Проект урока на тему: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Проект урока на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных был разработан для учащихся 6-х классов. Целью данной работы является знакомство учащихся с правилом правописания гласных О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных. Задача урока научить ребят верно выбирать орфограмму в морфемах, применять правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_o_i_e_posle_shipyashchikh_v_suffiksakh_imen_sushchestvitelnykh.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 12
ПРОЕКТ УРОКА
Предмет: русский язык, класс – 6 "в"
Тема: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Программа: УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова
Тип урока: изучение нового материала
Выполнил учитель русского языка и
литературы
Шилина Л.С.
г. Выкса
2010 г.
Психолого-педагогическая характеристика 6 "в" класса.
В 6 "в" классе обучается 23 человека, из них 14 девочек и 9 мальчиков. Большинство ребят 2001 года рождения (13 девочек и 5 мальчиков), 5 человек 2000 года рождения ( 1 девочка и 4 мальчика). Класс дружный. Сплоченность коллектива хорошая. Конфликты происходят очень редко. Между одноклассниками наблюдается взаимопонимание. Ребята охотно идут на контакт друг с другом, прислушиваются к отличному от их мнению одноклассников. Оказывают помощь своим товарищам, но в то же время присутствует дух здорового соперничества. Принимают и выполняют школьные и общепринятые нормы поведения и общения. Способны к ответственному поведению. К педагогам относятся с уважением и держатся на расстоянии. Эмоциональное восприятие ребятами школы положительное.
Мотивация деятельности учащихся следующая:
- подлинно познавательная мотивация - 6 человек (26%)
- познавательная мотивация присутствует, но не является ведущей -14
человек (60%);
- внешняя мотивация, связанная с привлекательностью общения с
одноклассниками – 3 человека (13%).
У ребят преобладает интерес к таким предметам, как история, литература, биология, математика и русский язык.
По типу темперамента в классе:
холерики – 5 человек (21%)
сангвиники - 6 человек (26%)
меланхолики – 11 человек (47%)
флегматики – 1 человек (4%)
По степени овладения познавательными процессами учащихся можно разделить на 3 группы.
Первая группа характеризуется высоким уровнем сформированности операций мышления (1 человек). На высоком уровне развитие операций классификации, аналогии, обобщения. Хорошо развито умение на выделение существенного, сравнение. Продуктивность внимания хорошая. Может напряженно работать над поставленной задачей и доводить дело до конца.
Вторая группа – это учащиеся со средним уровнем развития (12 человек). Данная группа характеризуется средним уровнем развития, хорошим выполнением заданий на классификацию, обобщение, аналогию. На низком уровне сравнение, выделение существенного, хорошая переключаемость внимания.
Учащиеся 1 и 2 групп усидчивы, старательны. Волевые установки в норме. Проявляют интерес к дополнительной литературе при изучении предметов, а также активность и самостоятельность в познавательной и общественной деятельности.
Последняя группа – это учащиеся с низким уровнем развития (10 человек). Такие операции, как выделение существенного, классификация, сравнение, обобщение на низком уровне. Данная группа учащихся имеет низкий уровень памяти. Испытывают затруднения в самостоятельном изучении материала.
Учитывая преобладание в классе детей с меланхолическим типом темперамента, т.е. детей с низким уровнем психологической активности, быстрой утомляемостью, медлительных, долго раскачивающихся перед работой работа по карточкам, самостоятельная работа по упражнениям учебника, фронтальный опрос, чтение и разбор правила на уроке, отработка и закрепление нового вида орфограммы, индивидуальные задания.
Со стороны семьи присутствует поддержка в учебной деятельности ребят. Родители заинтересованы, как и сами дети, в получении знаний, умений и навыков, которые помогут в дальнейшем поступить в высшие учебные заведения.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для усвоения данной темы.
В 6 классе к данному уроку учащиеся изучили из 27 предложенных тем 22 темы. Они уже знают имя существительное как часть речи, умеют находить имя существительное в тексте, знают основные грамматические признаки имени существительного, способы образования имен существительных, умеют делать морфологический разбор имени существительного, верно выбирать орфограммы в морфемах, графически обозначать орфограммы. По развитию речи устная речь в основном развита хорошо, умеют самостоятельно и используя опорные слова составлять текст, могут осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, обладают навыками работы в группах.
Тема, цели, задачи, оборудование урока.
Тема: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Цели урока:
образовательная: познакомиться с правилом правописания гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; графически выделять орфограмму; применять правило.
развивающая: умение верно выбирать орфограммы в морфемах, развивать устную и монологическую речь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение самостоятельно и используя опорные слова составлять текст, работать в группах.
воспитывающая: воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к русскому языку, чувство коллективизма, умение работать самостоятельно.
