Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в  6 классе направлен на развитие умения работать с учебной информацией; формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ё (е) после шипящих;

графическое описание применения правила правописания о-е после шипящих в суффиксах существительных.

Тип урока: изучение нового материала. В ходе урока применяются техники формирующего оценивания, посредством которых учащиеся проводят самооценивание и взаимооценивание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Цели урока:

Образовательные: 

развитие умения работать с учебной информацией;

 формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ё (е) после шипящих;

графическое описание применения правила правописания о-е после шипящих в суффиксах существительных.

Развивающие:

формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения;

 творчески применять полученные знания;

 предъявлять полученный учебный продукт;

 реально оценивать свои достижения;

 учитывая полезность и значимость собственной деятельности для других.

Воспитательные:

 формировать умение вести диалог с учителем, одноклассниками;

 осуществлять самоконтроль и коррекцию собственной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства урока (оборудование): доска, мел, учебник, карточки, презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент. (2 мин.)

– На правах председателя объявляю заседание Клуба любознаек открытым и предлагаю в первую очередь поприветствовать друг друга. Так повелось, когда встречаешь человека, необходимо с ним поздороваться, давайте поприветствуем друг друга:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

– Вы все члены клуба любознаек, предлагаю зачитать права и обязанности членов клуба.

Учащиеся зачитывают.

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

- определять объект исследования

- быть любознательным

- видеть проблему

- проявлять терпимость

- использовать разные способы получения информации

- уважать мнение другого

- наблюдать, сопоставлять, сравнивать

- занимать активную позицию

- устанавливать общее/различие

- обосновывать своё мнение убедительными аргументами

- обобщать

- стремиться к самостоятельности

- делать выводы

- осуществлять самоконтроль

II. Активизация знаний по изученному материалу и опрос (5 мин.)

– Обратимся к теме урока, запись которой вам предстоит до конца сформулировать и дописать (О-Е после шипящих в …). Для этого оставлена пропущенная строчка.

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. Я вам дам характеристику некоторых звуков, а вы определите, каких:

1)Непарный твердый, но парный звонкий согласный - ж;

2)Непарный твердый, парный глухой согласный - ш;

3)Непарные мягкие, непарные глухие согласные - ч, щ.

4)Непарный твёрдый, непарный глухой  (шипящие и ц) - СЛАЙД

– Посмотрите на тему урока и сделайте вывод, в какой части слова вам встречалось правописание обозначенных гласных букв? (В корне). Давайте вспомним, когда в корне слова мы пишем О, а когда Ё? (после шипящих в корне под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е. Если слово с Е подобрать нельзя, то пишется О).

– Для чего необходимы теоретические сведения?  ( Для осознанного применения на практике, ведь понимание учебного материала является залогом успешного результата).

- Проверим себя. Диктант «Проверь себя». Работаем на индивидуальных листах

Текст диктанта: Мотор заглох. Ш…фёр свернул с ш…ссе, остановил машину. Ш…л дождь, поэтому он накинул капюш…н и разж…г костёр. Когда обогрелся, взял ж…сткую щ…тку, очистил с мотора прилипшую грязь и увидел причину поломки. Вскоре он был в пути.

- Самопроверка (нет ошибок – 7 баллов, 1-2 ошибки – 6 баллов, 2-4 ошибки – 5 баллов)

3. Изучение нового и формирование навыков применения полученных знаний 

(5 мин.)

– Сегодня мы продолжаем знакомство с употреблением необычных букв О-Е. Предлагаю вам материал для наблюдений:

Бережок – овражек

Старичок – кусочек

Речонка – реченька

Душонка - душенька

Зайчонок

–  Понаблюдайте и сделайте вывод, чем отличается новая орфограмма от изученной? (Буквы О-Е находятся в суффиксе.) Обозначим суффиксы (обозначают суффиксы на индивидуальных листах).

Что же является условием выбора орфограммы? Я приготовила вам подсказку. На ваших листах написаны слова с пропущенными буквами, нужно вставить буквы и объяснить написание слов. Из правильно вставленных пропущенных букв у вас получится слово.

Ч…десный

По…писчик

Б…рабанщик

(Р,р)остислав

М…ньшинство

Обезья(н, нн)ий

Ц..рк

Земл…трясение

- Какое слово получилось? (Ударение) (если вы правильно составили слово и вставили пропущенные буквы, поставьте 1 балл, если допустили ошибки, то ничего не ставьте).

- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.

– Установите закономерность, при которой в суффиксах существительных пишется О. (О пишется под ударением.) - А Е? (Без ударения.) Сформулируем тему урока, впишем недостающие слова.

- Откройте учебник на странице 125, прочитайте правило. Верные мы сделали выводы?

- Ребята, я уверена, что вы умеете отгадывать загадки. Отгадайте те, которые я предложу. (5 мин.)

Маленький шарик

Под лавкой шарит (Мышь.)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет (Волк.)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык (Заяц.)

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком (Еж.)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет  (Белка)

Слова-отгадки появляются на слайде.

