№ | Этап урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивация. к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
| Организационный момент Звенит звонок веселый, Зовет нас на урок. Такой порядок в школе Не забывай, дружок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. Психологический настрой на работу - Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят). - Ушки внимательно слушают и все (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы!
| Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2. | Проверка домашнего задания. | Фронтальный опрос учащихся на знание правила «Обстоятельство». | Самоконтроль и коррекция |
|
3. | Синтаксическая работа | Подчеркнуть все члены предложения, указать чем выражен каждый член предложения, составить схему.
| Находят главные и второстепенные члены предложения, определяют часть речи каждого члена предложения, составляют схему предложения. |
|
4.
| Актуализация и пробное учебное действие. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Формирование темы урока и запись ее в рабочие тетради Ребятки, давайте с вами послушаем стихотворение. Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке, Конечно, (однородными).
| Слушают, участвуют в беседе, отвечают на вопрос.
| Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П))
|
5.
| Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. | Создание проблемной ситуации Ребятам раздаются тексты с предложениями. - Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали?). Растворились в темноте рощи, сады, поля. (Рощи, сады поля растворились). - Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (Три подлежащих и одно сказуемое) - На какой вопрос они отвечают? ((Сады, рощи, поля ) что сделали?) - С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация) - Как называются подобные члены предложения? Cформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения.) - Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания). Давайте запишем в тетрадочки признаки однородных членов предложения! Признаки однородных членов предложения: 1. Отвечают на один вопрос 2. Являются одним членом предложения 3. Относятся к одному слову 4. Обычно являются одной частью речи 5. Интонация перечисления.
| Работа в группах.
Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.
Проверка по цепочке, с оцениванием обучающимися устных ответов одноклассников. За каждый правильный ответ получают жетон с надписью «Успех». | Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
|
4. | «Открытие нового знания»
| Новый материал объясняется на примерах из учебника стр. 91. Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а,но, и. Прочитайте предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем второстепенные. Прочитайте правило на стр. 94 вашего учебника. Как обозначается пунктограмма №2 на письме? Запишите по одному понравившемуся предложению, подчеркните однородные члены, напишите, чем они выражены, обозначьте пунктограмму №2. А теперь рассмотрите таблицу. Запятая в предложениях с однородными членами Ставится | Не ставится | 1.Если нет союзов (бессоюзное предложение) 2.Перед союзами а, но | 1.Если союз и соединяет два однородных члена предложения |
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Расскажите о постановке запятой в предложениях с однородными членами. Приведите свои примеры.
| Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм. - Найду в предложении однородные члены.
- Определю, есть ли союзы при них.
Выберу нужный знак препинания.
Взаимопроверка. За правильно выполненное задание обучающиеся получают жетон «Успех».
| Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
|
5. | Первичное закрепление (4-5 минут) Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Первичное закрепление материала Комплексная работа с текстом. Обучающиеся получают листы с текстом. Ветра нет, в мя..ком воздухе разлит осенний запах. Бере..ка вся золотая красиво рисуется на голубом небе. Ни..кое со..нце уже не греет но блестит ярче летнего. Как хорош лес поз..ней осенью! (По И. Тургеневу) -Как его можно озаглавить? (Лес осенью) -В чем видит красоту осеннего леса автор? -Найдите в тексте эпитет, метафору. -Для чего И. С. Тургенев употребляет их в тексте? Какова основная мысль данного текста? -Скажите, пожалуйста, а предложения, записанные на доске, какой темой объединены? Можно ли их использовать для описания осеннего леса? -Эти предложения также взяты из произведений мастера пейзажных описаний И. С. Тургенева. Какие из них могут дополнить прочитанный текст? -А теперь скажите, в каких предложениях пропущены знаки препинания? Запишите их в тетрадь, поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены. Какими частями речи они выражены? Выпишите слова, в которых пропущены буквы, обозначьте орфограммы.
| 1.Работают с учебником (упр.200). Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова, пробуют найти сравнительный оборот, и объяснить, что с чем сравнивается в предложении. 2. Работают в паре, выполняя упр. Записывают предложения, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.
| Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
6. | Физминутка | Учитель организует физминутку. -Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.
| Выполняют упражнения |
|
7. | Самостоятельная работа с проверкой. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний. Маша, Саша и Витя гуляли во дворе. Лес стоял. У меня дома живут котенок и щенок. Текла, извивалась, блестела река. Снег ложился на поля. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Напишите номер нераспространенного предложения. | Самостоятельно работают: 1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания на листочке. Взаимопроверка. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
8. | Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут) | Предлагает составить предложения на все случаи постановки знаков препинания при однородных членах | Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные: контроль, коррекция.
|
9 | Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. -Оцените то, как вы усвоили материал: - - Я не допустил ни одной ошибки.
- - Я ошибался 1-3 раза.
- - Я ошибался более 3 раз.
- - Я не понял материал.
Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:
Параграф 40-41, упр. 205 – базовый уровень; (дополнительно: выписать 3 предложения с однородными членами из любой русской народной сказки – повышенный уровень).
| Составляют внутреннюю речь.
Работают в группах, составляют кластер, представляют его.
Используют клише для рефлексии.
| Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
|