Оборудование урока:
- учебник
- тетради
- текст
- наглядный материал (картинка)
- тест
- записи на доске.
План урока с хронометражем
Этапы урока | Время |
1. Организационный момент. | 1 мин. |
2. Проверка домашнего задания. | 5 мин. |
3. Объяснение новой темы:
| 10 мин.: 4 мин. 6 мин. |
4. Закрепление изученного:
| 5 мин. 5 мин. 7 мин. 4 мин. |
5. Домашнее задание. | 1 мин. |
6. Подведение итогов урока. | 1 мин. |
7. Рефлексия. | 1 мин. |
Ход урока | Теоретическое обоснование деятельности учителя. | Деятельность ученика. |
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Задание:
2. Фронтальная беседа с классом по домашнему упражнению.
3. Проверка индивидуального задания. Вопросы к отвечающему у доски:
4. Самопроверка учащимися упражнения. - Ребята, сверьте свои записи в тетрадях с записями на доске. III. Объяснение новой темы.
а) Фронтальная беседа. - Ребята, вспомните правило "Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных" - Когда в окончании имен существительных после шипящих и Ц пишется буква О, а когда – Е? - На доске написаны слова с пропущенной орфограммой: б) Задание: - Вставьте буквы и распределите слова в 2 столбика: с буквой О в окончании – 1 вариант, с буквой Е в окончании – 2 вариант.
Работают в тетрадях и на доске. - Записываем тему урока: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. - Посмотрим на доску. Скажите, слова какой части речи здесь написаны? снежок горошек зайчонок доченька - Способ образования этих слов? - Запишите по 1 слову с буквой О и буквой Е в тетрадь и выделите в них суффикс. - Скажите, по какому принципу я распределила слова в 2 столбика? - Подчеркните гласные одной чертой. - Кто догадается, от чего зависит написание букв О и Е после шипящих? - Поставьте ударение в словах, подчеркните шипящие двумя чертами. - Прочитайте эти пары слов еще раз. Сделайте вывод, когда в суффиксах существительных после шипящих пишется буква О. а когда - Е. - Проверьте себя по учебнику (§46, стр. 101). - Прочитайте правило вслух. - Кто сможет рассказать это правило, не смотря в книгу? IV. Закрепление изученного. 1. Работа с учебником. - Обратимся к упражнению 253. Прочитайте задание. - Вы у себя в тетради, а 1 ученик на доске выписываем слова в 2 столбика: 1 –й столбик с гласной О в суффиксе, 2-й столбик – с гласной Е. дружок , замочек жучок человечек петушок подушечка шапчонка точечка. - Какое правило мы использовали при написании слов в 1-й столбик? - Какими двумя правилами мы пользовались при написании слов во 2-й столбик?
Фронтальная беседа по тексту. - Ребята, возьмите с парты листок с текстом, прочитайте его и скажите: - Признаки какого жанра УНТ в этом тексте присутствуют? - А конкретнее, какой из видов сказки? - А посмотрите, в тексте есть пропущенные места? Задание: Вам надо их заполнить красочными определениями. Какие слова можно вставить? Жили-были в лесу медведь с медведицей. Был у них сыноч_к – медвеж_нок.. Решил он справить свой День рождения и пригласил друзей. Первым прискакал _________ зайч_нок, следом прилетели ________ галч_нок, грач_нок и кукуш_нок. А тут затрещали в лесу ______ суч_чки и показались _________ волч_нок с _______ бельч_нком. Самым последним прискакал __________ лягуш_нок. Гости пинесли много подарков: горш_чек с медом, ________ ореш_к, горош_к, _________ колосоч_к. Гости ели вкусный пирож_к.