-Ребята, вы можете назвать детенышей этих животных? Запишите их в свои листы, применяя правило, изученное нами.  (Мышонок, волчонок, зайчонок, ежонок, бельчонок). Объясните ваш выбор гласной в суффиксе существительного. Если вы не сделали ошибок, поставьте себе 4 балла, 1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла.

- Сделаем вывод, какое значение имеет суффикс –онок? (детеныш животного).

- Обратимся в учебнике к заданию 163. (5 мин.) Поработайте в парах, запишите словосочетания, данные в учебнике, одним словом.  Первый вариант записывает первые четыре слова, второй вариант – оставшиеся четыре (1 – щелчок - щелкать, старичок - старик, светлячок – светляк, пятачок - пятак, 2 – пирожок - пирог, речонка река, бочонок - бочка, медвежонок - медведь). Сделайте сдовообразовательный разбор слов. Взаимопроверка (если нет ошибок, 4 балла, 1 – 3балла, 2 – 2 балла).

-Давайте попробуем систематизировать полученные знания о значении данных суффиксов и составить схему значений суффиксов – онок, -онк, -ок после шипящих на индивидуальных листах (3 мин.)

1. Уменьшительно-ласкательное

2. оттенок пренебрежения

3. обозначение детенышей животных.

4. Физминутка. (2 мин.)

Если слово пишется с буквой  О, то ребята поворачиваются в сторону, где размещена буква О,  если с  Е – где Е.

Шов, шЁрстка, девчонка, реченька, собачонок, обжора, кусочек, овражек.

5. Игра «Кто напрасно бежит за девчонкой?» (3 мин.) Задание: проанализируйте каждый набор слов и сделайте вывод, кто из бегущих не знает правил (т.е. найдите ошибки в написании слов, исправьте и объясните).

1) Дружок

2) Девчонка

3) Одежёнка

4) ручонка

5) пирожок

6) речёнка

7) медвежонок

8) мешочек

9) кружок

10) ельничок

11) бережок

12) шажок

13) червячок

14) щелчок

15) собачёнка (Если исправили все ошибки, поставьте себе 4 балла, если допустили 1 ошибку – 3балла, 2 ошибки, то ничего не ставьте)

6. Работа в группах (4 группы): (4 мин.)

1 группа – задание 166 – озаглавить и пересказать кратко текст

2 группа – выписать слова с суффиксами –ок, -ек после шипящих (башмачок, цветочек, жучок, паучок, светлячок)

3 группа – озаглавить и пересказать подробно текст:

Мышонок Пик бежал по высохшему болоту. Здесь рос один сухой мох. Он

был жёстким, и Пик колол себе лапки. За болотом начинался лес.

С ветки на ветку, с сучка на сучок, с кустика на кустик пробирался

усталый мышонок. Через три дня он выбрался на лужок.

На лугу пищи было достаточно. Червячок, жучок, гусеница, зёрнышко,

корешок – всё пригодилось мышонку.

4 группа – выписать из этого текста слова с О-е после  шипящих  в корне и суффиксе (в суффиксе – мышонок, на сучок, на лужок, червячок, жучок, корешок; в корне – жестким)

7. Проверим полученные знания на уроке с помощью программированного диктанта «Проверяю себя» (3 мин.)

1. Длинный языч…к

2. Детский стиш…к

3. Душистый горош…к

4. Белый воротнич…к

5. Золотой петуш…к

6. Последний кусоч…к

7. Чистый роднич…к

8. Желтый колпач…к

9. Новый замоч…к

10. Серый комоч…к

11. Тихий звоноч…к

12. Маленький пастуш…к

13. Потайной ящич…к

14. Детский чулоч…к

15. Маленький верблюж…нок

№ слова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вариант ответа        

                                                                                                        

- Проверьте себя сами и оцените свою работу. 0-1 ошибка – 5 баллов, 2 ошибки  - 4 балла, 3 ошибки – 3 балла.

-Подсчитайте баллы, набранные за урок. 25 баллов 0 – «5», 19 баллов – «4», 12 баллов – «3».

8. Рефлексия (2 мин.)

"Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Домашнее задание. На выбор:

Закончить сказку по данному началу,  используя слова на изученную

орфограмму.

Приключения мышонка Пика.

Мышонок Пик бежал по высохшему болоту. Здесь рос один сухой мох. Он

был жёстким, и Пик колол себе лапки. За болотом начинался лес.

С ветки на ветку, с сучка на сучок, с кустика на кустик пробирался

усталый мышонок. Через три дня он выбрался на лужок.

На лугу пищи было достаточно. Червячок, жучок, гусеница, зёрнышко,

корешок – всё пригодилось мышонку.

Однажды Пик чуть не погиб.

Зад.165 (1,2)

- На этом заседание клуба любознаек можно считать закрытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Проект урока на тему: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Проект урока на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных был разработан для учащихся 6-х классов. Целью данной работы является знакомство учащихся с правилом правописания глас...

«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Урок изучения нового материала.Цель урока:познакомить учащихся с правописанием гласных о-е в суффиксах существительных....

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...

Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных".Цель: формировать умение правильно писать гласную в суффик...

Распределительный диктант "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Данный диктант позволит учащимся обобщить и систематизировать знания о написаниях гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных....