имя существительное
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

урок в 5 классе, в ходе которого учащиеся вспоминают, что изучали об имени существительном в 5 классе, знакомятся с новым материалом по данной части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное

Цель: Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; его морфологических признаках и роли в предложении

1. Психологический настрой (1мин)

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Начать наш урок я хотела бы со слов французского философа Ж.Ж.Руссо:

"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”

Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

-  (СЛАЙД 1) Ребята, посмотрите на эти изображения. Как вы думаете, что их объединяет?              (ответы детей)

- Природа – это общий дом для растений, животных и людей. И в нем шумят леса, текут и плещут реки, под сводом голубым летают неугомонные птицы.

Красота и величие природы завораживает. И, казалось бы, самый неприметный ручеек, самую неприметную рощицу русские классики воспели в своих стихотворных строках

2. Введение в тему (1мин) (СЛАЙД 2)

- Прочитайте строки, принадлежащие А.Фета:

Шепот, робкое дыханье,               Свет ночной. Ночные тени,

Трели соловья,                                 Тени без конца.

Серебро и колыханье                     Ряд волшебных изменений

Сонного ручья.                                 Милого лица…       (А.Фет.)

-Какую картину вы себе представили?

-Благодаря какой части речи поэту удалось создать прекрасную художественную зарисовку?   (сущ.)        

 - Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- А какую цель мы должны достичь на уроке?

- Запишем в рабочем листе число и тему (СЛАЙД 3)

3. Составление кластера(5мин)

  - Давайте вспомним, к какой группе частей речи относится имя сущ? (самост.)

- А какими признаками обладают все самостоятельные части речи? (вопрос, роль в предложении, морфологические признаки)

- Я предлагаю вам поработать в группе и создать кластер «Имя существительное». Но прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группе:   (СЛАЙД 4)

  1. УВАЖАЙ СВОЕГО ТОВАРИЩА!    (зачитывают)
  2. УМЕЙ КАЖДОГО ВЫСЛУШАТЬ!
  3. НЕ СОГЛАСЕН – ПРЕДЛАГАЙ!

Итак, на ваших столах лежат карточки с признаками и грамматическими категориями, которые принадлежат разным частям речи. Вам необходимо выбрать только те, которые принадлежат имени существительному.

РАБОТА В ГРУППАХ 

- Проверим вашу групповую работу. Сравните ваши записи с записями на слайде (СЛАЙД 5)

- Итак, мы составили кластер «Имя существительное».  Как вы думаете, что еще можно в него добавить, чем его можно дополнить, чтобы доказать наш выбор? (примеры)

4. Работа с текстом (6мин)

Предлагаю поработать с текстом (Читаю)

-Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.

-Это очень, очень много воды,- ответила рыба – мать.

-Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними,- сказала медведица.

-Это много песку, немного глины, немного травы,- пояснила верблюдица.

Мальчик прочитал это и сказал:

-Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало, где побывал.

Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. На голубом небе оставил след реактивный самолет

- Дополните ваш кластер примерами из текста

- Чтобы вспомнить вопросы падежей и склонения существительных, можно воспользоваться информацией в учебнике на стр.45-46

- Проверяем

-  (СЛАЙД 6) В тексте названы различные предметы огромного и разнообразного мира, в котором мы живем.

- Почему герои этого рассказа видели мир по-своему?

               (Они живут в своей среде, к которой  привыкли, и не знают, как выглядит другая среда обитания)

- А если героев рассказа поменять местами, чтобы они увидели мир во всем его многообразии?

                (Этого нельзя делать. Ведь животные и растения приспособлены к своей среде обитания. Они не смогут выжить в непривычной для них среде. Это их дом, это их мир.)

- Вернемся к тексту. А что значит мир для мальчика?                (то, что он увидел из окна)

- Как бы вы ответили на вопрос животных? Что такое мир?

Я даю вам начало предложения, а вы его продолжите.

5.Составление предложения (3мин)

Для меня мир – это… (составляют предложения)

- Проверяем задание. Внимательно слушайте предложения товарищей и скажите, чей мир вам понравился и почему?

6. Физминутка (1мин) (СЛАЙД 7)

Ребята, встаньте, пожалуйста, представьте, что мы гуляем по осеннему лесу,  восхищаемся всем, что видим вокруг себя, что даже захватывает дух. Я буду называть словосочетания, а вам необходимо их показать движениями:

Широкий ручей

Высокая  береза

Свежий воздух

Щебетание птиц

Шуршащие листья

-  На следующем этапе урока предлагаю поработать индивидуально. На ваших рабочих листах размещен текст. Вы с ним познакомитесь и ответите на вопросы разного уровня сложности, размещенные под текстом.