Самостоятельная работа. Задание для 1-ой группы: - 1-я группа работает с картинкой. На парте у вас лежит листок с картинкой, под которой написаны опорные слова: снежок, снеговичок, одежонка, шапчонка, дымочек, окошечко, собачонка, старичок, пирожок, кусочек, дружок. - Используя эти слова вам надо составить текст из 7-8 предложений. Задание для 2-ой группы: - 2-я группа продолжает работать с текстом, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы. Выписывать из текста только словосочетания с существительными, в которых пропущены буквы. - Проверите сами, используя наглядное пособие "Теремок". - Заслушаем несколько самых интересных сочинений. 4. Тест на закрепление новой темы. - С заданиями вы справились очень хорошо. Проведем небольшой тест по изученному материалу. - Выполнять тест вы будете по вариантам. Листочки с заданиями у вас на столе. Приступайте. 1 вариант. 1. В каком слове пишется буква Е: 1. друж_к 3. волч_нок 2. замоч_к 4. снеж_к 2. В каком слове пишется буква О: 1. подуш_чка 3. еж_нок 2. узелоч_к 4. жеребеноч_к 3. В каком слове пишется буква Е: 1. жуч_к 3. быч_к 2. пирож_к 4. козленоч_к 4. Найдите слово с гласными О или Е в суффиксе существительных: 1. овц_й 3. туч_й 2. ж_лудь 4. поросеноч_к 2 вариант. 1. В каком слове пишется буква Е: 1. бараш_к 3. галч_нок 2. пастуш_к 4. пирож_к 2. В каком слове пишется буква О: 1. желточ_к 3. ноч_нька 2. замоч_к 4. медвеж_нок 3. В каком слове пишется буква Е: 1. зайч_нок 3. ореш_к 2. суч_к 4. верблюж_нок 4. Найдите слово с гласными О или Е в суффиксе существительных: 1. грач_м 3. расч_ска 2. бельч_нок 4. лисиц_й Проверка теста. - Проверите тест самостоятельно по ключу на доске. - Поднимите руку те, у кого нет ошибок. - У кого есть ошибки? В каких словах? - Ваши тесты я еще раз посмотрю и поставлю всем оценки. V. Домашнее задание. - Дома контрольные вопросы и задания №1 - №6 (стр. 103) и упражнение 257: 1-я группа выполняют основное задание и дополнительные, 2-я группа – только основное задание. VI. .Подведение итогов. - Ребята, вспомните, что мы проходили сегодня на уроке? - Напомните мне и себе правило. Выставление оценок. - На уроке следующие ребята получили оценки:…. VII. Рефлексия. - Что вам понравилось на уроке? - Каково ваше настроение к концу урока? - Что бы вы хотели изменить в ходе урока? | Подготовка учащихся к уроку. Запись создает рабочую атмосферу. Проверяет знания учащихся по ранее изученной теме. Дается задание на повторение ранее изученного. Учитель корректирует и систематизирует знания учащихся, полученные ранее на уроках русского языка. Ответы на вопросы развивают монологическую речь. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Фронтальная беседа подготавливает к выполнению задания. Самостоятельная работа дает возможность учащимся выбрать нужное слово из ряда слов, это развивает логическое мышление, умение видеть орфограммы. Активизирует познавательную деятельность, вспоминая ранее изученное. Работа по аналогии дает возможность детям самостоятельно вывести правило. Данная работа помогает детям при формулировании выводов. Проверка по учебнику помогает скорректировать сформулированное правило и лучше усвоить. Развиваем и закрепляем умение пользоваться правилом и выделять орфограммы. Данная работа активизирует мышление учащихся, развивает умение работать с правилом, видеть орфограмму, находить и обозначать её. Побуждает учащихся к анализу написанного, воспроизведению правила, правильному выделению орфограммы. Работа с текстом развивает творческие способности учащихся. Подобное задание активизирует логическое мышление, быстроту реакции. Самостоятельная работа в группах позволяет каждому показать свои умения и навыки Данный вид работы развивает умение составлять текст самостоятельно и с использованием опорных слов, обращать внимание на изучаемую орфограмму. Учатся самостоятельно работать с текстом, применять изученное правило, выделять орфограммы, вспоминают словосочетания. Развивает уважительное отношение к одноклассникам. Тестовые задания дают возможность быстро проверить, как усвоен материал, с кем надо еще поработать. Выявление пробелов в усвоении материала. Учитель объясняет домашнее задание и дает инструкции по его выполнению. Подведение итогов показывает учителю то, как дети усвоили материал. Учитель выставляет оценки с комментарием. | Готовность учащихся к уроку. Делают запись в тетради. Учащиеся закрепляют ранее изученный материал Воспроизводят ранее изученные правила, показывают умение применять правила. Учащиеся извлекают свои знания из памяти и приводят их в систему. У них должно получиться следующее: стол – столик ваза – вазочка заяц – зайчик чашки – чашечки Ученик демонстрирует знания правила. Показывают умение самопроверки. Вспоминают правило, условия написания орфограммы, готовятся к выполнению задания. Показывают умение самостоятельно работать, выделять орфограммы, применять правило. Выполняют в тетрадях. Должны получиться следующие столбцы: Тучей лучом птицей лещом лисицей овцой стужей грачом зайцев ежом морозцем ершом
Учащиеся наблюдают, формулируют выводы, делают записи, учатся выделять орфограммы. Сравнивают свой ответ с правилом в учебнике, корректируют. Отрабатывают правило.
Работают с учебником и отрабатывают умение выделять орфограммы. Учащиеся отрабатывают применение правила. Анализируют, вспоминают. Воспроизводят ранее полученные знания по литературе и русскому языку. Демонстрируют умения работать с текстом, подбирать эпитеты. Демонстрируют умение работать в группах, составлять текст. Показывают умение работать самостоятельно, умение самопроверки. Показывают умение слушать, проявляют уважительное отношение друг к другу. Показывают умение работать с тестами. Показывают умение самопроверки и самооценки. Записывают задание в дневник. Воспроизводят правило, систематизируют. Учащиеся высказывают свои мысли об уроке: что им понравилось, что они хотели бы изменить, какое у них настроение в конце урока. |
Приложение.
