЧТИ | Гласные звуки состоят только из голоса. | ||
Усилительные | ДАЖЕ, ВЕДЬ НИ, И, ЖЕ УЖ, ВСЕ, -ТО ВСЕ-ТАКИ | Даже приказчик издал неодобрительный звук. Не могу и подумать об этом! | Мне более интересны книги об истории Земли. Самый лучший праздник – день рождения! | |
Смягчение требования | -КА | Вскипяти-ка чай! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-исследование в 7классе по теме "Значение частиц в речи"
Главная цель - развитие личности, у учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельно получаемые знания являются новыми и личностно-значимыми. На уроке использовалась...
Методическая разработка урока информатики. Конспект урока. "Электронные таблицы. Диаграммы." Урок 5.
Методическая разработка. План-конспект урока по информатике. По теме Диаграммы в электронных таблицах....
Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)
Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...
Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку
Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку...
Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...
Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...
Нахождение итоговых значений в таблице. Выполнение вычислений и сортировка строк таблицы
Задание к учебному занятию по информационным технологиям для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело...