Составление карты понятий
статья по русскому языку (9 класс)
Пользуясь этой картой, учащиеся имеют возможность грамотно составить определение для понятия, написать комментарий, подобрать аргументы к своим размышлениям. У них будет возможность собрать материал для сочинения, выбрать наиболее подходящую информацию для составления своего текста, структурировать ее. Карта поможет учащимся на уроках истории и обществознания, которые также предполагают написание сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sostavlenie_karty_ponyatiy.docx | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление карты понятий как метод подготовки к ОГЭ по русскому языку
Цель: совершенствовать методическую работу в условиях внедрения ФГОС
На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов гуманитарного цикла.[1]
Третья часть (задание 9) основного государственного экзамена по русскому языку предполагает написание сочинения. Учащемуся предлагают выбрать один из трех видов данной работы: в сочинении 9.1 необходимо раскрыть смысл высказывания, в сочинении 9.2 – объяснить смысл фрагмента текста, в сочинении 9.3 сформулировать и прокомментировать определение к какому – либо понятию.
Среди основных затруднений при написании экзаменационного сочинения выделяются следующие:
- «Трудность первого шага»: с чего начать? Составление плана сочинения, сбор нужной информации;
- Затруднения при построении структуры сочинения-рассуждения, «уход» на пересказ вместо вычленения аргументов;
- Затруднения при вычленении композиционных частей текста, отсутствие важных структурных элементов сочинения – рассуждения.
Учитель заинтересован, чтобы его ученик был успешным на экзамене, значит, он заинтересован и в поиске методов и приемов, позволяющих обучить школьника этому виду творческой работы. Система методов должна учитывать принцип ранжирования трудностей и отражать этапность в формировании навыка написания сочинения-рассуждения.[2]
Я изучила метод подготовки к написанию сочинения 9.3 в пособии Егораевой Г.Т. «ОГЭ. Русский язык: Выполнение заданий части 3», переработав и дополнив, применила его на уроках, посвященных подготовке к государственной итоговой аттестации.
Смысл данного метода заключается в составлении карты понятий. Данная карта поможет собрать имеющуюся у учащегося информацию о понятии, структурировать эту информацию, выбрать подходящие элементы для своего текста.
В качестве примера я возьму такое понятие, как зависть.
1.Подбор гиперонима или синонима к понятию. Их предлагают учащиеся самостоятельно, далее обсуждается каждый из них, что подойдет, а что нет. Если есть возможность, можно на данном этапе работать с толковыми словарями.
Гиперонимы к понятию «зависть»: чувство, свойство, качество, порок, недостаток, эмоция и так далее.
Синоним к понятию «зависть»: ревность.
2.Что может данное понятие? Что можно с ним делать? На данном этапе необходимо подобрать сказуемое к нашему понятию: возникает, проявляется, испытывает, чувствует, выражается, ощущает/ощущается и т.д.
3. Каким бывает понятие? На данном этапе нужно подобрать качество к нашему понятию: искренняя, «белая», «черная», уничтожающая, искренняя и т.д.
4. К кому испытываем? Кому проявляется / относится? На данном этапе выясняем, на кого направлено понятие, к кому или к чему оно относится: к успешным людям, к друзьям, к окружающим, к родным и т.д.
5. Зачем нужно/ не нужно? На данном этапе, если понятие положительное, объясняем, почему оно необходимо нам и окружающим, если понятие отрицательное (как зависть, например), объясняем, почему оно нам не нужно: делает человека несчастным, разрушает отношения между людьми, вызывает чувство безысходности, собственной никчемности и т.д.
6. Подбираем аргументы, доказывающие наши мысли: в тексте КИМа, в литературе, в истории, в пословицах, поговорках, в Библии, мифах и т.д.
Данную информацию для наглядности можно представить в виде схемы, которая и будет картой понятия. Карта понятия «зависть» представлена в приложению 1 к данной статье.
Пользуясь этой картой, учащиеся имеют возможность грамотно составить определение для понятия, написать комментарий, подобрать аргументы к своим размышлениям. У них будет возможность собрать материал для сочинения, выбрать наиболее подходящую информацию для составления своего текста, структурировать ее. Карта поможет учащимся на уроках истории и обществознания, которые также предполагают написание сочинений.
Данный метод работы успешно зарекомендовал себя при подготовке учащихся к ГИА: мои выпускные классы на протяжении нескольких лет демонстрируют стопроцентный результат на экзамене по русскому языку.
Приложение 1
Список используемой литературы и интернет – источников
1.ОГЭ 2016. Русский язык: Выполнение заданий части 3 / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2016;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт СОО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1645);
3. https://fipi.ru/. Дата обращения: 28.02.2021 г.
4.https://infourok.ru/statya_na_temu_problemy_podgotovki_uchaschihsya_k_itogovomu_sochineniyu-472688.htm. Дата обращения: 28.02.2021 г.
5.https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/trudnosti_i_sposoby_ikh_prieodolieniia_pri_podghotovkie_k_ekzamienatsionnomu_soc. Дата обращения: 28.02.2021
[1] https://infourok.ru/statya_na_temu_problemy_podgotovki_uchaschihsya_k_itogovomu_sochineniyu-472688.htm. Дата обращения: 28.02.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика составления карт крестьянских фамилий (на примере Муромцевского раййона)
Презентация содержит информацию о методтке составления географических карт фамилий...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
Опыт работы с интеллект- картами, а именно картами понятий.
Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик, преподаватель или ...
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...
Статья "Карта понятий - как инструмент внутриклассного оценивания на уроках технологии»
В данной статье рассматривается одна из техник внутриклассного оценивания "карта понятий" и применение данной техники на уроке технологии в 8 классе....
Как повысить мотивацию. Карта понятий.
Карта понятий- увлекательное и эффективное занятие на уроке...
Применение карт понятий на уроках биологии
Примеры применение карт понятий на уроках биологии в 5, 6,8,11 классе...