Урок по теме "Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кок-Кат Саида Ооржаковна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фонетика137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему

«Обобщающий урок по теме «Фонетика»

           

Цели урока: 

1.Содержательная:

повторить, обобщить, систематизировать  изученное в разделе «Фонетика. Орфоэпия»;

повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы; совершенствовать умение

сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов; отработать

произношение трудных слов;

2. Воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку.

3.Развивающая – развивать речь учащихся; развивать речевой слух и чувство красоты

Звучания русской устной речи; развивать творческие способности учащихся;

4.Деятельностная:

 формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и  

реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль

и проект выхода из затруднений);формировать регулятивные УУД: целеполагание,

планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в

ситуации  затруднения.

Задачи:

Организовать на уроке смену видов деятельности.

Стиль общения с учащимися – демократический.

Привлечь силы слабоуспевающих учащихся.

Использовать все приемы обучения: словесные (сообщения учащихся), наглядные (схемы, плакаты, рисунки), практические (карточки, тексты, фронтальный опрос, лингвистический эксперимент, создание ситуаций занимательности).

Тип урока: урок обобщения, отработка знаний с дидактическими заданиями, с элементами игры и рефлексия.

Особенности урока: час занимательной фонетики,  активность всех учеников, диалог, демонстрация творческих возможностей учащихся, выступления учащихся.

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная. 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

 Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

 Техническое обеспечение урока: проектор, карточки, доска.

 Ожидаемый результат: интерес учащихся к уроку.

             

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников.

1.Организационный момент

Приветствие, проверка  готовности к уроку, запись даты.

 -Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2.Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, вам потребуется сегодня ваши знания, смекалка и находчивость.

Ученики сами называют тему урока, выполнив задание учителя.    

Учитель:  Ребята, посмотрите внимательно на слова, в них скрыта наша тема. Кто у нас самый догадливый? Кто определит тему урока? (сделайте фонетическую запись).

Слова на доске:

Вкусный, облака, низкий, этаж, терпишь, искрится, костер, арбуз.

Что получилось? Какие звуки вы выписали? Какое слово получилось. Совпадает ли написание этого слова и произношение? ( у доски работает ученик).

 Слово «Фонетика».  

Написание и произношение слова  не совпадают.

Учитель: знакомо  ребята, вам это слово?  Урок  новых знаний или урок-повторение.? Сформулируйте, пожалуйста, тему  нашего урока?

Ученик: Да., мы уже знакомы с этим понятием., урок-повторение. «Повторение по теме «Фонетика».Учитель: Правильно. Запишите тему урока в тетради.

Учитель: Что изучает фонетика?

Ученик: Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуковую сторону языка. Слово пришло из греческого языка и означает «звук, голос». Фонетика знакомит со звуками речи, ударением, интонацией, учит произносить звуки речи, читать текст, делить его на фразы, такты, слова и звуки.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель.

 Пройдем небольшой инструктаж и проверим свои теоретические знания. Для этого мы проведем небольшую разминку  «Закончи фразу». 

Разминка

«Закончи фразу»

1 ряд

2 ряд

3 ряд

1.Звуки мы …, а буквы ….

2.Все звуки речи делятся на … и ….

3. Гласные звуки делятся на …  и … .

 

1.Не обозначают звуков буквы …..

2.Согласные звуки делятся на … и … , … и … .

3. Не образуют пары по глухости-звонкости следующие согласные …

 

 

1.Мягкость согласных обозначается …, а также буквами ….

2. Буквы е, е, ю, я обозначают два звука в следующих случаях : …

      3. Не образуют пары по твердости-мягкости … . 

/мягк – й,ч,щ.

Тверд =-ж,ш,ч/

Учитель. Молодцы! Инструктаж прошли все на «отлично»

4. Этап локализации индивидуальных затруднений

Задание 1. Работа с мини-текстом.

а) Предтекстовая деятельность.

    - Перед вами иллюстрация текста, над которым нам предстоит работать. Составьте вопрос к тексту по иллюстрации. Как вы думаете, о чем этот текст.

    *Работа с деформированным мини-текстом.

б) Этап текстовой  деятельности.

    *Чтение про себя с вопросом.

2527986091

Вопросы: Какое чувство вызывает этот текст?

         Какова основная мысль текста? /Для ребенка самый родной человек - мама. Для человека самое главное - это семья, родной дом/

в) Послетекстовая деятельность.

    а) Прием «Кубик Блума»

    б) Игра «Рассели жильцов в дом» (работа по группам)

В первый домик -  слова, в которых количество букв и звуков совпадает /малыш, из, детского,дома, нарисовал, маму, лег/

Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков /асфальте/

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв /объятия, ее/

    в) Звуковое письмо 

Найти    слова, в которых произношение не совпадает с написанием, и составить их фонетическую запись (транскрипцию):

Из, детского, лег, обувь.   

 

Физминутка.

Что такое алфавит? (расположение букв языка в определенной последовательности) - слайд

  *Построиться по алфавитному порядку./по группам - по рядам/.

 

        *Ученики на слух определяют есть ли в слове звук [Й]?

Если есть, то встают, приседают, встают обратно.

Нет этого звука – встают, хлопают.

Слова: санаторий, яма, мята, юбка, пью, сельдь, подъехать, елка, нести, люлька, клочья, птичья.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

Что изучает орфоэпия?

Учитель:

В целом, орфоэпия – это правила образцового литературного произношения.

Ударение-произношение одного из слогов с большей силой и продолжительностью. Правильное произношение является показателем общей культуры человека, поэтому ударение надо хорошо знать.

Задание 3.

Поставьте  ударения.

Слова: баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты ,щавель., банты, форзац, жалюзи, сабо, арбуз, алфавит, ворота, компас, начать, цемент, каучук.балуется.

Учитель. Взаимопроверка, поменялись тетрадями, проверяем по образцу (правильные ответы - слайд)

Учитель.

Но орфоэпия – это не только правильно поставленное ударение в слове. Орфоэпия – это и правильное произношение звуков.

Вспомним некоторые из них

 

Задание 4 .

Орфоэпический диктант.

Задание: читать по группам

 Вечный – скучно - сердечный

Пустячный- почта – чтобы

Фанера – кашне - тема

Теннис- мечта – яичница

 

6.Этап включения в систему знаний и повторения.

1.Пишем- отвечаем-выполняем.(самопроверка)

Записываем предложения.

1.Шелковые  снежинки на лице.( подчеркните все твердые непарные согласные).

3.Мы любим нашу столицу Кызыл (все звонкие, непарные согласные)

4.Мы пошли в столовую и взяли: щи, цыпленка, хлеб и чай. ( Все глухие непарные согласные).

7.Этап реализации построенного проекта.

 

Фонетический разбор слова, один ученик у доски

Слово: просьба.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Какова была тема нашего урока? Какую цель ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее? Что научились делать? Над чем предстоит еще поработать? Свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой.

?

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!!

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаю основные нормы произношения, но не уверен, что самостоятельно смогу различить парные – непарные согласные. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

!!!

Научился  различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаю основные нормы произношения  и правила правописания и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Домашнее задание:

Составить тест на тему «Фонетика.Графика. Орфоэпия» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...