Открытый урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Камаа Аяна Валерийевна

 (6класс, автор М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Хайыракан Бичелдей Аяны Валериевны.

Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных  - ЧИК (- ЩИК)

Цель урока: знакомство учащихся  с условиям выбора букв  ч и  щ  в суффиксе – чик (-щик)  

Задачи:

Предметные: выстраивать алгоритм действия на основе правила; формировать умение запоминать правило; связывать условия выбора изучаемой орфограммы  мгновенно, в момент письма.

Метапредметные: объяснять постановку букв с проговариванием  во внешней речи, переосмыслять материал и преобразовывать его в другую форму - краткую запись или схему, овладевать основами самоконтроля; формировать умение работать в паре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc66 КБ
Office presentation icon prezent._chik_shchik.ppt1.83 МБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_otkr.uroka_.doc211.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка

 (6класс, автор М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Хайыракан Бичелдей Аяны Валериевны.

Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных  - ЧИК (- ЩИК)

Цель урока: знакомство учащихся  с условиям выбора букв  ч и  щ  в суффиксе – чик (-щик)  

Задачи:

Предметные: выстраивать алгоритм действия на основе правила; формировать умение запоминать правило; связывать условия выбора изучаемой орфограммы  мгновенно, в момент письма.

Метапредметные: объяснять постановку букв с проговариванием  во внешней речи, переосмыслять материал и преобразовывать его в другую форму - краткую запись или схему, овладевать основами самоконтроля; формировать умение работать в паре

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1.Организационный момент

Цель: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задача:

-создать положительный эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас снова. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня мы узнаем новое правило правописания имён существительных.

Запишем в тетрадь дату и начнём работать.

Учащиеся слушают учителя, записывают число и слова «классная работа», оставляя одну строчку для темы урока пустой.

Личностная: Самоопределение.  Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества.

1 минута

2.Опрос учащихся по изученному материалу

Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока: повторить пройденные темы.

Учащиеся задают друг другу вопросы по теме предыдущего урока  «НЕ с существительными».

- Запишите и объясните правописание НЕ с именами существительными.

На доске заранее подготовленная запись:  (Слайд 2)

=Друзья по (не)счастью; это (не)птица; (не)приятель, а знакомый; (не)урожай овса; (не)топор нужен; шапка- (не)видимка; рассказывать (не)былицы.

- Когда НЕ с именами существительными пишется раздельно, а когда слитно? (Слайд 3)

Один учащийся выходит к доске, раскрывает скобки, комментируя свои ответы. Класс делает данное задание в тетрадях, затем дополняет /исправляет ответы стоящего у доски ребенка, если это нужно. (НЕ с существительными пишется слитно, если без НЕ не употребляется или можно заменить синонимом без НЕ.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление или это отрицательная частица).

Коммуникативная:

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательная:

Индивидуально-групповая работа с построением логической цепи рассуждения.

Регулятивная:

Контроль, оценка, коррекция.

5 минут

3. Мотивация к учебной деятельности.

Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Материал для наблюдения. (Слайд 4)

- От данных слов образуйте названия лиц по профессии:

рассказ – (рассказчик)    барабан – (барабанщик)                  перевод – (переводчик)        сварка – (сварщик)

- Выделите суффиксы, при помощи которых образовались эти слова. (Слайд 5)

- Какое значение имеет выделенный суффикс?     - Произнесите концовки слов, сравните с написанием.    - Что вас удивило?

- Сформулируйте проблему урока. (=Когда в суффиксах нужно писать Ч, а когда Щ?)

Предполагаемые ответы учеников:

- имена существительные;

- люди определенной профессии;

 

- Обозначает лицо по профессии.

- Когда в суффиксах нужно писать Ч, а когда Щ?

Коммуникативная: умение  выражать свои мысли, выдвигать предположения.

Познавательная:

Знаково-символические тренировочные действия.

Регулятивная: соотнесение того, что известно и усвоено, с тем, что еще неизвестно.

6 минут

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Задача: актуализировать учебное содержание необходимое для изучения нового материала

Учитель:

- Молодцы, еще раз посмотрите на данные слова…

- Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК)?

- Значит, какими новыми знаниями мы должны сегодня с вами овладеть?

- Какова тема урока? Запишите ее себе в тетрадь. (Слайд 6)

- Где нам могут пригодиться знания и умения?

- по произношению нельзя определить выбор букв Ч и Щ;

- при каком условии  писать Ч или Щ в суффиксе –ЧИК , -ЩИК;

- тема урока (записывают в тетради): Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных  -ЧИК (-ЩИК);

- знания могут пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений, тестов

Коммуникативная: умение   высказывать предположения

Познавательная: анализ объектов с целью выделения общих признаков.

2 минуты

5. Постановка учебной задачи.

Задача: организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются и фиксируются значение суффиксов

- Возникли ли у вас затруднения при написании суффиксов ЧИК, -ЩИК? В чем причина затруднения?

- Скажите,  что нам сегодня нужно сделать, чтобы правильно писать букву Ч или Щ в суффиксах -ЧИК, -ЩИК

- Выходим на цель… задачи…(Слайд 7)

- Не знаем,  при каких   условиях  писать Ч или Щ.

Задачи:

- узнать, когда пишутся буквы Ч, Щ; при каких условиях;

-знать способ действия  при выборе написания букв Ч и Щ в   суф. –ЧИК, -ЩИК;

- познакомиться с правилом;

- научиться видеть орфограмму, различать суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах сущ.;

- писать  грамотно слова; связывать условия написания буквы Ч и Щ мгновенно, в момент письма.

Познавательная: предполагает цель урока, уточняют тему.

Коммуникативная: коммуникативное взаимодействия.

Регулятивная: постановка учебной задачи

3 минуты

6. Проблемное объяснение нового знания

Задача: организовать коммуникативное  воздействие для построения нового способа действия.

- Рассмотрим языковой материал (слайд № 8). Обратите внимание, после каких букв пишется суффикс –чик.

1. упр. № 244 (Класс делится на 2 группы, каждой группе достается по семь слов.) (Слайд 9)

- Вы обратили внимание, после каких согласных пишется суффикс – ЧИК?

- После какой буквы пишется суффикс - ЩИК?

- Соотнесем новое знание с правилом учебника, стр.102, параграф 44

- оформите краткую запись

- Сравните свой вывод с текстом учебника на стр.102

- Смотрим образец рассуждения на стр.102 учебника

ФИЗМИНУТКА (Слайд 10)

Ученики работают в грппе:

- После д-т, з-с и ж пишется буква Ч.

- Чик, -щик. Буква Ь перед суффиксом –чик, -щик только после Л.

- Ученики читают правило на стр. 102, орфограмма № 33

- оформляют  кратко, схематично (слайд № 9):

   После д-т, з-с, ж / ЧИК

   остальные случаи / ЩИК

   после Л -  буква Ь

-  схема

- Ученики читают образец рассуждения в учебнике на стр.102

Коммуникативная:

слушать и понимать речь других,

проговаривают последовательность действий, сотрудничество в паре.

Познавательная:

извлечение информации из анализа языкового материала; преобразовывают материал в другую форму – краткую запись или схему

5 минут

7. Открытие новых знаний.

Задача: установить самостоятельность усвоения темы.

  8.Реализация построенного проекта.

Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? А значение? (Слайд 11)

карманчик – подписчик

сарайчик – грузчик

стульчик – возчик

магазинчик- летчик

Рассказ о суффиксе ­чик­

Человеку не обойтись без суффикса ­чик­! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и называет профессии людей. Если он называет людей, у него есть пять друзей, после которых суффикс ­чик­ всегда стоит в словах.

- Ребята, догадались ли вы, кто эти друзья? (Буквы д, т, з, с, ж.) Запомнить их вам поможет путеводная звезда, которую каждый из вас получит сегодня на уроке (учитель раздает звезды).    (Слайды 12,13)

                                    советчик

                                                         т

 

          докладчик                 д                чик       з заказчик      

                                             ж                     с

                                     

                 перебежчик                     переписчик

                             

Составим АЛГОРИТМ применения правила.

Алгоритм применения правила написания букв ч и щ в суффиксе существительных ­чик­ (­щик­):

                        1. Выдели суффикс ­чик ­ (-щик).

                2. Определи его значение.

лицо по профессии                          уменьшительно­ласкательное

посмотри на конечную                         пиши   ­чик­

букву согласного основы

исходного слова

(перед суффиксом)

        д, т, з, с, ж                        другие буквы

        пиши ­чик­                        пиши ­щик­

- Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное (Слайд 11)

Регулятивные:

1. Искать пути решения проблемы.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний.

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

9 минут

9.Первичное закрепление во внешней речи

Задача: установить самостоятельность усвоения темы.

Учитель:

- Чтобы усвоить новый способ действия при решении учебной задачи будем вслух объяснять написание Ч или Щ (слайд № 14), проговаривать, рассуждать. Образец: рез…ик – слово образовано от глагола резать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч.

- ученики вставляют нужную букву (Ч или Щ)  (работа в группах, в парах), комментируя свой ответ.

- Болель.ик

- обмот.ица

- смен.ица

- смаз.ица

- расчёт.ик

- гардероб.ик

 (Образец в параграфе 44)

Познавательная:

Индивидуальная работа вслух.

Коммуникативная:  умение выражать мысли

Регулятивная:

Контроль, коррекция.

3 минуты

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по предложенному ключу.

Задача: формировать умение использовать полученные знания по назначению.

- Самостоятельно выполним

1.  тест «ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»; (Слайды 15, 16)

2.  образовать от слов существительные с суффиксом –чик(-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности. (Слайд 17).

- Проверим по предложенному ключу (на слайде 18): проверьте и оцените свою работу, затем выборочно объясним написание суффиксов в словах.

Ученики выполняют два задания.

самопроверка. (Слайд 18)

Ученики проверяют правильность выполнения работы по ключу, оценивают работу по критериям, данным учителем.

Личностная: самоопределение

Регулятивная: контроль, проверка, оценка; коррекция (исправление ошибок).

8 минут

11. Рефлексия деятельности на уроке

Задача: оценить результаты собственной деятельности.

Подведем итоги…

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки. (Слайд 19)

Закончи предложение: - Сегодня я узнал(а)… - Было трудно… - Теперь я могу… - Я понял(а)… - У меня получилось… - Было интересно… - Мне захотелось

Выставление оценок за урок…

Учитель просит встать тех учащихся, которые работали

- на «5»,

- на «4»,

- на «3»

- Обучающиеся  высказываются по парам:

-Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял(а)…

 - У меня получилось…

- Было интересно… 

- Мне захотелось

 - Я смогу …

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

2 минуты

Дифференцированное домашнее задание.

Задача: дать установку на отработку определённых умений

(Слайд 20)

Выучить правило (§ 44, орфограмма № 33).

Выполнить упр. 245 или 247 стр.103

Ученики записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению.

Упражнение 245

Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, стекольщик, автоматчик, пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, сварщик, компьютерщик

1 минута


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Составила Бичелдей Аяна Валериевна, учитель русского языка МБОУ Хайыраканской СОШ

Слайд 2

Запишите и объясните правописание НЕ с именами существительными. Друзья по (не)счастью; это (не)птица; (не)приятель, а знакомый; (не)урожай овса; (не)топор нужен; шапка-(не)видимка; рассказывать (не)былицы.

Слайд 3

НЕ с существительными пишется слитно, если без НЕ не употребляется или можно заменить синонимом без НЕ. НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление или это отрицательная частица).

Слайд 4

От данных слов образуйте названия лиц по профессии: рассказ – барабан – перевод – сварка –

Слайд 5

сварка – свар щик рассказ – рассказЧИК перевод – переводЧИК барабан – барабанЩИК сварка – сварЩИК

Слайд 6

«Правописание суффиксов существительных – ЧИК (-ЩИК)»

Слайд 7

Цель: узнать при каких условиях писать Ч или Щ. Задачи: -знать способ действия при выборе написания букв Ч и Щ в суффиксе –ЧИК, (-ЩИК); - познакомиться с правилом; - научиться видеть орфограмму, различать суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах существительных; - писать грамотно слова; связывать условия написания буквы Ч и Щ мгновенно, в момент письма.

Слайд 8

докла д чик пулемё т чик гру з чик забойщик пи л ь щик разно с чик перебе ж чик Когда пишется суффикс -чик

Слайд 9

чик щик изво з чик обхо д чик ре з чик аппара т чица гру з чик разве д чик сма з чик перебе ж чик укла д чица прессовщик обрубщик подборщица съёмщик формовщица Распределите слова в два столбика с -чик, -щик, обозначая условия выбора изученной орфограммы (упр. 244).

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 11

Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? карман чик – подпис чик сарай чик – груз чик стуль чик – объезд чик магазин чик - лет чик

Слайд 12

Путеводная звезда Д Т З С Ж Ч

Слайд 13

1 . Выдели суффикс ­чик (- щик ). 2. Определи его значение. лицо по профессии уменьшительно­ласкательное посмотри на конечную пиши ­чик­ букву согласного основы исходного слова (перед суффиксом) д, т, з, с, ж другие буквы пиши ­чик­ пиши ­щик­ АЛГОРИТМ

Слайд 14

Образец: рез…ик – слово образовано от глагола резать . Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З , значит, в суффиксе надо писать букву Ч. Болель … ик обмот … ица смен … ица смаз … ица

Слайд 15

Тест 1. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) паром … ик 2) перебеж … ик 3) формов … ица 4) часов … ик 2. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) бакен … ик 2) барабан … ик 3) воз … ик 4) фонар … ик 3. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) забой … ик 2) налёт … ик 3) компьютер … ик 4) свар … ик 4. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) спор … ик 2) коль … ик 3) груз … ик 4) пиль … ик

Слайд 16

Тест 5. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) съём … ик 2) обход … ик 3) груз … ик 4) уклад … ик 6. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) объезд..ик 2) кровель … ик 3) совет … ик 4) аппарат … ица 7. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) пулемёт … ик 2) разнос … ик 3) пис … ик 4) прицеп … ик 8. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) погруз … ик 2) вертолёт … ик 3) миномёт … ик 4) регулиров … ик

Слайд 17

Задание: образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом –чик (-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности Перебежать, спорить, летать, возить, разносить, смазать, укладывать, грузить.

Слайд 18

Тест 1. 2 2. 3 3. 2 4. 3 5. 1 6. 2 7. 4 8. 4 Критерии оценки: «5» -8; «3»- 6-5; «4»-7; «2» – 4 и меньше Образование слов Перебежчик, спорщик, лётчик, возчик, разносчик, смазчик, укладчик, грузчик . Критерии оценки: «5» – 8; «4» - 6; «3» – 4; «2» - 3 и меньше

Слайд 19

ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ Сегодня я узнал(а)… - Было трудно… - Теперь я могу… - Я понял(а)… - У меня получилось… - Было интересно… - Мне захотелось … - Я смогу …

Слайд 20

Домашнее задание Выучить правило (§ 44 , орфограмма №33). Выполнить упр. 245 или упр. 247 стр.103

Слайд 21

Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы!



Предварительный просмотр:

                                   МБОУ Хайыраканская СОШ

     

                           САМОАНАЛИЗ

                       ОТКРЫТОГО УРОКА

                   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                            В 6 КЛАССЕ

                                           ПО ТЕМЕ

            «Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)».

                                         

                                                                     

                                                                             

                                                                             Бичелдей Аяны Валериевны                                  

                                         

                                         

Хайыракан – 2020г.

 - Здравствуйте, уважаемые члены жюри конкурса!

Я, Бичелдей Аяна Валерийевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна.

Представляю вашему вниманию самоанализ урока русского языка, проведенного в 6 классе.

Тема урока: «Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-)»

  1. Цель урока:  Формировать умение  правильного  написания слов  с орфограммой «Буквы ч и щ в суффиксе  -чик-, - щик-.

Задачи урока:

Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии. Урок первичного ознакомления с материалом.

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследо-вательский.

Цели урока реализовывались: 

Развивающая : Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, работа в группах). Развитие логического мышления учащихся, их аналити-ческих способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный. работа с текстом, монологический ответ, анализ.
  • Функциональный: определяли,  при каких   условиях  писать Ч или Щ.
  • Коммуникативно-деятельный, работа с учебником, алгоритмом.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам.

Личностно-ориентированный подход реализовывался. Внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса. Исходя из целей, структура урока состоит из 8 этапов, которые все были соблюдены.

  1. Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
  2. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
  3. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока.

  1. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: как пишем в этом случае и почему?

  1. Закрепление нового материала.
  2. Подведение итогов.
  3. Рефлексия.
  4. Домашнее задание по выбору

Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, поисковый метод, информационно – коммуникативная технология.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: научились видеть орфограмму, различали суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах сущ.;

Оценки учащимся объявлены.

Информация о домашнем задании.

Учащиеся попытались предположить, каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был закреплён.

Затем им  было предложено  разноуровневое домашнее задание по выбору ( по результатам самостоятельной работы).  

Цель : формировать навыки самоанализа, самоцелеполагания,    самопланирования, самовыражения.

                                Параграф 39.

      1  уровень:   Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок и получил  

                            «5», выполняет упражнение 224.

      2  уровень : Кто в самостоятельной работе допустил 1 – 2 ошибки,

                           выполняет упражнение 222.

                      На данном этапе была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

        Учащиеся должны были осознать,  довольны ли они своей работой на уроке, что им удалось, какие задания оказался   самыми интересными, что для них составило трудность, и главное, что получилось, чтобы спрогнозировать свою будущую деятельность.  

Средства: беседа, самостоятельная работа.

Результат: анализ собственной познавательной деятельности.  

             Я считаю, что цели урока достигнуты. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся «открывали» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направлял эту деятельность и подводил итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.

    Таким образом,  в процесс обучения эффективно включались все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий,  алгоритм рассуждения, операции самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимоценки.  Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивала прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивала прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

 «Открытие» нового знания осуществлялось через предложенную учителем систему вопросов и заданий, подводящих учащихся к самостоятельному открытию нового. Первичное закрепление обеспечивало прохождение этапа внешней речи – учащиеся проговаривали вслух и одновременно выполняли в письменной и устной форме установленные алгоритмы действий. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождались речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривали «про себя» (внутренняя речь).  

      Разноуровневые задания позволили каждому учащемуся на своем уровне справиться с заданиями.                

При выполнении задания в парах, группах учащиеся, которые обычно ведут себя на уроке пассивно, были заняты работой, старались на своём уровне справиться с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...