имя существительное
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
урок в 5 классе, в ходе которого учащиеся вспоминают, что изучали об имени существительном в 5 классе, знакомятся с новым материалом по данной части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное
Цель: Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; его морфологических признаках и роли в предложении
1. Психологический настрой (1мин)
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.
Начать наш урок я хотела бы со слов французского философа Ж.Ж.Руссо:
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
- (СЛАЙД 1) Ребята, посмотрите на эти изображения. Как вы думаете, что их объединяет? (ответы детей)
- Природа – это общий дом для растений, животных и людей. И в нем шумят леса, текут и плещут реки, под сводом голубым летают неугомонные птицы.
Красота и величие природы завораживает. И, казалось бы, самый неприметный ручеек, самую неприметную рощицу русские классики воспели в своих стихотворных строках
2. Введение в тему (1мин) (СЛАЙД 2)
- Прочитайте строки, принадлежащие А.Фета:
Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени,
Трели соловья, Тени без конца.
Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений
Сонного ручья. Милого лица… (А.Фет.)
-Какую картину вы себе представили?
-Благодаря какой части речи поэту удалось создать прекрасную художественную зарисовку? (сущ.)
- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- А какую цель мы должны достичь на уроке?
- Запишем в рабочем листе число и тему (СЛАЙД 3)
3. Составление кластера(5мин)
- Давайте вспомним, к какой группе частей речи относится имя сущ? (самост.)
- А какими признаками обладают все самостоятельные части речи? (вопрос, роль в предложении, морфологические признаки)
- Я предлагаю вам поработать в группе и создать кластер «Имя существительное». Но прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группе: (СЛАЙД 4)
- УВАЖАЙ СВОЕГО ТОВАРИЩА! (зачитывают)
- УМЕЙ КАЖДОГО ВЫСЛУШАТЬ!
- НЕ СОГЛАСЕН – ПРЕДЛАГАЙ!
Итак, на ваших столах лежат карточки с признаками и грамматическими категориями, которые принадлежат разным частям речи. Вам необходимо выбрать только те, которые принадлежат имени существительному.
РАБОТА В ГРУППАХ
- Проверим вашу групповую работу. Сравните ваши записи с записями на слайде (СЛАЙД 5)
- Итак, мы составили кластер «Имя существительное». Как вы думаете, что еще можно в него добавить, чем его можно дополнить, чтобы доказать наш выбор? (примеры)
4. Работа с текстом (6мин)
Предлагаю поработать с текстом (Читаю)
-Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.
-Это очень, очень много воды,- ответила рыба – мать.
-Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними,- сказала медведица.
-Это много песку, немного глины, немного травы,- пояснила верблюдица.
Мальчик прочитал это и сказал:
-Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало, где побывал.
Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. На голубом небе оставил след реактивный самолет
- Дополните ваш кластер примерами из текста
- Чтобы вспомнить вопросы падежей и склонения существительных, можно воспользоваться информацией в учебнике на стр.45-46
- Проверяем
- (СЛАЙД 6) В тексте названы различные предметы огромного и разнообразного мира, в котором мы живем.
- Почему герои этого рассказа видели мир по-своему?
(Они живут в своей среде, к которой привыкли, и не знают, как выглядит другая среда обитания)
- А если героев рассказа поменять местами, чтобы они увидели мир во всем его многообразии?
(Этого нельзя делать. Ведь животные и растения приспособлены к своей среде обитания. Они не смогут выжить в непривычной для них среде. Это их дом, это их мир.)
- Вернемся к тексту. А что значит мир для мальчика? (то, что он увидел из окна)
- Как бы вы ответили на вопрос животных? Что такое мир?
Я даю вам начало предложения, а вы его продолжите.
5.Составление предложения (3мин)
Для меня мир – это… (составляют предложения)
- Проверяем задание. Внимательно слушайте предложения товарищей и скажите, чей мир вам понравился и почему?
6. Физминутка (1мин) (СЛАЙД 7)
Ребята, встаньте, пожалуйста, представьте, что мы гуляем по осеннему лесу, восхищаемся всем, что видим вокруг себя, что даже захватывает дух. Я буду называть словосочетания, а вам необходимо их показать движениями:
Широкий ручей
Высокая береза
Свежий воздух
Щебетание птиц
Шуршащие листья
- На следующем этапе урока предлагаю поработать индивидуально. На ваших рабочих листах размещен текст. Вы с ним познакомитесь и ответите на вопросы разного уровня сложности, размещенные под текстом.
