Состав слова
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Состав слова. Урок повторения в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.urok_v_5_kl.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Состав слова. Урок повторения в 5 классе
1 Организационный момент
Проверяется готовность к уроку: наличие тетрадей, дневника, тетради для теории.
2 Психологическая подготовка. Беседа (игровая технология, ИКТ)
Учитель: Заголовок - это не просто слова. Это слова - всему голова. Задумайтесь над заголовком.
О чём, по-вашему, мы будем сегодня говорить? (О строительном материале, из которого строятся
Записываются в тетрадь число и тема урока
"Строительные блоки", из которых строятся слова, называются морфемами. Их четыре: приставка,
корень, суффикс и окончание.
Вам понятно, что она обозначает?
А теперь прочитайте слова с морфемой Ш: шла, прошли. Вдумайтесь в из смысл. Нетрудно понять,
что корень Ш обозначает движение. Причём не всякое движение, а движение человека пешком. А в
одиночку, без других морфем, этот корень ничего выразить не может.
Давайте сыграем в игру. Вот у нас такой замечательный пейзаж. Светит солнышко, по небу бегут
голубые облачка. Вот два сказочных домика, соединённых дорожкой. Речка, через речку мостик. А
ещё два человечка, два друга
По клику мыши появляются два человечка
В нашей игре будут участвовать морфемы. Во-первых, уже известный нам корень Ш. Во-вторых,
суффикс Л, он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание И.
Соединив морфемы, какое слово мы получим?(шли)
А в четвёртых, в игре будут участвовать различные приставки, которые вы вспомните сами.
Ваша задача описать действия весёлых человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с
Учитель кликает мышью, человечки перемещаются по слайду. Учащиеся называют слова: вышли,
пошли, перешли, обошли, дошли, вошли.
Запишем эти слова в тетрадь и выделим морфемы.
Далее урок проходит без презентации
3 Беседа. Конструирование слов
Большую строительную работу выполняют и суффиксы.
Возьмём корень УЧ. Что он обозначает?
Добавим к нему разные суффиксы
Н. Т. Учитель, ученик, училище, учение
Запишем глагол ПОВРЕДИТ
Разберём его по составу (полный разбор)
На что указывает окончание (глагол ед. ч., 2 спр.)
Выделим основу слова. Что такое основа?
Выделим корень. Докажем, что именно такой корень в слове. Подберём однокоренные слова (вред,
Выделим приставку. Подберём слова с такой же приставкой (побежит, полетит, поедет)
5 Работа в "Словаре корней"
Запишем красной ручкой в "Словарь корней" корень ДИВ, ДИВЛ. Это один и тот же корень. Что он
обозначает?
Подберите однокоренные слова. Определите часть речи
6 Фронтальный опрос
Как называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные или родственные)
Что надо учитывать при подборе однокоренных слов? (Значение слова)
Будут ли однокоренными слова ГОРА и ГОРЕ? (нет, они обозначают разное)
7 Работа в тетради для теории
Запишем в тетрадь для теории 3 секрета однокоренных слов:
1
Одинаковый вид корня
2
Одинаковое звучание корня
3
Одинаковый смысл
8 Объяснительный диктант
Учитель пишет на доске, дети - в тетрадях. Учитель пишет с пропусками. Вставляется
безударная гласная, выделяется орфограмма
Мы разглядели в высокой траве светлячка. Конец его брюшка светился холодным огоньком. В
тёплые летние дни вдоль тропинок появляется много светлячков. Вечерами тропинка украшалась
зелёными фонариками.
9 Организационный момент
Сбор тетрадей
Учитель раздаёт тетради с комментариями
10 Домашнее задание
Выучить слова из словаря корней, выучить три секрета однокоренных слов, выполнить работу над
ошибками. Написать прописи, кому нужно.
Литература
1
Граник "Секреты орфографии"
2
Г. А. Богданова "Уроки русского языка в 5 классе"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слоговой состав слова: трехсложные слова
Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов....
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...
Методическая разработка логопедического занятия. Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.
Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой....
Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...
Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»
Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...
Состав слова. Морфемный анализ слова.
Цели: Повторить основные положения морфемики; показать связь морфемики и орфографии; расширять знания по теме: состав слова; совершенствовать навыки морфемного анализа слов...
Состав слова. Приставочный способ образования слов.
Презентация по теме "Приставки. Приставочный способ образования слов" содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра...