Открытый урок по теме: "Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ооржак Орлана Чечен-ооловна

Технологическая карта открытого урока по теме: "Фонетика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

Тема: «Путешествие в страну «Фонетика»

    К уроку подготовлено необходимое компьютерное оборудование и карточки с заданиями.  На уроке были использованы различные методы и приёмы: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа, демонстрация в форме презентации. Применяемые методы и приемы обучения, по моему мнению, соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности обучающихся. Кроме этого, присутствовали и здоровьесберегающие технологии (обращение на правильную посадку и смена методов, и приемов урока). 

    На уроке старалась создать приятную психологическую и эмоциональную среду. Взаимоотношения учитель-ученики в классе доброжелательные.

    Контроль усвоения знаний, умений и навыков старалась осуществлять на протяжении всего урока. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.                  

    Были разработаны критерии к самооцениванию таким образом, что в процессе итогового оценивания ребёнок имел право на ошибку. Анализ оценочных листов позволит мне увидеть затруднения как одного ребёнка, так и класса в целом на определённом этапе и скорректировать дальнейшую работу с детьми на следующих уроках. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети научились следующему: самостоятельно сформулировали тему урока, делали выводы на разных этапах урока, в том числе по новому материалу.

   Подведение итогов урока убедило меня, что дети усвоили главное:

1) вспомнить что такое фонетика,

2) научиться определять склонение существительных.

Подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии. На мой взгляд, время было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы были связаны между собой и работали на главную цель. 

Заключение:

  • итоги урока и результаты контроля показали, что данный урок достиг цели; 
  • материал, подобранный для урока, был доступен для всех обучающихся класса. Задания и презентация способствовали повышению интереса учащихся и улучшению качества усвоения материала;
  • выбранный тип и форма проведения урока, технологии обучения себя оправдали;
  • в полной мере использованы образовательные, развивающие и воспитательные возможности урока;
  • урок закончился вовремя, время урока использовано рационально;
  • темп урока соответствовал уровню класса;
  • проведенная рефлексия в конце урока показала высокий интерес школьников к изучаемому материалу и удовлетворение учениками своей деятельностью;
  • домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.

Технологическая карта урока

«___»__________2018 г

Составитель: учитель русского языка и литературы Куулар Орлана Чечен-ооловна

Класс: 5, МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

УМК: Учебник «Русский язык. 5 класс», под редакцией Ладыженской Т.А., Москва «Просвещение» 2015 год

Тема урока: Фонетика

Тип урока: урок закрепления

Форма занятия: урок-путешествие с элементами игры

Форма организации учебной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная    работа, индивидуальная работа

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, карточка с текстом

 Цель урока:

  1. Предметные: знать предмет изучения фонетики, понимать назначение звуков речи, иметь представление об устной и письменной речи
  2. Метапредметные:
  • развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • способность определять последовательность действий
  1. Личностные:
  • формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
  1. Регулятивные: овладевать способностями, понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

     Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь, объяснять языковые явления.

     

Этапы урока, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации этапа

Предполагаемый результат (УУД)

I. Мобилизующее начало урока. Эмоциональный настрой.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

1.Здравствуйте, ребята!!! Меня зовут Куулар Орлана Чечен-ооловна!!! Я – учитель русского языка и литературы Сайлыгской средней школы Чеди-Хольского района. Вот мы и познакомились.

Слайд №1

2.Урок начинаю со слов: “Улыбнёмся друг другу». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Под тихой музыкой тихо повторите за мной (про себя):

            - Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

            - Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!        (Слайд №2)

Спасибо. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте

открыть новые знания друзьям и гостям. Садитесь правильно. Мы начинаем работу.

Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие школьных принадлежностей. Поприветствовали друг друга.

Коллективная.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам и гостям

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

II. Актуализация знаний.

Организует повторение изученного.

Введение в проблему, обеспечение целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности.

Подготовка к основному этапу урока.

- Давайте вспомним, о чем с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса: (слайд 3)

1. Имя существительное – это

2. Имена сущ. бывают

3. А помните ли вы из курса 4 класса, что такое склонение?

Отвечают на вопросы

Вывод. Подытожим

Фронтальная.

Личностные УУД: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Познавательные УУД: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений, умение воспринимать информацию на слух, осознано строят речевые высказывания.

III. Формулировка темы, целей урока.

Цель: формулирование темы урока.

 - Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению Имени существительного.

 - А теперь посмотрите на (слайд №4)

Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить?

Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, дедушка, земля, облако, печь. (Слайд№5)

I склонение мужской род

II склонение средний род

III склонение женский род

дядя

море

луна

лимон

облако

земля

день

печь

дедушка

мышь

 - Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это?

Да, вы правы, запишите тему урока (Слайд №6)

Определение цели урока

 - Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока? (Слайд №7)

 -Имена существительные.

Распределяют слова в паре.

Записывают дату и тему урока

Пятнадцатое марта.

Классная работа.

Три склонения имён существительных.

Цели:

1) Вспомнить, как определяется склонение существительных.

2) научиться определять склонение существительных.

Вывод

Фронтальная

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

IV. Открытие новых знаний.

Цель: познакомить с делением существительных на три группы.

1.Работа с учебником.

1.Откроем учебник на стр.62. Прочитайте параграф. Прочитали. Пользуясь учебником, скажите: Какую информацию по теме вы узнали в параграфе №95

2.Что такое склонение?

3.Сколько склонений мы знаем?

4.По какой форме мы определяем склонение?

2.Работа в группах.

1группа

1) Выделите окончания, определите род у следующих существительных: распутица, струя, юноша.  

2) Сделайте вывод: какие существительные относятся к 1-ому склонению 

3) Выделите среди указанных слов существительные 1 склонения: верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень, черёмуха, трель, тишь.

4) Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

2группа.

1)Выделите окончания, определите род у следующих существительных: облако, грач.

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 2-ому склонению. 

3)Выделите среди указанных слов существительные 2 склонения:  верба,  соловей, травка,  лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень, черёмуха, трель, тишь.

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

3группа.

1)Выделите окончания, определите род у  следующих существительных: трель, сирень.

2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 3-ему склонению.

3)Выделите среди указанных слов существительные 3 склонения: верба, соловей,   травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень, черёмуха, трель, тишь..

4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение?

3.Вывод.

-Какие действия нужно для этого сделать?

-Вернёмся к существительным, встретившимся в словарно-орфографической работе. Определим, к какому склонению относится каждое из них.

-Не забудьте оценить свою познавательную деятельность при открытии новых знаний.

4.Кластер «Склонение существительных» (или составить алгоритм) /Пока учащиеся делают вывод, у доски один ученик составляет кластер/

Работают с учебником, выделяют ключевые понятия.

Работают в группах, распределяют данные в карточках.

(на доске выходит ученик)

Делают вывод, оценивают познавательную деятельность.

Составляют кластер

Фронтальная

Проверяем

Групповая, каждый выполняет работу в тетради, взаимопроверка, 1 от группы выступает, доказывает

Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать в группе, устанавливать рабочие отношения, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.

V. Физминутка.

Релаксация и смена видов деятельности.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Лингвистическая разминка.

 - Я называю существительное, если (река, дом, ночь, дедушка, облако, степь, деревня, море, мышь)

1склонение – поднимаем руки вверх

2 склонение – в сторону

3 склонение -  отпускаем

Спасибо. Продолжаем работать.

Выполняют гимнастику.

Коллективная

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Первичное закрепление знаний.

Цель. Закрепить знания в определении склонения.

-Ребята! Прошедший год был Годом тувинских обычаев и традиций, а 2016 год объявлен в республике  Годом тувинского гостеприимства

1.Пословицы и поговорки о гостеприимстве. Выпишите существительные, определите склонение, род:  (Слайд№8)

Где слова привета, там улыбка для ответа.

  • Хороший гость всегда вовремя.
  • Хочешь быть хорошим гостем - хвали хозяйку.

В гостях хорошо, а дома лучше.

1.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

-Проверь свои знания, определи склонение существительных. (Поставь плюс в нужную колонку)

1 вариант

1 склонение

II склонение

1II

склонение

солнце

соловей

весна

проталина

трель

капель

луч

журчание

2 вариант

1 склонение

II склонение

1II

склонение

пение

звон

теплынь

гомон

жаворонок

ландыш

ледоход

солнцепёк

-Кто допустил ошибки?

-Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Выписывают существительные, определяют склонения, оценивают познавательную деятельность

Вывод, оценивание.

Самостоятельная работа с карточками по вариантам; оценивание познавательной деятельности;

самопроверка

Если всё правильно-5;

Если 2 ошибки-4;

Если 3 ошибки-3

Вывод, оценивание

Парная, индивидуальная

Индивидуальная,

фронтальная

Познавательные УУД: умение находить нужную информацию.

Личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, устойчивой мотивации к обучению, способности самооценки своих действий.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность при  выполнении заданий, сравнивать и сопоставлять, развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

VII.Рефлексия.

-А теперь подведем итог нашего урока.

-Какую цель ставили на урок?

-Добились мы поставленной цели?

На слайде №9:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Какие трудности встретились?
  • Своей работой на уроке я …

-Оцените свою работу на уроке.

-Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

-Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

-Повторить склонения имен существительных.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю

Коллективная индивидуальная фронтальная

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII.Домашнее задание.

-Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.

Тексты распечатаны. 1.(базовый уровень)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 (повышенный уровень)

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец:

Идти по алле          (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .

Записывают задание

Коллективная

Полное понимание способа и важности выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по теме «Фонетика»

Презентация к урокам по теме «Фонетика»Презентация «Фонетика» может быть использована на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении, при сопутствующем повторении орфографии ...

Презентация к уроку по теме: "Фонетика"

Повторить раздел русского языка: "Фонетику"...

Обобщающий урок по теме "Фонетика" в 5 классе

Это урок-путешествие по сказочному городу. Урок состоит из заданий, связанных с правилами, изучаемыми в разделе "Фонетика"....

Методическая разработка урока по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Методическую разработку  урока  можно использовать для повторения сложных вопросов по теме "Фонетика. Орфоэпия"....

Интерактивные таблицы к урокам по теме "Фонетика", 5 класс

В презентации содержатся таблицы и схемы по теме "Фонетика": классификации гласных и согласных звуков, сильная и слабая позиции звуков, употребление букв Е, Ё, Ю, Я и т.д.. Представлен образец фонетич...

План урока по теме "Фонетика"

Урок повторения изученного материала на основе обрядового праздника "Сабантуй"...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Конспект открытого урока по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Конспект открытого урока с презентацией и раздаточным материалом...