Контрольная работа по русскому языку в 5 классе
тест по русскому языку (5 класс)

 Гайдукова Татьяна Михайловна

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе составлена на основе  научно- популярного текста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. Контрольная работа, 5 класс

I вариант    Царство бактерий

 

1) Бактерии – одни из самых древних обитателей Земли, они живут уже более трёх миллиардов лет.2) Эти микроорганизмы состоят всего из одной клетки, и увидеть их можно только в микроскоп.

3)  В переводе с  греческого «бактерия» означает палочка.4) Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразны по форме: шаровидные (кокки) – в виде цепочки шаров (стрептококки ) или в виде гроздей (стафилококки ), палочковидные ( бациллы), изогнутые (вибрионы ), спиральные (спириллы).

5) Среди бактерий есть много паразитов, которые могут вызвать опасные заболевания, такие как дизентерия, туберкулез, чума, холера и многие другие.6) Попадая в организм человека, бактерии-паразиты находят условия, подходящие для размножения и питания, – таким образом может возникнуть определённая болезнь.

7) Но существует много и бактерий-помощников. 8) Так, при жизнедеятельности почвенных бактерий происходит образование перегноя, который представляет собой разложившиеся остатки растений и животных и содержит все необходимые вещества для жизни растений.9) В кишечнике многих животных и человека обитают бактерии, которые помогают переваривать потребляемую организмом пищу. 10) Без бактерий невозможно получить кефир, творог, сметану, сыр и другие молочнокислые продукты. 11) При изготовлении этих продуктов в молоко помещают специальные молочнокислые бактерии.  12 ) В результате деятельности микроорганизмов происходит процесс брожения молока и в нём образуется молочная кислота. 13)  Лучше всего молочнокислые бактерии развиваются при температуре 25-40°C.  14) Рост бактерий в молоке и молочных продуктах замедляется при температуре ниже 10°C, а при температуре 3-4°C их жизнедеятельность практически полностью прекращается.  15) Примерно такая же зависимость активности жизнедеятельности от температуры наблюдается и для многих других бактерий.

1. Запишите транскрипцию  слов  БАКТЕРИЙ и БАКТЕРИЯ. Одинаково ли количество звуков в данных  словах? Свой ответ прокомментируйте._____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Из предложения № 8 выпишите слово (а) с чередующейся о-а в корне слова. Обозначьте эти корни._________________________________________________________________________________

3.  Из предложения №3 выпишите слово, которое обозначает признак предмета___________________

4. Из предложения № 10  выпишите слово, к которому можно применить правило: «Если в вопросе есть  Ь ,то и в слове надо писать  Ь?»_______________________________________________________

5.  Какое слово поможет проверить безударную гласную в корне слова   РАЗВИВАЮТСЯ (Предложение № 13). Запишите его.________________________________________________________

6. Объясните постановку запятой в предложении №2_________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7.  Какое слово не является однокоренным к слову молоко:

 Молока,  кисломолочный,   молочный, молочко? Запишите это слово.___________________________

8. Определите стиль прочитанного текста___________________________________________________

9. Напишите  небольшое сочинение- рассуждение . Почему так говорят:  «Где здоровье — там и красота?»____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русский язык. Контрольная работа,5 класс

II вариант      Изучение бактерий

1)Честь открытия бактерий принадлежит голландскому натуралисту Антони ван Левенгуку.2) Он создал один из первых микроскопов для проведения простых научных наблюдений.3) В 1683 году он впервые увидел бактерии, о чём сообщил письмом в самое авторитетное научное учреждение того времени – Лондонское королевское общество.

   4) Бактерии, как и всех других микроскопических существ, Левенгук назвал «анималькули». 5)  Название же «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг уже в 1828 году. 6) Огромный вклад в изучение болезнетворных бактерий внёс французский учёный Луи Пастер.  7) Именно он в 1850- 1860 гг. установил, что у каждой болезни есть свой собственный возбудитель, и открыл бактерии, являющиеся возбудителями различных болезней.

 8) С именем Пастера связан и способ обеззараживания молочных продуктов – пастеризация. 9) Он предложил нагревать продукты до температуры 70-80°C. 10) При этом микроорганизмы погибают, однако споры их остаются в жизнеспособном состоянии и при возникновении благоприятных условий начинают интенсивно развиваться. 11) Поэтому пастеризованные продукты (молоко, пиво и др.) хранят при пониженных температурах в течение ограниченного периода времени. 12) Считается, что пищевая ценность продуктов при пастеризации практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и полезные для человека компоненты этих продуктов . 13)Исследования Пастера продолжил Роберт Кох. 14), Он сформулировал общие подходы к определению возбудителя болезни, исследовал бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку.15) А в 1905 г. он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

1. Запишите транскрипцию  слов  БАКТЕРИИ и БАКТЕРИЯ. Одинаково ли количество звуков в данных  словах? Свой ответ прокомментируйте._____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Из предложений 9, 10, выпишите слово (а) с чередующейся гласной о-а в корне слова. Обозначьте  корень.________________________________________________________________________________

3.  Из предложения №1 выпишите слово, которое обозначает признак предмета__________________

4. Из предложения № 15  выпишите слово, к которому можно применить правило: «Если в вопросе нет Ь,то и в слове не надо писать  Ь?»______________________________________________________

5. Какое слово поможет проверить безударную гласную в корне слова  СОХРАНЯЮТСЯ (Предложение № 12). Запишите его.________________________________________________________

6. Объясните постановку запятой в предложении № 10._______________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. Какое слово не является однокоренным к слову молока:

 Молоко,  кисломолочный,   молочный, молочко? Запишите это слово.__________________________

8. Определите стиль прочитанного текста___________________________________________________

9. Напишите  небольшое сочинение-рассуждение. Почему так говорят:  « В здоровом теле здоровый дух?»_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ

конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты, словарные диктанты 4 класс УМК ПНШ русский язык...

Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)

Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...

Контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

Контрольная работа с тестом проводится в конце учебного года. ...

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...