7. Индивидуальная работа (дифференцированные задания) (5мин)

Третий уровень сложности

(1)Сначала мы любим то место, где родились и выросли. (2)Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стежку. (3)Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (4)Мы любим березу, которая растет у родного дома, тихую речку, свою городскую улицу. (5) Так начинается любовь к родной стране.

Задания по тексту:

  1. Запишите тему и идею текста
  2. Из второго предложения выпишите существительные 1 склонения
  3. Каким членом предложения является слово МЕСТО (1 предл.)?
  1. Напишите 2-3 однокоренных слова к существительному ЧЕЛОВЕК
  2. Выпишите из текста все существительные среднего рода.

Второй уровень сложности

(1)Сначала мы любим то место, где родились и выросли. (2)Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стежку. (3)Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (4)Мы любим березу, которая растет у родного дома, тихую речку, свою городскую улицу. (5) Так начинается любовь к родной стране.

Задания по тексту:

  1. Прочитайте текст и озаглавьте его
  2. Выпишите номера тех предложений, в которых подлежащее выражено именем существительным
  3. Выпишите из текста все существительные женского рода
  4. Определите падеж всех существительных в 4 предложении.

Первый уровень сложности

(1)Сначала мы любим то место, где родились и выросли. (2)Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую стежку. (3)Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (4)Мы любим березу, которая растет у родного дома, тихую речку, свою городскую улицу. (5) Так начинается любовь к родной стране.

Задания по тексту:

  1. Ответьте письменно  на вопрос: С чего начинается                   любовь к родной стране?
  2. Определите падеж всех существительных в 5 предложении
  3. Выпишите из текста все существительные мужского рода
  1. Проверка работы (3мин.) (вопросы по грамматике, потом по тексту)  (слайд 8)

- Вы  выполнили разноуровневые задания. Приступим к их проверке.

- Назовите существительные 1 склонения из второго предложения (яблоню, стежку)

       - Каким членом предложения является слово МЕСТО (1 предл.)? (дополнение)

      - Назовите 2-3 однокоренных слова к существительному ЧЕЛОВЕК (человеческий, человечный, очеловечить)

      - Назовите  существительные среднего рода, встретившиеся в тексте (место, детство)

      - Назовите  падеж всех существительных в 4 предложении (Березу – В.п., у дома – Р.п.)

        - Назовите  номера тех предложений, в которых подлежащее выражено именем существительным (2, 3, 5)

    - Определите падеж всех существительных в 5 предложении (Любовь – И.п., к стране – Д.п.)

    -  Назовите  все существительные женского рода, встретившиеся в тексте (яблоня, стежка, мать, игра, дорога, школа, береза, речка, улица, любовь, страна)

   - Назовите  все существительные мужского рода, встретившиеся в тексте (человек, дом, сад)

- О чем этот текст?  Какова основная мысль этого текста? Как его можно озаглавить?

-  Можно ли разделить такие понятия как любовь к родной стране, к тому миру, в котором родился и вырос,  и любовь к природе?

- Если человек любит природу, родину, как он будет к ним относиться?

- Ребята, а знаете ли вы, как называется наука, которая изучает взаимоотношения природы и человека? (ответы)

8. Работа со словарем (2мин)

- Ребята, заглянем в словарь иностранных слов, узнаем, какое толкование слова «экология» дается.

           (1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к  другу и к окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.)

Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. (Словарь иностранных слов)  (СЛАЙД 9)

- Запишите это слово в тетрадь.  Какая орфограмма есть в этом слове?

- Значит экология – учение о доме. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит тому, как ее беречь.

9. Подведение итогов (2мин)

- Какую лингвистическую тему мы повторили?

- О чем еще говорили? Что такое экология?

- Экологическое равновесие в окружающем мире очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Всегда помните об этом, ребята, и берегите природу!

10. Рефлексия (1мин)  (СЛАЙД 10)

- Ребята, посмотрите на слайд, какими бы существительными вы описали свое отношение к миру, к дому, нашему уроку

- ваше домашнее задание прописано на рабочих листах

11. Домашнее задание (1мин)

«5» -  мини-сочинение «Природа в опасности»

«4» -  упр.97

«3» -  упр.93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...