№ 1. Тесты.
I вариант 1. В каком слове надо писать букву Е? а) арбуз_к в) бегемот_к б) горош_к г) берет_к 2. В каком слове надо писать букву И? а) билет_к в) звоноч_к б) внуч_к г) галстуч_к 3. Найди слово с орфограммой в суффиксе ЕК и ИК: а) обман__к в) рез__к б) ж_лтый г) год_к | II вариант 1. В каком слове надо писать букву И? а) василёч_к в) подароч_к б) огонеч_к г) глаз_к 2. В каком слове надо писать букву Е? а) мяч_к в) кабинет_к б) зубоч_к г) канат_к 3. Найди слово с орфограммой в суффиксе ЕК и ИК: а) карман__к в) расч_ска б) улиц_й г) нол_к |
I вариант 1. В каком слове надо писать букву Е? а) арбуз_к в) бегемот_к б) горош_к г) берет_к 2. В каком слове надо писать букву И? а) билет_к в) звоноч_к б) внуч_к г) галстуч_к 3. Найди слово с орфограммой в суффиксе ЕК и ИК: а) обман__к в) рез__к б) ж_лтый г) год_к | II вариант 1. В каком слове надо писать букву И? а) василёч_к в) подароч_к б) огонеч_к г) глаз_к 2. В каком слове надо писать букву Е? а) мяч_к в) кабинет_к б) зубоч_к г) канат_к 3. Найди слово с орфограммой в суффиксе ЕК и ИК: а) карман__к в) расч_ска б) улиц_й г) нол_к |
I вариант 1. В каком слове надо писать букву Е? а) арбуз_к в) бегемот_к б) горош_к г) берет_к 2. В каком слове надо писать букву И? а) билет_к в) звоноч_к б) внуч_к г) галстуч_к 3. Найди слово с орфограммой в суффиксе ЕК и ИК: а) обман__к в) рез__к б) ж_лтый г) год_к | II вариант 1. В каком слове надо писать букву И? а) василёч_к в) подароч_к б) огонеч_к г) глаз_к 2. В каком слове надо писать букву Е? а) мяч_к в) кабинет_к б) зубоч_к г) канат_к 3. Найди слово с орфограммой в суффиксе ЕК и ИК: а) карман__к в) расч_ска б) улиц_й г) нол_к |
№ 2. Текст.
Жили-были в лесу медведь с медведицей. Был у них сыноч_к – медвеж_нок.. Решил он справить свой День рождения и пригласил друзей. Первым прискакал _________ зайч_нок, следом прилетели ________ галч_нок, грач_нок и кукуш_нок. А тут затрещали в лесу ______ суч_чки и показались _________ волч_нок с _______ бельч_нком. Самым последним прискакал __________ лягуш_нок. Гости принесли много подарков: горш_чек с медом, ________ ореш_к, горош_к, _________ колосоч_к. Гости ели вкусный пирож_к.
Жили-были в лесу медведь с медведицей. Был у них сыноч_к – медвеж_нок.. Решил он справить свой День рождения и пригласил друзей. Первым прискакал _________ зайч_нок, следом прилетели ________ галч_нок, грач_нок и кукуш_нок. А тут затрещали в лесу ______ суч_чки и показались _________ волч_нок с _______ бельч_нком. Самым последним прискакал __________ лягуш_нок. Гости принесли много подарков: горш_чек с медом, ________ ореш_к, горош_к, _________ колосоч_к. Гости ели вкусный пирож_к.
Жили-были в лесу медведь с медведицей. Был у них сыноч_к – медвеж_нок.. Решил он справить свой День рождения и пригласил друзей. Первым прискакал _________ зайч_нок, следом прилетели ________ галч_нок, грач_нок и кукуш_нок. А тут затрещали в лесу ______ суч_чки и показались _________ волч_нок с _______ бельч_нком. Самым последним прискакал __________ лягуш_нок. Гости принесли много подарков: горш_чек с медом, ________ ореш_к, горош_к, _________ колосоч_к. Гости ели вкусный пирож_к.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Урок русского языка в 6 классеТема. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...
Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....
Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...
Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных".Цель: формировать умение правильно писать гласную в суффик...
Семяшкин А.М._Компетентностно ориентированное задание по русскому языку по теме "Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Материал посвящен усиленному изучению правописания гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных....
Урок в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Конспект урока в 5 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»....
Методические разработки. Конспект урока. Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Цели урока:- познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных.- сформировать умения правильного применения правила при выборе букв о...