Урок русского языка в 9 классе по теме "Р.р № 2. Сжатое изложение."
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Максименко Елена Викторовна

Тема. Р.р № 2. Сжатое изложение.

Цели: создание условий для формирования понятий: «сжатие текста» и «приемы (компрессии) сжатия текста»; создание условий для развития умения выделять главную мысль текста и сокращать текст разными способами; подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование нравственных ценностей;

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Метапредметные:

-формирование ценностного отношения к русскому слову;

-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.

Предметные:

Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

Тип урока: развития речи.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, памятки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie.docx32.78 КБ
Office presentation icon szhatoe_izlozhenie.ppt264 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                                          9 – А, Б классе                        урок № 7        

Дата: 11.09.2020

Тема. Р.р № 2. Сжатое изложение.

Цели: создание условий для формирования понятий: «сжатие текста» и «приемы (компрессии) сжатия текста»; создание условий для развития умения выделять главную мысль текста и сокращать текст разными способами; подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование нравственных ценностей;

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Метапредметные:

-формирование ценностного отношения к русскому слову;

-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.

Предметные:

Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

Тип урока: развития речи.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, памятки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, что такое рассуждение, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи.

II. Введение в тему. (приложение 1)

Прежде чем рассуждать по этому поводу, давайте посмотрим, как сформулировано задание 1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах):

Прослушайте текст и выполните задание 1части 1 (на бланке ответов №1). Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Часть 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,  так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 (90 -98)слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту? Правильно, сжатое!

III. Изучение нового.

Для того, чтобы понять, что такое сжатое изложение, давайте вспомним, как приготовить свежевыжатый сок.
Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок!

Вы спросите: "Какое отношение имеет сок к изложению?"

Сейчас поймёте сами, какое!
Изложение у нас сжатое!
Сок получили свежевыжатый!
Видите сходство?

Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.

Давайте прочитаем научное определение:

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором" максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.

Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.

Итак, для того чтобы написать сжатое изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

Помните разговор про апельсиновый сок?

Какими способами можно выжать сок?

Рукой, соковыжималкой механической или электрической.

В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок.

Получить сжатый текст мы тоже можем различными способами. О них сейчас и поговорим.

Известны три способа сжатия текста. Какие?

  1. исключение,
  2. обобщение,
  3. упрощение.

Что вам известно об этих способах? (учащиеся отвечают)

При исключении необходимо:

- выделить главное (существенное) и детали (подробности);

- убрать детали;

- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

- объединить существенное;

- составить новый текст.

Варианты исключения:

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

до сжатия:  У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия:  У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

до сжатия:  Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия:  Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При обобщении необходимо:

- вычленить единичные факты;

- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

- составить новый текст.

до сжатия:    Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия:   Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Третий способ сжатия текста - это упрощение.

При упрощении необходимо:

- заменить сложное предложение простым;

- заменить предложение или его часть указательным местоимением;

- объединить два или три предложения в одно;

- разбить сложное предложение на сокращённые простые;

- перевести прямую речь в косвенную.

Примеры:

Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия:   Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия:     Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия:  Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия?  Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

IV. Закрепление.

А теперь применим полученные знания на практике. Прослушайте текст. Ваша задача - сжать данный текст, при этом постарайтесь использовать все приемы сжатия. Для того, чтобы вам было легче, предлагаю вам воспользоваться памяткой (приложение 2).

(после проверяем выполненное задание, обсуждаем все ошибки)

        Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но, как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
           Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба,  кто такой настоящий друг,  каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба -  это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
           Главное,  чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности,  похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка,  быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство -  отличительная черта настоящей дружбы.

V. Итоги урока

Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно постараться ответить на такие вопросы. В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел?

Повторюсь: не нужно стремиться передать текст дословно. Изложение в рамках ОГЭ должно быть сжатым (в задании указан минимум – 70 (90-98) слов),

При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок: повторения одних и тех же слов, неправильного употребления личных местоимений. Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз - это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. "Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения" - это один из критериев оценки изложения как этапа ОГЭ. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение - любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

VI. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради и основные положения памятки, сжать текст.

Приложение 2

Комплекс работы с текстом.

Первый этап (первое прочтение текста)

1. Определите тему текста (о чём текст?).

    Способы (как сделать):

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора);
  • по заглавию текста.

2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?)
   
 Способы (как это сделать):

  • по настроению, которое вызывает прочтение текста;
  • по отношению автора к событиям, героям;
  • по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста.
        Способы (как сделать):

  • в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;
  • в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
  • в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.

4. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
    Способы (как сделать):

  • по выделению главной мысли в абзаце;
  • по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;
  • по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.

У  хорошего плана есть ряд достоинств:

  1. Это самая  краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
  2. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное. 
  3. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста. 
  4. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

Планы бывают нескольких типов, основные из них – вопросный, назывной и тезисный. 

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждой смысловой части соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана важно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, как..., почему..., но не есть ли..., сделал ли... и т. п.). Секрет в том, что такие словосочетания предполагают только ответ «да» или «нет», а вопросы с вопросительными словами заставляют дать развернутый ответ, который ведет к следующему пункту плана и помогает увязать эти пункты между собой.

Назывной план – план в виде ключевых словосочетаний, часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста (например, «Разговор героев о дружбе»).

Тезисный план – план из тезисов (утверждений) глагольного строя, то есть это целые предложения (например, «Герои разговаривают о важности дружбы в жизни»). Такой план всегда чуть более подробен, его уместно применять для записи содержания достаточно больших текстов. Для работы с экзаменационным изложением лучше всего подходит назывной план.

Работа с планом начинается после первого чтения текста. Понятно, что сразу получится только некий скелет, который после второго чтения обрастет «мясом» важных деталей. После того как план готов, нужно попробовать пересказать текст по частям и в целом. Разумеется, в условиях экзамена не всегда на это есть время, но нужно постараться, поскольку эта работа – очередной этап самоконтроля, который поможет не только выяснить, насколько хорошо содержание текста улеглось в памяти, но и проверить себя, отметить то, что требует доработки. Только после этого можно приступать к написанию изложения.

Второй этап (второе прочтение текста)

1. Отметьте в каждой микротеме существенное и дополнительное в каждой части.

Способы (как сделать):

  • по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

2. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

  • лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
  • лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Помните о главных условиях в написании изложения:

  • необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения - 90-100 слов;
  • пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение

Слайд 2

Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)

Слайд 6

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Слайд 7

Запомни!!! Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Слайд 8

Три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.

Слайд 9

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.

Слайд 10

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

Слайд 11

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

Слайд 12

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Слайд 13

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Слайд 14

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 15

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 16

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.

Слайд 17

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Слайд 18

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Слайд 19

При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.

Слайд 20

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Слайд 21

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Слайд 22

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Слайд 23

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Слайд 24

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 25

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 26

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Слайд 27

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Слайд 28

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Слайд 29

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения: необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения – не менее 70 слов; пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 30

Помни!!! Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Слайд 31

Домашнее задание: Выучить записи в тетради и основные положения памятки; Сжать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Урок русского языка. 6 класс. Тема: Изложение" Речкино имя"

ТЕМА: Изложение «Речкино имя»Цели:учиться сохранять при пересказе  сложное типологическое строение текста;строить развернутое описание состояния окружающей среды;использовать изобрази...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...