7. Индивидуальная работа (дифференцированные задания) (5мин)
Третий уровень сложности
(1)Сначала мы любим то место, где родились и выросли. (2)Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стежку. (3)Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (4)Мы любим березу, которая растет у родного дома, тихую речку, свою городскую улицу. (5) Так начинается любовь к родной стране.
Задания по тексту:
- Запишите тему и идею текста
- Из второго предложения выпишите существительные 1 склонения
- Каким членом предложения является слово МЕСТО (1 предл.)?
- Напишите 2-3 однокоренных слова к существительному ЧЕЛОВЕК
- Выпишите из текста все существительные среднего рода.
Второй уровень сложности
(1)Сначала мы любим то место, где родились и выросли. (2)Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стежку. (3)Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (4)Мы любим березу, которая растет у родного дома, тихую речку, свою городскую улицу. (5) Так начинается любовь к родной стране.
Задания по тексту:
- Прочитайте текст и озаглавьте его
- Выпишите номера тех предложений, в которых подлежащее выражено именем существительным
- Выпишите из текста все существительные женского рода
- Определите падеж всех существительных в 4 предложении.
Первый уровень сложности
(1)Сначала мы любим то место, где родились и выросли. (2)Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стежку. (3)Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (4)Мы любим березу, которая растет у родного дома, тихую речку, свою городскую улицу. (5) Так начинается любовь к родной стране.
Задания по тексту:
- Ответьте письменно на вопрос: С чего начинается любовь к родной стране?
- Определите падеж всех существительных в 5 предложении
- Выпишите из текста все существительные мужского рода
- Проверка работы (3мин.) (вопросы по грамматике, потом по тексту) (слайд 8)
- Вы выполнили разноуровневые задания. Приступим к их проверке.
- Назовите существительные 1 склонения из второго предложения (яблоню, стежку)
- Каким членом предложения является слово МЕСТО (1 предл.)? (дополнение)
- Назовите 2-3 однокоренных слова к существительному ЧЕЛОВЕК (человеческий, человечный, очеловечить)
- Назовите существительные среднего рода, встретившиеся в тексте (место, детство)
- Назовите падеж всех существительных в 4 предложении (Березу – В.п., у дома – Р.п.)
- Назовите номера тех предложений, в которых подлежащее выражено именем существительным (2, 3, 5)
- Определите падеж всех существительных в 5 предложении (Любовь – И.п., к стране – Д.п.)
- Назовите все существительные женского рода, встретившиеся в тексте (яблоня, стежка, мать, игра, дорога, школа, береза, речка, улица, любовь, страна)
- Назовите все существительные мужского рода, встретившиеся в тексте (человек, дом, сад)
- О чем этот текст? Какова основная мысль этого текста? Как его можно озаглавить?
- Можно ли разделить такие понятия как любовь к родной стране, к тому миру, в котором родился и вырос, и любовь к природе?
- Если человек любит природу, родину, как он будет к ним относиться?
- Ребята, а знаете ли вы, как называется наука, которая изучает взаимоотношения природы и человека? (ответы)
8. Работа со словарем (2мин)
- Ребята, заглянем в словарь иностранных слов, узнаем, какое толкование слова «экология» дается.
(1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.)
Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. (Словарь иностранных слов) (СЛАЙД 9)
- Запишите это слово в тетрадь. Какая орфограмма есть в этом слове?
- Значит экология – учение о доме. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит тому, как ее беречь.
9. Подведение итогов (2мин)
- Какую лингвистическую тему мы повторили?
- О чем еще говорили? Что такое экология?
- Экологическое равновесие в окружающем мире очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Всегда помните об этом, ребята, и берегите природу!
10. Рефлексия (1мин) (СЛАЙД 10)
- Ребята, посмотрите на слайд, какими бы существительными вы описали свое отношение к миру, к дому, нашему уроку
- ваше домашнее задание прописано на рабочих листах
11. Домашнее задание (1мин)
«5» - мини-сочинение «Природа в опасности»
«4» - упр.97
«3» - упр.93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...